Предмет |
Коммерческая география. Россия и мировой рынок*.
Курс в профильном обучении
34 часа
Поурочное планирование
Часть 2
Е.Л. ПЛИСЕЦКИЙ
Тема |
Цели и задачи урока |
Формы проведения занятий |
Примеры практических заданий из учебника и рабочей тетради |
|||
Введение. Региональная политика и рынок |
||||||
Урок 1 Неоднородность природно-географического и экономического пространства России |
Дать представление о сложившихся территориальных различиях в стартовых (природных и социально-экономических) условиях вхождения регионов России в рыночные отношения, о наличии сложных проблем во взаимоотношениях федерального центра и регионов, регионов друг с другом, об усилении территориальных диспропорций в развитии экономики страны |
Лекция |
Заполните таблицу “Группировка регионов России по уровню экономического развития и богатству природно-ресурсного потенциала”. Укажите причины, которые привели к тяжелой социально-экономической ситуации в первой половине 90-х годов XX в. Дайте определение понятия “депрессивный регион”. Используя приложение 1 учебника, приведите примеры депрессивных регионов России. Перечислите показатели, которые применяются для оценки условий социально- экономического развития региона, в том числе его депрессивности |
|||
Урок 2 Цели и задачи региональной политики в условиях перехода к рынку |
Сформировать знания о региональной политике (ее целях и задачах) как одной из важнейших функций государства по регулированию процессов социально-экономического развития страны и рыночных отношений |
Лекция Беседа на основе анализа рис.1 “Структура региональной политики” |
Охарактеризуйте содержание и цели региональной политики. Заполните схему “Основные направления региональной политики” Дайте определение понятий “региональный рынок”, “единое экономическое пространство” |
|||
Уроки 3—4 Экономические механизмы регионального развития и формирования региональных рынков: мировой и российский опыт |
Ознакомить с мировым опытом и отечественной практикой государственного регулирования рыночной экономики, используемыми при этом различными методами и механизмами |
Лекция Беседа по карте (рис. 2) Семинарское занятие на тему “Зарубежный и российский опыт государственного регулирования регионального развития” |
На основе материала учебника выделите три группы экономических механизмов, используемые при осуществлении региональной политики. Заполните схему “Экономические механизмы региональной политики” Перечислите основные методы и формы региональной политики, используемые в России. В чем их суть? |
|||
РАЗДЕЛ 1. ГЕОГРАФИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ РЫНКОВ |
||||||
Региональные рынки Европейской России |
||||||
Урок 5 Центральная Россия. Общие черты и исторические предпосылки развития хозяйства |
Выяснить роль западной экономической зоны (Европейской России) в экономике страны. Охарактеризовать (в историческом контексте) общие черты и предпосылки развития хозяйства Центральной России, значение Москвы и Московского региона (Московской агломерации) как крупнейшего делового и финансового центра страны |
Беседа (с опорой на знания базового курса экономической и социальной географии России) на основе карт (рис. 3 и 4) Практическая работа (анализ данных) по приложению 2 учебника |
По данным приложения 2 учебника выясните долю европейской части страны по каждому из приведенных в нем важнейших макроэкономических показателей (территория, население, ВРП, стоимость основных фондов, объем промышленного и сельскохозяйственного производства, инвестиции и др.). На основе этих данных постройте круговые секторные диаграммы. Сделайте выводы |
|||
Уроки 6—7 Регионы Центральной России (Центральный, Центрально-Черноземный, Волго-Вятский) |
Расширить и углубить знания об отраслевой и территориальной структуре хозяйства регионов Центральной России. Ознакомить с особенностями и проблемами развития производства и формирования товарных рынков Центрального, Центрально-Черноземного и Волго-Вятского районов |
Лекция Беседа по карте “Хозяйственный комплекс Центральной России” (рис. 3) и схеме “Нижегородский промышленный узел” (рис. 6) Семинар на тему “Условия и направления предпринимательской деятельности в регионах Центральной России” |
На основе материала учебника и дополнительной литературы охарактеризуйте (в форме таблицы) многообразные хозяйственные, в том числе рыночные функции и проблемы Москвы и Московской городской агломерации По данным приложения 9 в ч. 1 и приложения 2 в ч. 2 учебника рассчитайте коэффициенты отраслевой специализации (Кс) экономических районов Центральной России. Результаты впишите в таблицу. Сделайте выводы |
|||
Уроки 8—9 Северо-Запад и Север Европейской России |
Охарактеризовать место Северо-Западного (в т. ч. Санкт-Петербургской агломерации) и Северного районов в экономике страны; факторы, особенности и проблемы формирования региональных рынков, торгово-экономические связи с другими районами России |
Лекция Беседа по карте (рис. 8) Самостоятельная работа по заданию 2 в конце параграфа Семинар на тему “Экономические подрайоны Европейского Севера и их вклад в формирование регионального рынка” |
Дайте оценку геополитического и экономико-географического положения Калининградской области. Как оно повлияло на развитие экономики области, производственную специализацию, формирование местного рынка товаров и услуг, развитие торгово-экономических связей с другими регионами России и зарубежными странами? Нанесите на контурную карту Северного экономического района важнейшие природные ресурсы. Пользуясь условными обозначениями, оцените природные и социально-экономические условия их освоения. Определите и впишите в таблицу промышленную специализацию основных экономических подрайонов Европейского Севера |
|||
Уроки 10—11 Урало-Поволжье (Уральский и Поволжский экономические районы) |
Дать представление о чертах сходства и различиях хозяйства двух регионов – Поволжского и Уральского; тесных торгово-экономических связях, сложившихся между ними и другими районами России; о проблемах формирования региональных рынков и их товарной структуре |
Лекция Беседа по картам (рис. 9, 10) Семинар на тему “Машиностроение, металлургия, химическая промышленность и АПК – основа товарного рынка Урало-Поволжья” |
Используя материал учебника и карты атласа, выявите общие черты и различия в природно-географических условиях, хозяйственной специализации и проблемах регионального развития Поволжского и Уральского экономических районов (заполните таблицу). Чем обеспечиваются тесные торгово-экономические связи двух регионов? Составьте (с помощью условных обозначений) схему одного из крупнейших промышленных узлов Урало-Поволжья (по выбору) |
|||
Урок 12 Европейский Юг (Северо-Кавказский экономический район) |
Охарактеризовать особенности хозяйственной специализации и проблемы развития регионального рынка Европейского Юга, его участие в межрайонном разделении труда (обмене продукции) |
Лекция Беседа по картам (рис. 11, 12) |
На контурной карте Северо-Кавказского экономического района покажите основные источники рекреационных ресурсов; сложившиеся и перспективные курортно-рекреационные зоны; важнейшие курортные центры и их специализацию; транспортную инфраструктуру, обслуживающую курортное хозяйство |
|||
Рынки Сибири и Дальнего Востока |
||||||
Урок 13 Общие черты и предпосылки формирования региональных рынков в Азиатской России |
Выяснить (с учетом исторических особенностей) общие условия и предпосылки хозяйственной деятельности, формирования товарных рынков в регионах Сибири и Дальнего Востока. Определить место Восточной экономической зоны в системе важнейших макроэкономических показателей |
Лекция Беседа по карте (рис. 13) |
По карте (рис. 13) в учебнике выявите особенности территориальной структуры хозяйства Сибири и Дальнего Востока. Под влиянием каких факторов она формируется? Охарактеризуйте (в форме таблицы) общие черты и предпосылки формирования региональных рынков в Азиатской России По данным приложения 2 учебника охарактеризуйте место Сибири и Дальнего Востока в российской экономике |
|||
Урок 14 Западная Сибирь |
Ознакомить с особенностями и проблемами формирования товарного рынка Западной Сибири, ее участием в географическом разделении труда |
Самостоятельное изучение материала §10 учебника Опрос и беседа по рис. 14 |
На основе материала учебника, дополнительной литературы составьте схему “Участие Западной Сибири в географическом разделении труда”. Какими видами продукции Западная Сибирь обменивается с другими регионами России? С какими товарами район выходит на рынки стран СНГ и мировой рынок? |
|||
Урок 15 Восточная Сибирь |
Охарактеризовать особенности, проблемы и перспективы развития экономики и товарного рынка Восточной Сибири. Выявить формирующиеся при этом внутрирегиональные хозяйственные связи |
Лекция Беседа по картосхеме (рис. 15) |
Выполните схему “Торгово-экономические связи Ангаро-Енисейского региона”. Стрелками покажите направления движения товарных потоков. Подпишите важнейшие виды товарной продукции, которыми обмениваются промышленные узлы и ТПК региона. Сделайте выводы о характере хозяйственных связей, сложившихся в регионе |
|||
Уроки 16—17 Дальний Восток |
Дополнить и углубить знания о природно-ресурсном потенциале, особенностях геополитического и рыночного положения, отраслях специализации Дальневосточного региона. Рассмотреть предпосылки формирования в регионе свободных экономических зон, его торгово-экономические связи с другими районами страны и зарубежными государствами |
Лекция Деловая игра “Проект создания свободной экономической зоны”
|
На контурной карте Дальнего Востока выделите свободные экономические зоны “Находка” и “Сахалинская область”, другие проектируемые СЭЗ. Предложите и обоснуйте свои варианты размещения СЭЗ в регионе. С помощью условных обозначений покажите границы этих зон (для проектируемых – пунктирной линией), их природно-географические особенности, хозяйственную специализацию, основные промышленные центры, направления торгово-экономических связей |
|||
Особенности и проблемы организации предпринимательской деятельности на Российском Севере |
||||||
Урок 18 Природно-экологические и социально-экономические факторы развития предпринимательства в зоне Севера |
Дать представление о природно-ресурсном потенциале Российского Севера, его размещении, специфике природных и социально-экономических условий освоения северных территорий, проблемах развития предпринимательской деятельности |
Лекция Беседа по картам (рис. 16, 17) |
Используя материал учебника, дополнительную литературу, охарактеризуйте (в форме таблицы) особенности, проблемы и перспективы освоения Российского Севера и развития предпринимательства. Сделайте выводы о территориальных различиях в природных и социально-экономических условиях хозяйственной деятельности на Европейском, Сибирском и Дальневосточном Севере |
|||
Уроки 19—20 Приоритеты региональной политики на Севере |
Познакомить с основными концепциями (моделями) освоения Севера, направлениями региональной политики, предпринимательской и инвестиционной деятельностью в зоне Севера |
Лекция Письменная контрольная работа по проверке знаний по региональным рынкам Европейской и Азиатской России Деловая игра “Межрегиональная товарно-сырьевая биржа” |
Выскажите свое отношение к концепции хозяйственного освоения Севера и включению его в рыночные отношения. Обоснуйте свои выводы (заполните таблицу) Приведите примеры, подтверждающие включение хозяйства Севера в рыночные отношения |
|||
РАЗДЕЛ 2. РОССИЯ В СИСТЕМЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ И ФИНАНСОВЫХ ОТНОШЕНИЙ |
||||||
Современные тенденции в развитии мирового рынка |
||||||
Уроки 21—22 Международная торговля |
Ознакомить с особенностями и тенденциями развития мирового рынка товаров и услуг, с участием отдельных регионов мира и стран в международной торговле |
Лекция Беседа на основе анализа данных диаграмм (рис. 18, 19, 20, 21) |
По данным таблицы рабочей тетради рассчитайте показатель “открытости” экономики государства, который определяется как отношение экспорта страны к ее ВВП. Сделайте выводы о степени участия отдельных государств в международных торгово-экономических отношениях |
|||
Уроки 23—24 Международное движение капитала и мировые финансовые центры |
Дать представление о мировом рынке капиталов и его роли в современной экономике. Охарактеризовать основные формы и направления движения капиталов и мировые финансовые центры |
Лекция Семинар на тему “Мировые финансовые центры и их роль в мировой экономике” |
По данным таблицы рабочей тетради постройте круговые секторные диаграммы, отражающие удельный вес прямых иностранных инвестиций в общем объеме капиталовложений по группам стран в среднем за 1995—1999 гг. |
|||
Урок 25 Мировой рынок рабочей силы и международная трудовая миграция |
Расширить и углубить знания о мировом рынке рабочей силы и международной трудовой миграции |
Самостоятельное изучение материала §17 учебника Контрольная (проверочная) работа |
Используя материал учебника и карту атласа “Экономическая и социальная география мира. 10 класс” (с. 19), определите основные регионы и страны-экспортеры рабочей силы, а также основные мировые центры трудовой иммиграции По данным таблицы в рабочей тетради рассчитайте удельный вес отдельных стран СНГ в общей трудовой миграции населения в Россию. Сделайте выводы |
|||
Особенности внешнеэкономической деятельности России на современном этапе |
||||||
Урок 26 Место России на мировом рынке |
Охарактеризовать место России на мировом рынке, ее участие в международной торговле |
Лекция Беседа на основе анализа данных диаграмм (рис. 25, 26) и таблицы 3, а также таблиц Приложений 4, 5, 6, 7, 8 |
По данным приложения 4 учебника постройте (в масштабе) столбчатую диаграмму, отражающую динамику внешнеторгового оборота России в период с 1990 по 2000 г. Сделайте выводы По данным Приложения 5 учебника определите среди экономических районов России тройку лидеров во внешней торговле. Постройте круговую секторную диаграмму, на которой укажите их удельный вес во внешнеторговом обороте страны. Назовите важнейшие виды продукции, которые они экспортируют |
|||
Уроки 27—28 Новые направления и формы внешнеэкономического сотрудничества России |
Дать представление о различных направлениях и формах внешнеэкономической деятельности России |
Лекция Семинар на тему “Торгово-экономическое сотрудничество России с зарубежными странами” (обсуждение различных аспектов внешнеэкономической деятельности Российской Федерации) |
Используя материал учебника и дополнительную литературу укажите и кратко охарактеризуйте (в форме таблицы) основные направления внешнеэкономической деятельности Российской Федерации На основе материала учебника и дополнительной литературы сформулируйте основные задачи внешнеэкономической политики России на современном этапе |
|||
География внешнеэкономических связей России |
||||||
Урок 29 Россия и страны СНГ |
Сформировать представление о современном этапе развития торгово-экономических отношений России со странами Содружества |
Лекция Беседа на основе анализа данных карты (рис. 28), диаграммы (рис. 29) и приложения 27 |
По данным таблицы рабочей тетради рассчитайте удельный вес отдельных стран СНГ во внешней торговле с Российской Федерацией. Выделите три государства Содружества, занимающие лидирующее место во внешнеторговом обороте России. Определите сальдо экспортно-импортных операций России с каждой из стран СНГ |
|||
Уроки 30—31 Россия и промышленно развитые страны мира |
Охарактеризовать особенности и проблемы развития внешнеэкономических связей России с промышленно развитыми государствами |
Лекция Семинар на тему “Торгово-экономическое сотрудничество России с промышленно развитыми странами” |
По данным приложения 7 учебника определите ведущих торговых партнеров России среди промышленно развитых стран. Приведите примеры торгово-экономического сотрудничества России со странами ЕС, США, Японией |
|||
Урок 32 Россия и страны с переходной экономикой |
Дать представление о развитии торгово-экономических отношений России со странами Центральной и Восточной Европы, государствами Прибалтики |
Самостоятельное изучение и обсуждение на уроке материала §22 |
По данным таблицы рабочей тетради рассчитайте удельный вес отдельных государств Центральной и Восточной Европы во внешнеторговом обороте Российской Федерации. На основе полученных результатов постройте круговую секторную диаграмму. Сделайте выводы |
|||
Урок 33 Россия и развивающиеся страны |
Сформировать знания о внешнеэкономических связях России с развивающимися государствами |
Лекция Беседа по материалу §23 |
|
|||
Урок 34 Обобщающее повторение материала курса |
Сформулировать основные выводы по курсу коммерческой географии |
Итоговая контрольная работа |
|
* Издательством АСТ-ПРЕСС ШКОЛА подготовлены к печати вторая часть курса “Коммерческая география. Россия и мировой рынок” для 11 класса и рабочая тетрадь, а также Методические рекомендации по его изучению. Программа и поурочное планирование к первой части курса см. № 41 2001 г.