Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №31/2002

Отрасль

Пути развития мировой энергетики

В.П. МАКСАКОВСКИЙ

Овладение источниками энергии всегда было способом выживания человечества. И ныне ее потребление остается одним из важнейших не только экономических, но и социальных показателей, во многом предопределяющих уровень жизни людей. Вот почему иногда говорят, что энергетика управляет миром.

Современная энергетика — это комплексная отрасль хозяйства, включающая в себя все топливные отрасли и электроэнергетику. Она охватывает деятельность по добыче, переработке и транспортировке первичных энергетических ресурсов, выработке и передаче электроэнергии. Тесно взаимосвязанные друг с другом, все эти подотрасли образуют единый топливно-энергетический комплекс (ТЭК), который играет особую роль в экономике любой страны, поскольку без него фактически невозможно нормальное функционирование ни одного из звеньев хозяйства. Да и сам ТЭК относится к наиболее капиталоемким отраслям производства.

На протяжении ХХ в. для динамики потребления первичных энергоресурсов был характерен постоянный, хотя и не всегда равномерный, рост. За двадцатое столетие общее потребление в мире увеличилось в 13—14 раз, достигнув в 2000 г. 13,5 млрд т условного топлива.

За первые 50 лет оно возросло примерно на 3 млрд тут*, а за второе пятидесятилетие — на 9,5 млрд тут. В пределах второго пятидесятилетия прирост был неодинаковым: в 1950—1960 гг. произошло увеличение потребления первичных энергоресурсов на 0,8 млрд тут, в 1960—1970 гг. — на 2,1 млрд, в 1970—1980 гг. — на 1,9 млрд, в 1980—1990 гг. — на 2,1 млрд, в 1990—2000 гг. — на 2,7 млрд тут. В этих колебаниях нет ничего необычного, поскольку объем потребления первичных энергоресурсов определяется темпами мирового экономического развития и, соответственно, изменением спроса и предложения, ценами на энергоносители и некоторыми другими факторами.

До середины 70-х годов развитие мировой энергетики не встречало на своем пути особых трудностей. Среднегодовые темпы прироста энергопотребления все время возрастали, достигнув в 1950—1970 гг. почти 5%, что в 2,5 раза превышало темпы прироста населения мира и, следовательно, обеспечивало довольно быстрое наращивание душевого потребления первичных энергоресурсов. Такая динамика объяснялась прежде всего быстрым увеличением добычи нефти, которую транспортировали в самые разные части света — под контролем крупнейших нефтяных ТНК, владевших ее добычей, переработкой и доставкой к потребителю. Огромное стимулирующее воздействие на эти процессы оказывало и то, что цены на нефть были очень низкими: в начале 70-х годов 1 т нефти стоила всего 15—20 долл.

Однако в середине 70-х в развитии мировой энергетики произошли очень большие изменения: наступил энергетический (прежде всего нефтяной) кризис, означавший конец длительной эпохи дешевого топлива. Среди причин его возникновения можно назвать ухудшение горно-геологических условий добычи топлива, в особенности нефти, в связи с перемещением ее в районы с экстремальными природными условиями (Север, Сахара), на континентальный шельф, а также с повышением требований к охране окружающей среды. С другой стороны, этот кризис стал следствием резкого обострения противоречий в мировой капиталистической системе хозяйства, борьбы развивающихся стран за свои нефтяные ресурсы. В конце 1973 г. арабские страны использовали цену на нефть в качестве своего рода политического оружия против стран Запада, поддержавших Израиль в арабо-израильском военном конфликте, повысив эту цену до 250—300 долл. за тонну. В результате экономика западных стран, ориентированная на дешевую нефть, испытала настоящий шок, в ответ на который им пришлось принимать ряд экстренных мер.

США, Япония, страны Западной Европы были вынуждены принять чрезвычайные меры. Было сокращено число сеансов в кинотеатрах и время телевизионных передач, была снижена скорость движения автомобилей и самолетов, были отменены многие авиарейсы, закрыта часть автозаправочных станций, отменены автогонки, была уменьшена подача горячей воды для отопления квартир, погасла световая реклама. Только в США число автозаправочных станций за несколько лет уменьшилось с 220 тыс. до 140 тыс.

Вслед за экстренными мерами эти страны начали разрабатывать новые национальные энергетические программы, направленные на уменьшение зависимости от импорта нефти и на общее сокращение ее доли в топливно-энергетическом балансе, на более полное использование собственных энергоресурсов. Главная ставка была сделана на энергосбережение, которое стали рассматривать в качестве своего рода дополнительного энергоресурса. Эта стратегия дала положительные результаты. Общая энергоемкость экономики стран Запада стала довольно быстро уменьшаться, а темпы прироста ВВП начали превышать темпы роста энергопотребления. В результате цены на нефть значительно снизились: в конце 80-х годов тонна нефти стоила 100—120 долларов.

В 80-е годы общие темпы роста энергопотребления замедлились. Это замедление продолжалось и в 90-х годах, когда помимо политики энергосбережения и повышения эффективности использования энергоносителей стали действовать и такие факторы, как топливно-энергетический дефицит в странах Центральной и Восточной Европы, наступивший после распада Совета Экономической Взаимопомощи, а также кризисные явления в топливно-энергетическом комплексе стран СНГ после распада СССР.

Новая энергетическая политика привела к определенным изменениям в структуре мирового энергопотребления. В течение ХХ в. для нее была характерна смена двух последовательных этапов — угольного и нефтегазового. Угольный этап продолжался примерно до середины ХХ в. (в 1900 г. доля угля составляла почти 60%, в 1913 г. — 80, в 1950 г. — 58%). Затем начался нефтегазовый этап, связанный с большей эффективностью, лучшей транспортабельностью нефти и газа, а также с открытием новых богатейших нефтегазоносных бассейнов. Доля нефти и газа в мировом энергопотреблении достигла своего максимума (77%) в 1973 г.

После того как разразился мировой энергетический кризис стали говорить о новом, переходном, этапе в развитии энергопотребления, главной целью которого считали как можно более быстрый переход от использования органического топлива, в особенности нефти, к использованию возобновимых, альтернативных источников энергии, к атомной энергетике. Однако после преодоления энергетического кризиса и нового удешевления нефти заговорили, напротив, об инерционности структуры мирового энергопотребления и необходимости сохранения ее относительной стабильности. В последние десятилетия ХХ в. для нее была характерна относительная стабильность, хотя при этом доля нефти все же стала несколько уменьшаться, а доля природного газа — возрастать (табл.).

 

Таблица

Структура мирового энергопотребления* в 1970—2000 гг., %

Первичный энергоноситель

1970

1980

1990

2000

Уголь

32,9

30,5

32,0

32,8

Нефть

45,3

44,6

39,4

37,1

Природный газ

19,5

21,4

23,7

24,9

Гидроэнергия**

2,2

2,3

2,6

3,0

Атомная энергия

0,1

1,2

2,3

2,2

Всего энергоносители

100,0

100,0

100,0

100,0

* В данном случае структура энергопотребления приведена без учета так называемых некоммерческих источников энергии — дров, сельскохозяйственных и промышленных отходов, мускульной силы рабочего скота и человека. В экономически развитых странах доля в ней некоммерческих энергоресурсов, по оценкам, не превышает 1%, но в развивающихся странах она достигает 20—40%, а в Тропической Африке — даже 2/3.

** И другие возобновимые источники энергии.

 

Что касается перспектив развития мировой энергетики в начале XXI в., то соответствующие прогнозы делаются в большом количестве — как отдельными фирмами и специалистами, так и Мировым энергетическим советом (МЭС), Международным энергетическим агентством (МЭА) и другими самыми авторитетными организациями. Обычно такие прогнозы составляют в двух вариантах с учетом, во-первых, возможностей более быстрого или более медленного экономического роста, во-вторых, степени охвата стран мира политикой энергосбережения. Несмотря на то, что прогнозы иногда довольно сильно различаются, можно предположить достижение в 2010 г. мирового энергопотребления в объеме примерно 15 млрд тут, а в 2015 г. — 17 млрд тут. В структуре этого потребления доля угля предположительно останется стабильной, доля нефти немного уменьшится, а доля природного газа возрастет. Согласно некоторым прогнозам, их доли в 2015 г. составят соответственно 31,2, 35,0 и 28,1%. Все эти расчеты и прогнозы исходят из задачи обеспечить надежность, экономическую приемлемость и экологическую безопасность мирового энергообеспечения. Они учитывают необходимость обеспечения надлежащего качества жизни — исходят из того, что в начале XXI в. это качество все более будет определяться не столько энергоемкостью производства, сколько эффективностью использования первичных энергоресурсов для получения необходимых людям продуктов и сохранения среды их обитания.

 


* Тонн условного топлива (в угольном эквиваленте).