Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №32/2002

Портрет учителя

Московский городской конкурс «Учитель года-2002».
Номинация «География»

Д.В. Бабин, учитель географии московской школы № 201
Д.В. Бабин, учитель географии московской школы № 201

Конкурс «УГ-2002» — победа Бабина Дмитрия Владимировича, учителя географии школы № 201 имени Героев Советского Союза Зои и Александра Космодемьянских. Учителя’ географии Северного округа разделяют радость победы своего коллеги.

Ровно полгода преодолевал Дмитрий конкурсные этапы-туры: предметный и итоговый в округе, стал лауреатом окружного конкурса; затем — победа в предметном городском туре, выход в финал 16-ти победителей, представляющих разные предметы.

Дмитрий Владимирович (коллеги, а часто и ученики с любовью называют просто «наш Дима») — выпускник геофака МПГУ (МГПИ им. В.И. Ленина — для ясности), 24-х лет от роду, но педстаж уже 6 лет, так как учить географии он начал в студенческие годы. Молодой, волевой, сильный и красивый учитель.

25 мая, «Последний звонок», теплые слова одиннадцатиклассников. Тишина в зале, слезы на глазах учителей, родителей, выпускников, для которых «Дима» был 5 лет любимым учителем и классным руководителем. Какое-то светлое взаимоблагодарное единение людей, составляющих педагогическое братство из звеньев «учитель « ученики « родители « учитель».

Дмитрий Владимирович успешно овладел технологией педагогики сотрудничества как основой личностной ориентации педагогического процесса во имя воспитания человека.

Гуманно-личностная составляющая определяет не только профессиональную сущность учителя Д.В. Бабина, но и его человеческую основу. На мой взгляд, это внутреннее начало взрастило его любовь к географии, дарящей бесценные знания юному поколению.

География, профессия учителя стали призванием Дмитрия. «Какая же школа без мужчин?..» — часто восклицает Дмитрий. А географию вообще, по его мнению, должны преподавать мужчины. На конкурсных турах он доказывал свою убежденность в сказанном, раскрывая педагогический потенциал, свою индивидуальную технологию мастерства.

Каждый его урок — гимн географическим знаниям как общечеловеческим. Формирование непрерывного, возрастающего познавательного интереса к предмету, утверждение практической роли почти сотни географических наук, ветвей одного большого географического древа.

С точки зрения Д.В. Бабина даже трудно представить себе сегодня работу учителя географии без использования информационных технологий, позволяющих с помощью компьютера, мультимедийного проектора, различных информационных программ строить урок, насыщенный наглядностью и содержанием. Он может в соответствии с темой очень быстро перенести взгляды, мысли, чувства учащихся в любой уголок планеты.

Учащиеся быстро включаются в сравнительный анализ демографических, экономических (общих, отраслевых, региональных) закономерностей развития и размещения хозяйства на основе статистических данных. Изящно, образно «вычерченные» умной техникой, управляемой учителем, цифры и превращаются в таблицы, схемы, графики, диаграммы и др.

Логическая цепочка вопросов учителя заставляет учащихся активизировать мыслительную, творческую деятельность. Сравнения, обобщения, умение делать выводы, дискутировать, задавать вопросы — все это в системе уроков Д.В. Бабина способствует формированию вариативных коммуникативных умений и навыков учащихся на основе истинно демократических начал.

Опыт учителя по использованию информационных технологий формирует непрерывный познавательный интерес у многих учащихся, часто переходящий в проектно-исследовательскую деятельность по конкретным темам, содержательным блокам.

Дмитрий Владимирович убежден, что география как научная область знаний вносит огромный вклад в воспитание духовности, нравственности, гражданственности, патриотизма, без чего человек по-настоящему не может быть счастливым. Понимая счастье как цель и даже требование этики и культуры, учитель помогает учащимся осознать роль географической культуры как основы общечеловеческой культуры. Географические знания о мире способны наряду с литературой, искусством пробуждать чувства добрые и прекрасные.

Каникулы — время турпоходов, экспедиций, время открывать мир для себя и себя в этом мире. Учитель помогает формировать целостный, комплексный образ географического пространства. Через образ малой родины, области, региона рождается образ Родины, самой дорогой части мира.

Широта кругозора, эрудиции, эмоциональность позволяют Дмитрию Владимировичу использовать в преподавании географии широкие интегративные связи. Его межпредметными помощниками в формировании географической системы знаний являются: биология, экономика, экология, ОБЖ (получает второе высшее образование «у Шойгу»), литература, искусство. Ради географии, помогающей воспитать человека во имя счастья, а значит, во имя гармонии с собой и миром, он овладевает многими предметами...

Д.В. Бабин интересен учащимся как личность, поэтому его ученикам хочется узнавать все больше и больше, хочется открывать мир. Пусть пока этот мир предстает на карте мира, на мониторе, но он зовет к открытиям, к ответам на свои тайны. Кажется, все просто, ничего особенного... Но едва ли многие из нас позволят себе честно сказать: «Вот так, с такими мыслями и чувствами я каждый день вхожу в школьный кабинет. Вместе с любимыми учениками отправляюсь в бескрайний мир географических знаний во имя воспитания человека — гражданина Земли».

Дмитрий Владимирович Бабин имеет на это право, и поэтому он стал победителем Московского городского конкурса «Учитель года-2002» в номинации «География».

Удач вам, успехов, дорогие коллеги, в новом учебном году. Творите, дерзайте, любите, берегите и защищайте в школьных учебных планах географию, главную науку о Земле.

Без географии заглохнет нива жизни.

Без географии не состоится человек.

Без географии вы нигде...

М.В. Смирнова,
методист по географии
Методического центра Северного округа г. Москвы,
заслуженный учитель РФ