Я иду на урок |
Демографическая ситуация в районе-новостройке Москвы
Школьный исследовательский проект
Л.П. ОРЛОВА
учитель географии и экономики гимназии № 1562
г. Москва
В Юго-Восточном административном округе уже не первый год ученики старших классов проводят исследовательскую работу по изучению демографической ситуации в районе-новостройке Москвы.
В 2001/02 учебном году эту работу выполняли ученики 8—10-х классов гимназии № 1562.
Главная задача проекта состоит в том, чтобы школьники научились самостоятельно собирать и обрабатывать данные, приводить их в определенную систему, анализировать и делать выводы.
В основу первой части исследовательского проекта легли материалы семейных родословных, изученных учащимися старших классов школы. Ребятам было предложено составить генеалогическое древо своей семьи за XX век. При составлении учитываются следующие данные:
— количество детей в семьях по поколениям;
— продолжительность жизни (среди уже умерших); влияние на продолжительность жизни исторических событий, например войн; продолжительность жизни среди мужчин и женщин, среди детей;
— уровень образования, как он изменяется за XX столетие;
— национальный состав семьи;
— миграционная подвижность.
Но это только первая часть проекта, которая пробуждает интерес и любовь к собственной семье, ее истории.
Преследуется цель пробудить у учащихся творческое начало в познании окружающей жизни, помочь адекватно воспринимать все происходящее рядом с нами.
Анализ всех работ позволил сделать обобщения и некоторые открытия.
1. Практически 100% семей имеют четко выраженное сокращение численности детей за 3—4 поколения в 2—5 раз. Примерно в 90% случаев в современных семьях 1—2 ребенка.
2. Продолжительность жизни сокращается, особенно заметно среди мужчин. Выявляются главные причины: войны — афганская, чеченская; последствия Чернобыля; заболевания.
3. Совершенно четко прослеживается повышение уровня образования с преобладанием — среди родителей наших учеников — высшего.
4. Однонациональные семьи в 75% случаев нерусские (татары, армяне, грузины); многонациональные — семьи, в основе которых русская нация.
5. Среди детей, обучающихся в нашей гимназии, коренных москвичей (3 поколения родившихся в Москве) менее 5%.
Вторая часть проекта подразумевает углубленное получение знаний.
Устанавливается вид демографической ситуации — демографический спад. Рассматривается демографическая политика, проводимая правительствами города и государства.
Ребятам удивительно было узнать о проводимой стимулирующей демографической политике: выяснили, что на детей выдают небольшие суммы, производят разовые выплаты на новорожденных, осуществляется бесплатное питание на детских кухнях, в школах и т. д.
Выясняем, что повышение уровня образования связано с научно-технической революцией.
Теперь можно выяснить проблемы будущих профессий, проблемы трудовых ресурсов.
В практической части второго этапа мы проводим изучение понятия «структурная безработица». Для этого ребята анкетируют старшеклассников с целью выяснить их профессиональную направленность.
На бирже труда получаем данные о профессиональных запросах предприятий Москвы.
И тут ребят ждет потрясение: хозяйство Москвы не нуждается в представителях тех профессий, которые они для себя избрали.
Среди выбранных профессий преобладают
юристы, экономисты,
а среди требуемых — рабочие специальности.
Кроме того, полное несоответствие в размерах заработной платы: ребятам хочется получать в 30—100 раз больше, чем предлагают работодатели.
Эти данные заставляют многих задуматься о своем будущем более серьезно.
Третий этап проекта дает возможность познакомиться с экономическими основами демографии.
При изучении экономики и географии ребята анализируют бюджет своей семьи, но цели изучения ставятся разные.
Один вариант позволяет сопоставить распределение расходов семьи по основным статьям при изменении доходов. Берутся только основные статьи расходов: питание, коммунальные услуги, одежда, развлечения, товары длительного пользования.
В результате анализа полученных данных ученики приходят к определенным выводам:
— при повышении уровня доходов доля затрат на питание сокращается при одновременном изменении структуры питания;
— затраты на товары длительного пользования увеличиваются;
— очень значительно увеличиваются затраты на развлечения, отдых, образование.
Второй вариант позволяет проследить рост цен по разным группам товаров: продукты, товары широкого потребления, товары длительного пользования.
Самый значительный рост цен приходится на продукты; здесь мы также сталкиваемся с понятием сезонные цены, цены на скоропортящиеся товары.
Самый малый рост цен — на товары длительного пользования.
В результате подобных исследовательских проектов у учащихся активизируется познавательная деятельность, их самостоятельность, повышается интерес к обучению, осознается интеграция между школьными предметами, прежде всего между географией, экономикой, биологией.
Активность учащихся возрастает по мере постоянного узнавания нового, увеличивается стремление к творчеству.
Успешность работы по проектам была обусловлена конкретностью и практической значимостью проблем:
— моя будущая профессия;
— мое место в хозяйстве города;
— мой бюджет;
— влияние изменения цен на мой бюджет.
Все это оказалось очень привлекательным для учащихся, так как приобщает к методам научной исследовательской деятельности.
Работу над школьными проектами мы считаем весьма полезной для приобретения навыков исследовательской, творческой деятельности, расширения кругозора, формирования экономической и географической культуры учащихся. Школьная проектная деятельность позволяет очень результативно углублять изучение школьных предметов, улучшает взаимопонимание между учениками и учителем.