Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №28/2002

Результаты

Ориентация на потребителя — непреложное правило

С.Н. Раковский

Производство национального напитка — пива — требует много ячменя На снимке — ячменное поле в предгорьях Рудных гор, Саксония
Производство национального напитка — пива — требует много ячменя На снимке — ячменное поле в предгорьях Рудных гор, Саксония

 

Первый в Европе фарфоровый завод был основан в 1710 г. в г. Майсен (Саксония) На снимке — мастер работает с майсенским фарфором
Первый в Европе фарфоровый завод был основан в 1710 г. в г. Майсен (Саксония) На снимке — мастер работает с майсенским фарфором

Германия имеет и весь набор отраслей легкой и пищевой промышенности. В последней, например, занято лишь немногим меньше, чем в химической промышленности, а стоимость ее продукции — даже больше. Удовлетворять высокие требования населения Германии к продуктам питания приходится как за счет сельского хозяйства страны, так и в неменьшей степени импорта, притом не только привычных кофе, чая, но и... тропических фруктов в течение всего года и т. п. Национального напитка — пива — производят много, не менее 4000 сортов. По-прежнему, несмотря на сильную конкуренцию кофе, в среднем на каждого жителя ФРГ приходится до 150 л пива в год. «Столицей пива» давно принято считать Мюнхен. Сотни пивоварен изготавливают знаменитое баварское пиво. Здесь ежегодно в октябре шумно, буйно, по-немецки сверхорганизованно проводят (под маркой «праздника сбора урожая» — Октоберфест) пивной праздник, аж целую неделю. Правда, самое крупное производство пива уже в течение десятилетий не в Мюнхене и вообще не в Баварии, где основные посевы ячменя и хмеля, а в Дортмунде, в расчете на потребителя — шахтеров и металлургов Рура. Ориентация пищевой промышленности на потребителя, прежде всего на крупные города
(но также и на всех остальных горожан), стала в ФРГ фактически непреложным правилом.

Это целиком относится и к текстильной и швейной промышленности, все еще крупной и по числу занятых, и по выпуску продукции, но давно уже находящейся в глубоком кризисе. При значительном сокращении производства ФРГ все же занимает 8-е место в мире по выпуску хлопчатобумажных тканей, 5-е — шерстяных, 6-е — шелковых, фактически всё — за счет импортного сырья. Она стремится прагматично использовать возможности Европейского Союза. В середине 70-х годов, например, ФРГ выпускала свыше 150 млн пар обуви в год, в середине 80-х годов — менее 100 млн пар, в 1998 г. — лишь 33 млн пар. Зачем производить больше, если в рамках ЕС можно купить на выбор у Италии, как считают многие, «лучшего сапожника в мире», выпускающей 310—315 млн пар обуви в год (2-е место в мире после Китая) или у Франции (109—110 млн пар)? Германия же многое другое умеет лучше делать и успешнее продавать.