Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №31/2002

Я иду на урок

География русского языка

Воспитательный потенциал темы

Н.П. ПЕТРУШИНА
учитель СШ № 1205
г. Москва

Статья опубликована при поддержке интернет-проекта govorit.moscow, благодаря которому Ваша речь будет чистой и правильной. Скачав единственное в своём роде мобильное приложение "ударения для iphone", у Вас под рукой всегда будет помощник, который подскажет, как правильно ставить ударения в словах. Приложение, собравшее более 80 тысяч слов современного русского языка, вызывающих трудности при произношении и постановке ударения, постоянно обновляется и совершенствуется, а значит в Вашем кармане, сумке или портфеле всегда будет исчерпывающий и актуальный словарь, пользоваться которым удобно и просто. Заходите на сайт govorit.moscow, загружайте приложение "Ударения" в свой смартфон, пользуйтесь и говорите правильно!

Образование и воспитание всегда находятся рядом. Предмет география имеет значительный воспитательный потенциал, оказывает влияние на формирование мировоззрения подрастающей личности.

Интересным для реализации воспитательных аспектов образования является раздел «Население России», который в комплексном курсе «География России, изучается в 8-м классе*.

В подростковом возрасте учащиеся часто задают вопросы: кто я? кто живет рядом? чем отличаются люди друг от друга? что между ними общего?
За последнее десятилетие в нашей стране произошли громадные изменения, в том числе и в межнациональном общении. Отсутствие системы в воспитании патриотизма, интернационализма, терпимости к другим народам приводит к трагическим событиям, примеров которых, к сожалению, множество.

Мне хотелось бы представить свой взгляд на изучение темы «География русского языка» и ее воспитательный потенциал.

Раздел «Население России» изучается 16 часов. Тема «География русского языка» рассматривается после изучения этнического состава, где учащиеся узнаю’т, что в нашей стране живет более 100 народов, имеющих свои традиции, культуру и, конечно, свой национальный язык. Зачем же тогда изучать русский язык? Почему в Конституции РФ государственным языком назван русский язык? В школах рядом учатся дети разных национальностей, и вопрос о русском языке — совсем не праздный. Часть учащихся, да и их родителей, большое значение придают изучению иностранных языков, не считая важным знание русского языка. Поэтому урок я начинаю с высказываний наших великих соотечественников: А.Н. Толстого, В.Г. Белинского, К.Г. Паустовского — для создания эмоционального настроя (транспаранты на доске).

«Русский язык! Тысячелетия создавал народ это гибкое, пышное, неисчерпаемо богатое, умное, поэтическое и трудовое орудие своей социальной жизни, своей мысли, своих чувств, своих надежд, своего гнева, своего великого будущего».

А.Н. Толстой

«Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык».

К.Г. Паустовский

«...русский язык — один из богатейших языков в мире, в этом нет никакого сомнения».

В.Г. Белинский

Прошу учащихся назвать имена прозаиков и поэтов, произведения которых созданы на русском языке и признаны во всем мире.

Следует сказать, что русский язык — это один из официальных и рабочих языков Организации объединенных наций, что говорит о значении русского языка для мировой культуры и о месте русского народа в мировой истории. На русском написаны важнейшие международные договоры и соглашения.

Определяя место русского языка среди рабочих языков ООН, проводили конкурс «Кто быстрее заберется на лестницу». Нужно расставить на «лестнице» рабочие языки ООН в зависимости от числа говорящих на них людей.

1. Русский.

2. Английский.

3. Немецкий.

4. Арабский.

5. Китайский.

6. Хинди.

7. Французский.

8. Украинский.

9. Испанский.

10. Турецкий.

 

Каждый ученик на полученной карточке выполняет задание.

Правильные ответы: I — китайский — более 1000 млн чел.; II — английский — 400—500 млн чел.; III — хинди — 350 млн чел.; IV — испанский — около 300 млн чел.; V — русский — около 200 млн чел.; VI — арабский — 160—180 млн чел.**

 

Полученные результаты удивляют учащихся: русский язык входит в шесть рабочих языков ООН и по числу говорящих занимает 5-е место.

Далее переходим к рассмотрению географии русского языка. Предлагаю учащимся игру «Угадай: желтый или зеленый». Учащиеся получают по две разноцветные карточки. Учитель перечисляет различные регионы России и стран СНГ, учащиеся должны угадать — более или менее 50% населения перечисленных территорий считают русский язык родным, и поднять карточку нужного цвета: более 50% — зеленая, менее 50% — желтая.

Примеры: более 50% населения регионов считают русский язык родным:

1) северные области Казахстана;

2) восток и юг Украины;

3) Москва;

4) Минск;

5) Алма-Ата.

Менее 50% населения регионов считают русский язык родным:

1) Тува;

2) Коми-Пермяцкий а. о.;

3) Дагестан;

4) Татарстан;

5) Ингушетия.

Эта мини-игра вызывает ряд вопросов, на которые учитель должен дать ответы. Например, почему 95% жителей Тувы не считают русский язык родным, а из жителей востока Украины и Крыма считают русский язык родным более 50%. Необходимо сформулировать и записать в тетрадях факторы, определившие широкое распространение русского языка:

а) родной язык русских — самой многочисленной нации России;

б) миграции;

в) интерес к русскому языку;

г) профессиональные занятия.

В завершающей части урока прошу учащихся, используя материалы социологических исследований своей семьи (родословную), ответить на ряд вопросов.

1. На каком языке говорят в вашей семье?

2. Какой язык родной в вашей семье?

3. Почему именно русский язык служит языком межнационального общения граждан России?

4. Используя рис. 230 учебника «Дерево языков мира», назовите, к какой языковой группе относятся языки: русский, армянский, иврит, бурятский, татарский и др.

5. Докажите, что современный русский язык сформировался под влиянием различных культур.

6. Постройте круговую диаграмму, отражающую распространение русского языка среди народов России: русские — 82%; другие нации, считающие русский язык родным (украинцы, белорусы, немцы, евреи) — 5; свободно владеют — 11; не владеют русским языком — 2%.

Итогом урока являются полученные фактические знания о месте русского языка в мире, о его роли в межнациональном общении, хозяйственной деятельности граждан России. Происходит формирование чувства патриотизма и гордости за русский язык. Игровые элементы на уроке способствуют повышению интереса к изучаемой теме.

 

Генеалогическое древо

После фамилии и имени указаны образование и род занятий

* До 20-х годов в мусульманских семьях имя отца переходило в фамилию детей.


* География России. Учеб. для 8—9-х кл./Под ред. А.И. Алексеева. — Кн. 1. Природа и население. — М.: Дрофа, 2001.

** Слука А.Е., Слука Н.А. География населения с основами демографии. — М.: Изд-во МГУ, 2000.