Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №31/2002

Мнение читателя

№ 23: «С большим интересом отношусь к педагогическому опыту других учителей»

Любой читатель, хотя бы однажды державший в руках газету «География», не забудет это издание. Неяркое, неброское, но запоминающееся. Конечно, особую ценность оно представляет для учителя. И не только географа.

Мне в силу особенностей характера прежде всего интересны ребусы, кроссворды, игровые технологии. Особую радость доставляют тексты с географическими ошибками, фотографии-загадки и т. п. К сожалению, этого нет в № 23, но привлек он меня другими материалами.

Основное внимание в газете уделено республике Черногория. Материал своевременный, так как 14 марта сего года на карте Европы возникло государство Сербия и Черногория вместо Югославии, уцелевшей после развала СФРЮ. Рассказ о Черногории интересен сам по себе, так как знакомит читателя, потенциального туриста, с одним из привлекательнейших уголков Балкан, где тепло, красиво и относительно недорого. Кроме того, в статье содержится материал, который можно использовать на уроках географии в 10-м классе: новое государство имеет необычную форму государственного устройства (это актуально в свете намечаемого союза Белоруссии и России). Черногория — пример мирного сосуществования республики многонациональной и поликонфессиональной. Полезен материал о климатических характеристиках страны. Эти данные можно использовать в 7-м классе, закрепляя тему «Климат Евразии».

Не относя себя к учителям ортодоксам и фундаменталистам, посмею все-таки поспорить с автором статьи «Нужен ли компьютер учителю-географу?» Доводов «за» — много, и они убедительны; «против» — мало, но они подчас непреодолимы! Материально-техническое состояние школ, даже многих московских, далеко от идеала. Нехватка времени: у меня — более 30 часов! Еще одно слово в защиту несчастной «марьиванны». С компьютером мы интересны детям априори. А попробуйте без него регулярно учить так, чтобы предмет любили! Это высший педагогический пилотаж!

Я — за компьютеризацию наряду с традиционной школой. Я — за использование на уроке интересных интернет-ресурсов по географии, например «текущего космического снимка погоды в Европе». Но я против того, чтобы любая географическая информация из Интернета подавалась как бесценная и необходимая моим ученикам. Там бывают вещи просто чудовищные.

Материалы из «Независимой газеты» интересны тем, что сообщают учителю важные факты, поиски которых в других периодических изданиях были бы затруднительны. А политинформаций, мучивших всех в советские времена, давно нет. Статья об Обнинской АЭС может быть использована в теме «Энергетика России», а также в разговоре об экологических и социальных последствиях любых хозяйственных преобразований. В этом смысле она может иметь и воспитательное значение. Информация об Обнинске и статистические данные по производству комбикормов в РФ, безусловно, показывают глубину и последствия экономического кризиса в стране. Надо только правильно поставить перед ребятами вопросы, и тогда им станет понятно, что такое падение производства, необходимость структурных преобразований в хозяйстве; учащиеся увидят наиболее проблемные регионы и самые кризисные годы, поймут, как война и нестабильность на Кавказе отражаются на производстве.

Статья В.П. Максаковского позволила мне ответить на многие вопросы в связи со свободными экономическими зонами. Благодаря автору в моих знаниях о СЭЗ все упорядочено и систематизировано. Мне показалось даже, что эту непростую тему можно поглубже изучить с учащимися, так как вопрос создания и функционирования СЭЗ актуален для России. Можно предложить ребятам деловую игру «Создание СЭЗ Туманган», в ходе которой, и особенно на этапе подготовки к ней, учащиеся поймут, как политические и экономические факторы, а также прочие особенности каждой конкретной территории приводят ее или к процветанию, или к ситуации, когда она перестает функционировать как СЭЗ. Такой урок можно дать в теме «Дальневосточный экономический район» в 9-м классе или позднее, уже в 10-м классе.

Любой практикующий учитель знает, как можно украсить урок какой-нибудь деталью. Поэтому я с большим интересом отношусь к чужому педагогическому опыту, где таких деталей, находок — масса, и очень благодарна учителям из Самары В.А. Марченко и Ф.А. Никитину за их краеведческие задания. Использовать их на уроках в московской школе нельзя, но столь интересные чужие мысли заставляют собственные работать в том же направлении и искать свое. Спасибо!

Очень понравилась идея задания «Узнай все о стране», предложенная преподавателем из Владивостока А.А. Шевцовой. В подобных работах я вижу большой смысл, так как в курсе «Экономической и социальной географии мира», к сожалению, отсутствует культурная составляющая. Этот пробел и восполняют творческие работы учащихся. Например, та, что предложена автором. Своим ученикам я даю задание «Туристическая поездка по стране» (право выбора страны за учащимся). И в этом смысле статья А.В. Даринского «По Черногории» может послужить прекрасной иллюстрацией такой работы.

Ну, и наконец, бальзам на душу — русский язык в географии. Статья К.С. Лазаревича «О грамотности» очень актуальна. Наш мир становится менее грамотным и в языковом отношении тоже. Эталонов устной речи почти нет. Если подобные публикации будут повторяться — подспорье учителю огромное.

В подборке Ю.Н. Лазаревич о разнообразии лесов тоже русский язык, но уже другой: богатый, красивый, создающий великолепные, легко запоминающиеся образы — и наглядных пособий не надо. Дети сами смогут нарисовать лес по такому описанию, не упустив столь характерных деталей. Или другое задание для тех, кто изучает природные комплексы: «А почему леса разные?»

О.А. ЛАПШОВА,
учитель географии
СШ № 152
г. Москва