Предмет |
Вопросы комплексного страноведения в содержании новых программ и учебников географии
В.И. Сиротин
Основой существующей и многократно обсуждаемой новой концепции содержания и структуры школьного географического образования, безусловно, является комплексное страноведение. Авторы концепции и их многочисленные сторонники отказались от механического копирования вузовских курсов физической и экономической географии в содержании школьного географического образования.
Еще в студенческие годы меня поражал тот факт, что многие сокурсники предпочитали готовиться к экзаменам по физической и экономической географии, используя школьные учебники. И как ни странно, их экзаменационные оценки мало отличались от оценок тех, кто использовал толстые и скучные учебники, написанные для студентов. Стремление повысить научный уровень школьных программ и учебников реализуется в основном или за счет увеличения объема учебного материала, или за счет увеличения доли общих географических разделов содержания по отношению к региональным характеристикам.
Стремление любым путем повысить научный уровень преподавания географии привело к тому, что школьная география стала скучной, малопонятной и не любимой большинством учащихся. Имея более чем 25-летний стаж преподавания в различных типах школ, посещая многочисленные уроки коллег и обсуждая с ними эти проблемы, могу сказать это с полной уверенностью. Учащимся скучно и неинтересно изучать основы геологии, климатологии, гидрологии, запоминать, где, каких и сколько полезных ископаемых добывается, как размещаются предприятия различных отраслей хозяйства, что такое ПТК и ТПК...
Считаю, что основная причина отсутствия интереса в том, что все эти вопросы очень далеки от реальной жизни, от интересов учащихся. Они хотят знать, где могут использовать свои географические знания в том случае, если они не планируют связать свою жизнь с дальнейшим изучением географии в вузе. Они хотят убедиться в необходимости географических знаний для своей настоящей и будущей жизни. Очень часто школьники просят рассказать и с большим интересом слушают о жизни людей, особенностях природных ландшафтов, о том, чем занимаются люди в той или иной стране, районе.
Действительно, при условии образного описания территории, делясь своими впечатлениями, вы невольно связываете между собой особенности природы, населения и хозяйства, стараясь передать собеседникам целостный образ территории. Думается, что в этом и заключается суть дела.
Если взглянуть на эту проблему не с точки зрения вузовского преподавателя кафедры физической или экономической географии, особенно если он является еще и автором школьного учебника, а со стороны школьного преподавателя географии, которому часто приходится затрачивать большие усилия, чтобы организовать нормальный учебно-воспитательный процесс, то все становится ясно. Процесс повышения научного уровня преподавания, разбивший единую географию на отдельные, мало связанные между собой части: (6—8-й класс изучаем природу, 9-й класс — немного населения, а потом много сложного для восприятия детей хозяйства, 10-й класс — опять хозяйство, но уже мировое, которое где-то очень далеко в Америке, Африке, Австралии), подошел к своему логическому пределу. Нужны новые подходы к структуре, содержанию и преподаванию школьной географии. На наш взгляд, таким подходом может быть комплексное страноведение.
В настоящее время на страницах печати высказываются различные мнения по вопросу о том, правильно или нет, авторы новой концепции школьной географии взяли за основу будущих школьных программ комплексное страноведение. Настоящий ученый географ Я.Г. Машбиц, умевший заинтересовать слушателей своими рассказами о странах, в которых он бывал, жил и работал, оставил нам хорошую память о себе, написав книгу о комплексном страноведении. Считаю, что всем противникам комплексного страноведческого подхода необходимо внимательно прочитать эту книгу. Думается, что только увеличение в содержании школьной географии ярких комплексных региональных характеристик изучаемых территорий, изучение природы в тесной органической связи с населением, хозяйственной деятельностью человека поможет нам вернуть интерес школьников и молодежи к изучению географии.
Последние годы непрерывно идет борьба за количество часов учебного плана, выделяемого на изучение географии в школе. Очень хотелось бы, чтобы нашими союзниками в этой борьбе стали учащиеся школы и их родители. Добиться этого можно только одним способом: учиться географии должно быть интересно (как постоянно повторяет наш академик В.П. Максаковский).
В настоящее время уже подготовлен ряд школьных учебников географии, где комплексный страноведческий подход взят за основу. Это учебники географии для 6-го и 7-го класса в издательстве «Баласс», «АСТ-Пресс», для 8—9-го классов в издательстве «ДРОФА». Готовятся аналогичные учебники и в других издательствах. В издательстве «ДРОФА» к 2002/03 учебному году будут изданы новые программы по географии. Одна из программ носит экспериментальный характер и подготовлена на основе современной концепции школьной географии. Идет работа по созданию географических атласов, в основе содержания которых лежит идея комплексного страноведения.