Связи |
Что такоемеждународная торговля услугами*
К таблицам приведенным ниже
В международной статистике наряду с внешней торговлей товарами (товарный экспорт и импорт) давно уже выделяется внешняя торговля коммерческими услугами**. Речь идет о выполнении одной страной для другой оплачиваемых работ, непосредственно не связанных с созданием вещественных изделий. Эти работы и относятся статистикой к категории «коммерческие услуги».
Что же входит в эту категорию?
Прежде всего — транспортные услуги. Это перевозки, осуществляемые всеми видами транспорта резидентами одной страны для резидентов другой. Сюда входят грузоперевозки, пассажироперевозки, наем транспортных средств (чартер), а также всякого рода вспомогательные услуги, связанные с движением транспортных средств одной страны по территории или акватории другой (например, предоставление железнодорожных путей и тяги для иностранных поездов, лоцманские и портовые услуги, услуги авиадиспетчеров и аэропортов для иностранных самолетов и т. п.).
Туристические услуги — в большинстве стран вторая по значению категория «экспортируемых» коммерческих услуг. Туристические услуги не являются услугами преимущественно одной отрасли (как транспортные), а представляют собой комплекс разнородных услуг, потребляемых путешественником: в эту группу услуг включается все, что связано с размещением, питанием, другими элементами обеспечения жизни, перемещениями внутри страны, куда турист прибыл. Сюда, как правило, включается и стоимость подарков и сувениров. Следует напомнить, что под туристом (путешественником) в международной внешнеторговой статистике понимается любое лицо, совершающее поездку, связанную с пересечением границы. Не имеет значения, является ли он «туристом» в нашем привычном понимании, или едет к родственникам, на лечение, на научный семинар, для переговоров или челноком на базар.
Другие позиции внешнеэкономической деятельности, включаемые в категорию коммерческих услуг:
почтовые, фельдъегерские и
телекоммуникационные услуги;
строительные услуги;
страховые услуги;
финансовые услуги;
компьютерные и информационные услуги
(включая продажу сообщений информационных
агентств);
платы и отчисления в виде ройялти или процентов
за пользование лицензиями, патентами, авторскими
правами, торговыми марками, промышленными
технологиями (сюда же включается и
франчайзинг);
другие деловые услуги, включающие в себя
обслуживание торговых операций, лизинг,
юридические, счетоводческие услуги, консалтинг,
услуги по связи с общественностью («пиар»),
маркетинговые исследования, опросы
общественного мнения, научно-исследовательские
разработки, архитектурное проектирование,
инжиниринг;
личные услуги, связанные с удовлетворением
культурных и рекреационных потребностей
резидента другой страны, включая
аудиовизуальные услуги.
Почти пятую часть всех коммерческих услуг, предоставляемых в мире на экспорт, обеспечивают США. Далее (по 5—7%) следуют крупнейшие страны ЕС и Япония. США, Великобритания и Франция экспортируют услуг существенно больше, чем импортируют; у Германии и Японии, наоборот, пассивный баланс по внешней торговле услугами. Россия в списке торговцев международными услугами занимает лишь 32-е место (таблица на с. 27—28).
Отдельный интерес представляет таблица, помещенная внизу с. 28. Услуги составляют около 1/5 всей мировой торговли, и в большинстве стран соотношение между товарным экспортом и «нематериальным» экспортом услуг выдерживается на уровне 75—80 : 25—20. Аномально высокая доля коммерческих услуг в экспортных поступлениях отмечается, как правило, в странах, где мощное развитие получил иностранный туризм, а производственный сектор экономики относительно невелик: в средиземноморских Греции, Испании, Турции, Тунисе, Египте коммерческие услуги дают более 30% экспортных поступлений. Напротив, аномально низкая доля услуг в экспорте отмечается в странах — крупных экспортерах углеводородного сырья: в Мексике, Венесуэле, Нигерии, Индонезии доля услуг в экспорте — меньше 10% (ставка в зарабатывании валюты сделана на нефть). На удивление мала доля услуг в общей стоимости экспорта Германии (лишь 13%; в США — 27, во Франции — 22%), что еще раз подчеркивает особенность этой страны, которая на фоне общих расслабляющих (разоружающих) разговоров о «постиндустриализме» идет путем усиления индустриальной (производственной) мощи и очевидно готовится к изменению своего положения в мире***.
Публикация статьи произведена при поддержке Гуманитарно-Экономического и Информационно-Технологического Института (ГЭИТИ). ГЭИТИ предлагает получить первое и второе высшее образование в Москве заочно. Использование самых современных и эффективных образовательных программ, большой опыт преподавания и высокая квалификация педагогов ГЭИТИ обеспечивают подготовку блестящих специалистов, обладающих богатым практическим опытом и глубокими теоретическими знаниями изучаемой дисциплины. Подробнее ознакомиться с предложением Гуманитарно-Экономического и Информационно-Технологического Института (ГЭИТИ) и подать заявку на поступление онлайн можно на сайте http://www.geiti.ru/
* О классификации услуг см. также: В.В. Вольский. Сервисная революция//География, № 44/99, с. 1—4.
** Помимо коммерческих, в каждой
стране выделяются и некоммерческие услуги. В
стоимость некоммерческих услуг входят в
основном так называемые услуги государственные:
бесплатная часть образования, здравоохранения,
охраны правопорядка; сюда же входят и работы по
государственному и местному
управлению. Некоммерческие услуги
предоставляются в основном внутри стран и во
внешнюю торговлю не входят.
*** См. С.Н. Раковский. Германию не устраивает ее положение в мире; Его же. Индустриальная и финансовая мощь//География, № 27—28/2002 (спецвыпуск: Федеративная Республика Германия. Экономическая география), с. 4—6, 7—8.
Крупнейшие экспортеры и импортеры коммерческих услуг, 1999 г.
Место в мире |
Экспортеры |
Объем экспорта, млрд долл. |
Доля в мировом экспорте, % |
Место в мире |
Импортеры |
Объем импорта, млрд долл. |
Доля в мировом импорте, % |
|
1 |
США |
253,4 |
18,8 |
1 |
США |
180,4 |
13,4 |
|
2 |
Великобритания |
101,5 |
7,5 |
2 |
Германия |
132,8 |
9,9 |
|
3 |
Франция |
82,6 |
6,1 |
3 |
Япония |
114,2 |
8,5 |
|
4 |
Германия |
79,3 |
5,9 |
4 |
Великобритания |
81,4 |
6,0 |
|
5 |
Италия |
61,2 |
4,5 |
5 |
Франция |
63,1 |
4,7 |
|
6 |
Япония |
60,3 |
4,5 |
6 |
Италия |
58,4 |
4,3 |
|
7 |
Нидерланды |
54,2 |
4,0 |
7 |
Нидерланды |
47,5 |
3,5 |
|
8 |
Испания |
53,0 |
3,9 |
8 |
Канада |
38,5 |
2,9 |
|
9 |
Бельгия и Люксембург |
39,0 |
2,9 |
9 |
Бельгия и Люксембург |
36,6 |
2,7 |
|
10 |
Сянган, особый район Китая |
34,9 |
2,6 |
10 |
Китай |
30,7 |
2,3 |
|
11 |
Канада |
34,2 |
2,5 |
11 |
Испания |
30,0 |
2,2 |
|
12 |
Австрия |
30,5 |
2,3 |
12 |
Австрия |
28,3 |
2,1 |
|
13 |
Швейцария |
26,3 |
1,9 |
13 |
Южная Корея |
26,1 |
1,9 |
|
14 |
Южная Корея |
24,8 |
1,8 |
14 |
Ирландия |
26,1 |
1,9 |
|
15 |
Китай |
23,7 |
1,8 |
15 |
Сянган, особый район Китая |
24,5 |
1,8 |
|
16 |
Сингапур |
23,6 |
1,7 |
16 |
о. Тайвань |
23,5 |
1,7 |
|
17 |
Швеция |
18,4 |
1,4 |
17 |
Швеция |
23,0 |
1,7 |
|
18 |
Австралия |
17,2 |
1,3 |
18 |
Сингапур |
18,8 |
1,4 |
|
19 |
Турция* |
16,0 |
1,2 |
19 |
Австралия |
17,9 |
1,3 |
|
20 |
Дания |
15,8 |
1,2 |
20 |
Норвегия |
17,7 |
1,3 |
|
21 |
Норвегия |
15,4 |
1,1 |
21 |
Индия |
17,2 |
1,3 |
|
22 |
о. Тайвань |
14,5 |
1,1 |
22 |
Швейцария |
16,1 |
1,2 |
|
23 |
Таиланд |
14,1 |
1,0 |
23 |
Дания |
15,2 |
1,1 |
|
24 |
Ирландия |
14,0 |
1,0 |
24 |
Малайзия* |
14,3 |
1,1 |
|
25 |
Индия |
13,9 |
1,0 |
25 |
Таиланд |
14,0 |
1,0 |
|
26 |
Малайзия* |
12,0 |
0,9 |
26 |
Мексика |
13,8 |
1,0 |
|
27 |
Мексика |
11,8 |
0,9 |
27 |
Россия |
12,4 |
0,9 |
|
28 |
Израиль |
10,3 |
0,8 |
28 |
Бразилия |
11,9 |
0,9 |
|
29 |
Греция* |
10,1 |
0,7 |
29 |
Индонезия |
11,3 |
0,8 |
|
30 |
Польша |
10,0 |
0,7 |
30 |
Израиль |
10,8 |
0,8 |
|
31 |
Египет |
9,3 |
0,7 |
31 |
Саудовская Аравия |
9,5 |
0,7 |
|
32 |
Россия |
9,1 |
0,7 |
32 |
Турция* |
8,4 |
0,6 |
|
33 |
Португалия |
8,3 |
0,6 |
33 |
Аргентина |
8,2 |
0,6 |
|
34 |
Чехия |
6,8 |
0,5 |
34 |
Польша |
7,6 |
0,6 |
|
35 |
Бразилия |
6,8 |
0,5 |
35 |
Финляндия |
7,6 |
0,6 |
|
36 |
Финляндия |
6,6 |
0,5 |
36 |
Филиппины |
7,5 |
0,6 |
|
37 |
Венгрия |
5,6 |
0,4 |
37 |
Португалия |
6,5 |
0,5 |
|
38 |
Саудовская Аравия |
5,2 |
0,4 |
38 |
Египет |
6,0 |
0,4 |
|
39 |
ЮАР |
4,8 |
0,4 |
39 |
Чехия |
5,6 |
0,4 |
|
40 |
Филиппины |
4,8 |
0,4 |
40 |
ЮАР |
5,2 |
0,4 |
|
Итого по 40 крупнейшим экспортерам коммерческих услуг |
|
|
|
Итого по 40 крупнейшим импортерам коммерческих услуг |
|
|
||
|
|
|
|
|||||
1240 |
91,7 |
1225 |
90,9 |
|||||
Всего по миру |
1350 |
100,0 |
Всего по миру |
1345 |
100,0 |
* Оценка.
Соотношение товарного экспорта и экспорта коммерческих услуг в общем экспорте некоторых стран и регионов, 1999 г.
Регион, страна |
Общий объем экспорта, млрд долл. |
Доля товарного экспорта |
Доля экспорта коммерческих услуг |
Мир в целом |
6890 |
80,4 |
19,6 |
Северная Америка |
1216 |
76,3 |
23,7 |
Канада |
277 |
87,7 |
12,3 |
США |
939 |
73,0 |
27,0 |
Латинская Америка |
358 |
85,1 |
14,9 |
Аргентина |
28 |
84,5 |
15,5 |
Бразилия |
55 |
87,7 |
12,3 |
Чили |
19 |
80,8 |
19,2 |
Колумбия |
14 |
86,7 |
13,3 |
Мексика |
149 |
92,0 |
8,0 |
Венесуэла |
20 |
93,4 |
6,6 |
Западная Европа |
2934 |
78,2 |
21,8 |
Европейский Союз-15 |
2680 |
78,6 |
21,4 |
Австрия |
94 |
67,6 |
32,4 |
Бельгия и Люксембург |
192 |
79,6 |
20,4 |
Дания |
65 |
75,8 |
24,2 |
Финлядия |
48 |
86,4 |
13,6 |
Франция |
381 |
78,3 |
21,7 |
Германия |
619 |
87,2 |
12,8 |
Греция |
15 |
34,5 |
65,5 |
Ирландия |
81 |
82,7 |
17,3 |
Италия |
292 |
79,0 |
21,0 |
Нидерланды |
222 |
75,6 |
24,4 |
Норвегия |
61 |
74,8 |
25,2 |
Польша |
34 |
75,6 |
24,4 |
Испания |
164 |
67,7 |
32,3 |
Швеция |
104 |
82,2 |
17,8 |
Швейцария |
122 |
78,4 |
21,6 |
Турция |
45 |
64,7 |
35,3 |
Великобритания |
369 |
72,5 |
27,5 |
Африка |
147 |
80,1 |
19,9 |
Египет |
15 |
36,1 |
63,9 |
Марокко |
10 |
72,4 |
27,6 |
Нигерия |
14 |
92,9 |
7,1 |
ЮАР |
33 |
85,6 |
14,4 |
Тунис |
9 |
68,0 |
32,0 |
Азия, Австралия и Океания |
1788 |
85,3 |
14,7 |
Австралия |
73 |
76,5 |
23,5 |
Китай |
218 |
89,2 |
10,8 |
Сянган, особый район Китая |
210 |
83,4 |
16,6 |
Индия |
51 |
72,9 |
27,1 |
Индонезия |
53 |
91,3 |
8,7 |
Япония |
464 |
87,0 |
13,0 |
Южная Корея |
170 |
85,4 |
14,6 |
Малайзия |
96 |
87,5 |
12,5 |
Новая Зеландия |
17 |
74,8 |
25,2 |
Филиппины |
39 |
87,7 |
12,3 |
Сингапур* |
139 |
83,0 |
17,0 |
о. Тайвань |
136 |
89,3 |
10,7 |
Таиланд |
71 |
80,0 |
20,0 |
* Включая большой реэкспорт.