Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №35/2002

Дискуссия

Поиск интегрирующей основы общей географии

Л.Л. Розанов

Обмен мнениями по различным вопросам географического образования — одна из принципиальных позиций газеты «География». Особо привлекают внимание аналитические и полемические материалы о настоящем и будущем российской школьной географии. В результате обстоятельного анализа учебника «Общая география» (СПб.: Спецлит, 2001. — 368 с.) его рецензенты — К.С. Лазаревич и Д.В. Заяц — пришли к выводу, что «общая география, завершающая весь школьный курс теоретическим обобщением, не получилась»1. Иного, на наш взгляд, и быть не могло. Неудача данного учебника обусловлена не только необоснованной заменой необходимого курса географии зарубежных стран, неточностями, небрежностями, но и, подчеркнем, отсутствием связующего содержательного ядра общей географии. Опубликованная учебная книга — это пример суммативного подхода к общей географии. Вместо синтеза природного и общественного блоков географии продемонстрировано их сложение.

Справедливости ради отметим, что авторы «Общей географии» — Т.П. Герасимова и С.В. Мясникова взялись за написание школьного учебника в условиях «отсутствия среди многих географий общей географии», «в ситуации, когда в учебном плане географических факультетов нет курса общей географии»2. Поэтому данный учебник был создан без интегрирующей основы природного и общественного блоков в географии. Можно полагать, что и последующие попытки публикации «общих географий» для школы без единого внутреннего теоретического основания курса вряд ли будут плодотворными.

Очевидно, для успешного становления «Общей географии» необходимо разработать концептуальное общегеографическое понятие, отвечающее цели и задачам данного школьного курса. Главная цель курса общей географии заключается, на наш взгляд, в завершении формирования географической компетентности выпускников школы, в подготовке их быть адекватными окружающей географической действительности. Применительно к России начала XXI в. основополагающие признаки географической образованности выпускника средней школы представляются следующими:

— осознание пространственно-временно’го единства и взаимосвязи природных, социально-экономических, природно-техногенных процессов и объектов;

— умелое применение знаний и навыков в производственной и бытовой сферах;

— умение самостоятельно различать и оценивать уровень безопасности или опасности окружающей среды.

Таким образом, «геокомпетентностная» триада выпускника средней школы слагается из географических знаний, эколого-географических умений, навыков ориентации в окружающей действительности.

Современная техногенная цивилизация оказывает грандиозное воздействие на окружающую людей географическую действительность. Техника с момента своего возникновения — это средство преобразования природы и человеческого общества. В условиях расширения и углубления производства возрастает значимость познания естественных и искусственных материально-энергетических потоков в геосферах Земли. Так, среднегодовое поступление твердого вещества в океан вследствие абразии берегов и техногенной деятельности стало равным (по 1,5 млрд т), ежегодное мировое накопление искусственного материала в виде зданий (2,5 млрд т) в полтора раза больше массы вулканогенной аккумуляции на суше. Ежегодная мировая перевозка грузов транспортом (80 млрд т) в 4 раза больше по весу твердого материала, выносимого всеми реками в океан. В целом масса перемещаемого человечеством твердого вещества на порядок превышает природные планетарные потоки.

В середине 90-х годов на планете от всех техногенных источников (и прежде всего от теплостанций, металлургических, химических предприятий) в воздушную среду ежегодно поступало около 160 млн т сернистого ангидрида (SO2) и около 110 млн т оксидов азота (NOx). Образование на 1/4 части Мирового океана нефтяной пленки снижает способность его вод к аккумуляции углекислого газа, концентрация которого из-за этого может возрастать в воздушной среде. К тому же нефтяная пленка сокращает испарение на 20—30%, что, вероятно, способствует увеличению скорости подъема уровня океана. Обстановка в околоземном пространстве, в котором находятся в настоящее время тысячи отечественных и зарубежных объектов, представляет реальную угрозу для населения планеты.

Человечество, деформируя и преобразуя природу, приводит ее в иное состояние, формирует новые объекты, вызывает другие процессы и явления.

Целостное естественно-искусственное материальное образование, представленное веществом в твердом, жидком, газообразном, плазменном состояниях, находящееся под воздействием природных и техногенных факторов, предлагается обозначить термином «географическое технопространство», или, говоря кратко, «геотехнопространство».

Нижняя граница географического технопространства определяется пределами влияния техногенной деятельности человека, которая распространяется на приповерхностную часть литосферы от первых метров до нескольких километров, а также на освоенное морское дно. Известно, что максимальная глубина карьеров уже достигла 1 км, шахт — 4 км, скважин — 12 км. Повсеместная добыча подземных вод осуществляется до глубины 2 км. Считается, что воздействие города может простираться до глубины 1,5—2 км. Исходя из этого допустимо предположить, что нижний предел географического технопространства в литосфере располагается в среднем на глубине 1,5—2 км.

За верхнюю границу географического технопространства предлагается принять расположение орбит пилотируемой международной космической станции (кстати, ее масса около 450 т) и многочисленных спутников (в том числе, с ядерными энергетическими установками), а также осколков, образовавшихся в результате взрывов вторых ступеней ракет и спутников, находящихся на высотах 400—800 км над поверхностью Земли. Теперь вокруг Земли летает приблизительно 70—150 тыс. искусственных тел размером 1—10 см и более 10 тыс. тел размером более 10 см каждое, значительная часть которых занесена в официальные каталоги.

Понятие географическое технопространство (геотехнопространство) отличается от понятия географическое пространство (геопространство), которое трактуется и как совокупность отношений между геообъектами, расположенными на конкретной территории и развивающимися во времени, и как форма существования географических объектов и явлений в пределах географической оболочки3. В отношении объема географической оболочки нет единого мнения. Обычно верхнюю границу географической оболочки проводят на высоте 25—30 км, а нижнюю опускают до подошвы земной коры (там же, с. 51). Отметим, что понятие географическая оболочка служит теоретической основой физической географии.

Совокупность природных, природно-техногенных, техногенных образований, тел, процессов, явлений предлагается рассматривать в качестве содержательного интегрирующего ядра общей географии.

Расширение и углубление взаимодействия человека с окружающей средой, обострение экологического конфликта между обществом и природой, истощение природных ресурсов обусловливают интеграцию различных дисциплин в познании географического технопространства.

Школьная география как единственный естественно-общественный предмет может и должна помочь выпускникам на основе системы географических знаний, умений, навыков самоопределиться в стремительно меняющемся окружающем мире.


1 «География», № 15/2002, с. 20.
2 А.Г. Исаченко. Общая география в системе географических знаний//Изв. РГО, 2000, т. 132, вып. 2, с. 7.
3 См.: Географический энциклопедический словарь. Понятия и термины. — М.: Сов. энциклопедия, 1988. — С. 56.