Капитал |
Немецкие фирмы
С.Н. Раковский
| ||||||||||||
ФРГ, стремившаяся к объединению страны, столкнулась с многими трудностями. Они оказались гораздо большими, чем ожидалось, в том числе материальные расходы и потери. В результате произошло определенное понижение доходов населения, особенно в восточных землях, на территории бывшей ГДР*. Однако в целом это не поколебало очень высокого места Германии в мировой экономике. В 1999 г., например, доля ее ВВП составляла 4,6% от валового мирового продукта, превышая в 3,5 раза долю страны в мировом населении. Германия все более укрепляет свои позиции в Европейском Союзе, давно уже самые сильные. Она производит 26% ВВП этого Союза, в то время как Франция — 17, Великобритания — 16, Италия — 14%. В бюджет ЕС Германия вносит 30%, ровно столько, сколько Франция и Великобритания вместе взятые, и почти втрое больше, чем Италия. В развитии Европейского Союза, его интеграционных процессах, растущей экономической активности как в Европе в целом, так и за ее пределами, все более заметную роль играет именно Германия. Между тем по стоимости ВВП Европейский Союз в 2000 г. сравнялся с США и имеет тенденции обойти их. Международные экономические и финансовые эксперты (особенно ревниво — специалисты из США), оценивая на 2000 г. показатели деятельности известнейших мировых фирм, прежде всего состояние их дел и качество их работы, выделяют в числе лучших в мире ряд немецких. Так, по данным журнала «Форчун» (США), в их числе: «Даймлер-Бенц»** (автомобилестроение, электротехника, авиастроение, Штутгарт) — 2-е место, «Дойче банк» и «Байер» (химическая и фармацевтическая промышленность, Леверкузен) — 3-е место, «Хенкель» (авиационная промышленность, Шпейер) — 4-е место, «Маннесман» (машиностроение, оборудование, Дюссельдорф) и «Дойче пост» (немецкая почта) — 5-е место, «Люфтганза» (крупнейший аэропорт — Франкфурт-на-Майне и др.) — 6-е место, «Сименс» (электротехника, электроника, Мюнхен), «Тиссен» (черная металлургия, машиностроение, Дуйсбург) и «Дойче телеком» — 8-е место. Заметим, во-первых, что это предприятия и целые отрасли деятельности — ключевые в любой стране, во-вторых, мало у кого в мире столь высокие показатели. Так, например, «Немецкая (или Германская) почта», отметившая в 1990 г. свое 500-летие, объединилась в холдинг с двумя другими акционерными фирмами — телевидением и почтовым банком. Телефонная служба холдинга, полностью автоматизированная внутри страны, может осуществлять связь с абонентами в 215 странах мира также в автоматическом режиме, не прибегая к помощи междугородних коммутаторов. Более 90% писем, отправленных из любого пункта страны, доставляются адресату на следующий день. Подобные примеры качества работы характерны и для других сфер экономики ФРГ. В экономике Германии господствуют крупнейшие фирмы, особенно международные. Очередной тур объединения ряда крупнейших фирм-монополий ФРГ с фирмами США, Франции и других ведущих рыночных держав прошел в конце ХХ в. Объединенные фирмы (отчасти поменявшие и свои названия) стали еще более мощными и многоотраслевыми. Так, крупнейшая из них — «Даймлер-Бенц» (Штутгарт), ставшая в Германии «Даймлер-Крайслер», увеличила свой оборот с 97,7 млрд нем. марок в 1993 г. до 257,7 млрд марок в 1999 г., а число занятых — с 366,7 тыс. до 441,5 тыс. чел. Тон задают, прежде всего, автомобилестроительные фирмы: вслед за «Даймлер-Крайслер» — «Фольксвагенверке» (Вольфсбург), «БМВ» (Мюнхен). Стремительно идет вперед фирма «Ауди» (из баварского Ингольштадта), выпускающая своих красавцев на продажу «для президентских гаражей». Все более наращивают производство ее заводы в Венгрии, Китае, Бразилии, Италии, Великобритании, Малайзии. За автомобильными гигантами тянутся химические, электротехнические, электронные, энергетические. В результате жесткой и жестокой конкуренции изменяются позиции, места «в шеренге». Вносит свои коррективы и научно-техническая революция. Так, отодвинуты, выбыли из «первой десятки» (на 12—13-е места) «стальные бароны» (сталь, станки, оборудование) — «Тиссен» (Дуйсбург) и «Маннесман» (Дюссельдорф). Лучше других справляются с переменами в экономической конъюнктуре, политике, научных достижениях машиностроительные фирмы, большей частью не слишком крупные. Они быстрее, оперативнее реагируют на запросы рынка и достижения науки и техники и, как правило, несут меньшие потери от «резких поворотов» в технологии. Промышленность ФРГ состоит в основном из малых и средних предприятий. Примерно 2—2,5% предприятий — крупные фирмы, имеющие свыше 1000 работников, а три четверти предприятий — по 100 работающих и менее того. Однако в целом в индустрии почти 40% занятых работают именно на крупных фирмах, где более чем 1000 человек персонала. Эти фирмы выпускают половину промышленной продукции страны. Состав экономики ФРГ по секторам, 1999 г., %
Германские экономисты считают положительным явлением для своей страны то, что ее экономика ныне состоит из малых и средних предприятий, способных действовать с наибольшим эффектом. Такие предприятия (менее 500 работников с годовым оборотом менее 50 млн евро) производят (на 2002 г.) 57% ВВП Германии, имеют 46% валовых капиталовложений страны. Свыше 70% этих предприятий управляются лицами старше 40 лет (половина их окончили гимназию или вуз; это — зрелые люди, как правило, владельцы тех же фирм). Малые и средние предприятия обучают 350-ти различным профессиям, предоставляя 80% всех ученических мест. На этих предприятиях работают 70% всего занятого населения Германии: 6 млн — в сфере ремесел, 2,6 млн — в промышленности, 2,5 млн — в торговле, 12,1 млн чел. — в сфере услуг или лица свободных профессий, то есть всего 23,2 млн жителей ФРГ***. Структура современной экономики Германии выглядит теперь примерно так же, как и других наиболее развитых государств мира. На развитии главных отраслей экономики ФРГ, в первую очередь ее любимого детища — индустрии, очень заметно сказалось влияние научно-технической революции и участие в ЕС, затем многие другие, особые обстоятельства: объединение страны, определенные послевоенные ограничения и т. д. В результате произошли радикальные изменения в производственной структуре многих отраслей промышленности ФРГ, их специализации. Серьезно изменилась география промышленности Германии, да и всех других сфер хозяйственной деятельности. В ряде районов стал иным хозяйственно-культурный ландшафт и социально-культурный облик. Промышленность ФРГ, как и все другие отрасли хозяйства, культура и быт населения отличаются очень высокой степенью электрификации. Германия занимает 6-е место в мире по производству электроэнергии: в 2000 г. — 552 млрд кВт•ч. Естественно, далеко впереди нее энергетические гиганты — США и Китай, затем — Япония, все еще — Россия (больше на 300 млрд кВт•ч), ненамного — Канада, располагающая гораздо большими энергоресурсами. Среди европейских государств ФРГ — первая, хотя ее энергетические ресурсы отнюдь не самые большие и не лучшие. Так, если считать по принятым ныне в экономике и технике энергетическим расчетам (сумме производства в стране за год первичных энергоносителей в пересчете на метрические тонны нефтяного эквивалента), то Великобритания производит из собственных энергоресурсов (добыча каменного угля, теперь в крупных масштабах — нефти и газа на шельфе Северного моря, производство на АЭС и др.) энергии вдвое больше ФРГ (однако электроэнергии — на 200 млрд кВт•ч с лишним меньше; 9-е место в мире). Норвегия, уступая Германии немного по территории и почти в 20 раз — по численности населения, превосходит ее по ресурсам энергии из собственных источников (многочисленные ГЭС, крупная добыча газа и нефти на шельфе Северного моря) в 1,5 раза. Да и Франция, главный конкурент ФРГ в ЕС, немного отстает от нее как по общему производству энергии из первичных энергоносителей, так и по выработке электроэнергии (7-е место в мире). * См. подробнее: С.Н. Раковский. Объединенная Германия: политико-, экономико- и социально-географические аспекты//География в школе, № 2/95; О.В. Витковский. Едина ли объединенная Германия//География, № 44/99. ** После слияния в 1999 г. с автомобилестроительной фирмой «Крайслер» (США) — «Даймлер-Крайслер» увеличил за короткий срок оборот в 2,5 раза, число занятых — в 1,2 раза. *** Журнал «Deutschland», № 1/2002, с. 24—25. |