Я иду на урок |
Стихийные природные явления
Е.А. ВАСИЛЬЕВА
учитель географии СШ № 40
г. Ижевск
Извержение Везувия в 1872 г.
Неблагоприятные природные явления и стихийные бедствия рассматриваются в общем обзоре при изучении соответствующих компонентов природы. Целесообразно выделить данной теме дополнительный урок в конце учебного года для систематизации и обобщения знаний. В зависимости от профиля класса, уровня подготовленности учащихся, наличия времени может быть несколько вариантов проведения урока.
По обычной схеме рассматриваются стихийные природные явления.
В качестве закрепления предлагается выполнить работу на контурной карте «География стихийных природных явлений России».
Задание 1. На контурной карте отметить:
— области распространения землетрясений;
— главные действующие вулканы;
— области со значительной и средней степенью селеопасности;
— области, подвергающиеся засухам;
— области с высокой вероятностью возникновения наводнений;
— пути прохождения циклонов (вероятность возникновения ураганных ветров).
Для облегчения работы рекомендуем учащимся воспользоваться текстом и картами учебника Э.М. Раковской «География: природа России» (М.: Просвещение, 1999, с. 67, 69, 103, 274).
Задание 2. Анализ карты: указать районы России с высокой вероятностью возникновения стихийных природных явлений и относительно спокойные районы. Какие опасные природные явления могут возникнуть на территории нашей республики, области, края?
Проверочная работа
На контурной карте показать районы распространения опасных природных явлений. На примере одного явления указать районы распространения, причины возникновения, меры по уменьшению ущерба, правила поведения людей.
Групповая работа
Каждая группа получает конверт с заданием охарактеризовать одно из стихийных природных явлений (землетрясения, наводнения, сели, лесные пожары, ураганные ветры...) по плану:
1. На карте показать районы распространения явления (значки заранее подготовлены, прикрепляются на настенную карту).
2. Причины возникновения явления, влияние деятельности человека.
3. Возможный ущерб.
4. Правила поведения людей, меры по предупреждению и снижению разрушительных последствий явления.
Группам дается время на подготовку, далее каждая группа представляет результаты своей работы. После выступления всех групп мы получаем настенную карту, на которой показана география опасных природных явлений России.
На следующем этапе урока анализируем карту.
В качестве домашнего задания предлагаем творческую работу (индивидуально или по группам) — составить памятку туристам, отправляющимся на Кавказ, Алтай, юг Дальнего Востока, Камчатку, в степные районы Западной Сибири и т. д., в которой необходимо указать краткую характеристику рельефа, характеристику сезонов года, возможные опасности, обязательное снаряжение, природные достопримечательности, рекомендуемые для посещения.
Урок может быть интегрированным с ОБЖ либо может быть взят за основу для проведения внеурочного мероприятия.