Статистика |
12 вопросов о переписи населения
Д.В. ЗАЯЦ
Образцы переписных листов. Файл pdf. Просмотр в Adobe Acrobat
В России грядет новая, десятая по счету, перепись населения, первая перепись в наступившем веке. Последнее широкомасштабное мероприятие такого рода проходило тринадцать лет назад в иной стране, с иными границами и названием. Понятно, что данные той переписи безнадежно устарели. Как выглядит коллективный портрет россиян и находящихся на территории нашей страны иностранцев, каковы численность населения, национальный состав, социальная структура и условия жизни, покажет новый всеобщий опрос, который будет проходить с 9 по 16 октября текущего года. Мы постарались ответить на дюжину наиболее интересующих людей вопросов, связанных с переписью. Надеемся, что эта публикация поможет вам, наши уважаемые читатели, лучше подготовиться не только к переписи населения, но и к обнародованию ее результатов. Ведь все то, что связанно с размещением и качеством людской популяции, составляет живой интерес любого географа.
1. Что такое перепись населения и зачем она нужна?
Перепись населения — специально организованный периодический или единовременный процесс сбора статистической информации. Перепись обычно проводится одновременно на всей территории страны на основе единой программы и методов. Перепись населения — событие государственной важности, планируемое и подготавливаемое несколько лет. Решение о проведении переписи принимается правительством страны. Качество переписи тем выше, чем больше доля переписанного населения, чем короче сроки переписи, меньше подвижность населения. Говоря проще, перепись — это моментальная фотография всего населения страны в определенную точку времени. Переписчиков меньше всего интересуют понятия «вчера», «завтра». Их больше волнует то, что происходит «здесь и сейчас».
Перепись населения нельзя заменить данными с мест регистрации населения, например из паспортных столов или отделов внутренних дел. Во-первых, перепись учитывает не зарегистрированное на данном участке, а наличное, реально проживающее население. Во-вторых, в базе данных местных органов власти может не оказаться информации о некоторых параметрах, учитываемых переписью. В-третьих, перепись проходит анонимно, рассматриваются данные не конкретного человека, а сразу целой выборки, сформированной по территориальному, национальному, возрастному и другим признакам. Сведения о гражданах, имеющиеся у МВД, могут быть использованы лишь в общем виде для проверки результатов переписи по конкретному участку и восполнения информации о лицах, по тем или иным причинам перепись не прошедших.
Перепись позволяет получить сравнительно полные и объективные данные о населении, которые позволяют планировать социально-экономическое развитие страны на более или менее продолжительный период. Перепись может дать ответы на многие вопросы, связанные с качеством жизни населения в том или ином регионе: об уровне образования людей, об их социальном статусе, численности семей, жилищных условиях. Перепись позволяет определить дефицит или избыток трудовых ресурсов в том или ином регионе страны, указывает на внутренние и трансграничные миграционные потоки, показывает пространственную мобильность населения (для современной России уже не редкость пространственный разрыв между местами проживания и работы ее граждан). Точные сведения о численности населения по районам и городам России позволят скорректировать границы электоральных округов, в которых избираются депутаты различных уровней. Сферы, где могут быть востребованы результаты переписи, исчисляются десятками. Поэтому вполне справедлива недавно появившаяся на улицах Москвы щитовая реклама, призывающая граждан к участию в переписи ради того, чтобы московское правительство, увлеченное дорогостоящими и амбициозными проектами типа монорельсовой дороги или делового центра Сити, знало, «сколько и каких квартир необходимо москвичам».
2. Сколько в России было переписей?
Учет населения в России проводился задолго до того, как была проведена первая перепись. Едва появилась письменность, как стали составляться писцовые книги, куда вносились все проживавшие на некоторой территории крестьяне (только мужского пола). Сообразуясь с этими списками, феодалы облагали повинностями подчиненное им население. В XVII в. с усилением централизации Российского государства появилась практика проведения подворных переписей, так как именно крестьянский двор был единицей обложения податями. В начале XVIII в. «налоговый режим» был пересмотрен, перешли к подушному обложению, единицей которого стала мужская крестьянская душа. Подушные переписи называли ревизиями, а подушные списки — ревизскими сказками. Ревизии проходили в течение нескольких лет, шаг между ними составлял 10 лет. Весь межревизионный период численность населения определялась последней присланной ревизской сказкой, чем пользовались хитроумные мошенники, вроде дворянина Чичикова, скупавшие у помещиков и перепродававшие государству «мертвые души». Бороться с подобными, как теперь сказали бы, экономическими преступлениями при тогдашнем состоянии статистической службы было довольно затруднительно.
Первая и единственная всеобщая перепись населения Российской империи прошла зимой 1897 г. Она стала большим достижением российской науки, в том числе и географической (разработка переписи проходила под началом П.П. Семенова-Тян-Шанского). Переписной лист включал 14 вопросов, затрагивающих основные параметры жизни людей на то время: возраст, пол, семейное положение, сословие, место рождения, место проживания, вероисповедание, родной язык, грамотность, профессиональные занятия. Первая перепись прошла не очень гладко, но была признана состоявшейся. В ней участвовало подавляющее большинство подданных империи, включая население Польши и Финляндии. В переписи участвовал и самодержец Николай II, в графе «Занятие» указавший в переписном листе «хозяин земли Русской».
Вторая перепись состоялась в России в 1920 г. в условиях послереволюционной и послевоенной разрухи хозяйства и перемешанности населения. По оценкам организаторов переписи, было переписано не более 75% населения, население временно неконтролируемых советским правительством областей (Белоруссия, Крым, Закавказье, Дальний Восток, часть Туркестана и др.) не учитывалось.
Перепись 1923 г. проводилась лишь в городских поселениях. Данные о сельском населении планировалось получить по материалам финансовых органов, но таковых оказалось недостаточно, и возникла необходимость в новой переписи. Она прошла в 1926 г. и стала первой всесоюзной переписью, охватившей все республики страны. Данные переписи позволяют говорить о ней как о самой объективной за предвоенный период.
Далее переписи предполагалось проводить с десятилетним шагом. Перепись 1937 г., по мысли советского руководства, должна была подтвердить серьезные успехи, достигнутые страной в демографической, социальной и экономической сферах. Однако результаты переписи показали существенное уменьшение прироста населения, произошедшее в результате убыли населения в 1929—1933 гг., а также довольно низкий уровень грамотности и сравнительно высокую долю верующих людей. Обнародование подобных результатов в годы существования тоталитарного режима было невозможно. Перепись была признана дефектной, ее организаторы подверглись репрессиям. Точность учета населения в 1937 г. была доказана лишь в начале 90-х годов.
После признания недействительности переписи 1937 г. возникла необходимость в новых переписных мероприятиях. Перепись 1939 г. прошла при жестком контроле властей, но и она не дала желаемой численности населения СССР. Поэтому ее данные были искусственно увеличены почти на 3 млн человек. Эту перепись можно назвать наиболее сфальсифицированной властями за всю историю проведения подобных мероприятий в нашей стране.
Первая послевоенная перепись состоялась в 1959 г. Задержка, видимо, объяснялась нежеланием властей признавать истинную величину потерь, которые постигли советский народ в годы Великой Отечественной войны. Последующие переписи стали более регулярными, их проводят раз в десять лет. В обработке материалов переписи 1970 г. впервые были использованы электронно-вычислительные машины. Переписные листы в 1979 г. были специально сверстаны для упрощения их машинной обработки. Теперь информация с помощью специальных кодов и меток считывалась и распознавалась машиной непосредственно с заполненного листа.
Переписи 1989 г. суждено было стать последней переписью СССР. В нее впервые были включены вопросы о жилищных условиях граждан. Считывание информации с переписных листов проводилось специальными сканерами. Разработка материалов переписи завершилась в конце 1990 г. Итоги переписи по Российской Федерации были опубликованы в 11 томах в 1991—1993 гг.
Подготовка к очередной переписи началась еще в конце ХХ в. В 2000 г. в ряде регионов России была проведена пробная перепись.
3. Когда будет проходить перепись населения России?
Переписи населения в нашей стране, как правило, проходили во второй декаде января. На то были веские причины. В разгар зимы уменьшается мобильность населения, большинство людей находятся в местах своего постоянного проживания. В то же время зимний период не совсем удобен для переписи: ухудшаются связи с труднодоступными районами, закрываются многие горные перевалы, в приполярных регионах мешает чересчур короткий световой день или даже полное его отсутствие. После того как Россия стала по сравнению с Советским Союзом более северной, эти неблагоприятные факторы лишь усилились. Во многом поэтому перепись 2002 г. пройдет в менее дискомфортном октябре. Критическим моментом переписи населения назначено 0 часов 9 октября. Все переписываемое население будет учитываться именно на этот миг, хотя перепись и будет длиться вплоть до 16 октября. В труднодоступных районах переписные мероприятия проводятся уже с лета. Позднее полученная информация будет актуализирована на критический момент переписи.
4. Как будет проходить перепись?
Госкомстат предлагает гражданам несколько путей прохождения переписи. Традиционный путь — визит переписчика на дом. Переписчик со специальным знаком и удостоверением явится в удобное для вас время к вам в дом или на квартиру. Подтвердить право переписчика на обход населения в границах данного участка может окружная переписная комиссия, куда с этой целью можно позвонить. Переписчик задаст вам и членам вашей семьи изложенные в листах вопросы, при этом ответы за малолетних детей будут давать их родители. Планируется, что в среднем процедура опроса каждого человека займет всего около трех минут. Переписчик обязан отмечать на бланках переписных листов исключительно те ответы, что дали участники переписи. Не допускается искаженная запись ответов и самозаполнение листов населением. В случае необходимости переписчик может пояснить вопрос. Если граждане по каким-либо причинам не желают принимать переписчика у себя дома, то возможно ответить на вопросы переписи непосредственно в помещении переписной комиссии, а также отправить свои ответы туда по телефону или Интернету.
В случае если на момент переписи проживающего по данному адресу не оказалось дома, то информацию о нем может дать его семья или проживающие совместно люди. При этом на листе будет обязательно поставлена отметка о временном отсутствии. Если же дома дать о человеке сведения некому (например, человек проживает один или выехал в дом отдыха вместе со всей семьей), то он сможет пройти перепись в администрации дома отдыха, гостиницы, санатория и т. д., где на него составят контрольный переписной лист, который будет направлен в место его постоянного жительства.
Иностранцы, проживающие в России постоянно, будут переписываться в том же порядке и по той же программе, что и все постоянное население страны. Те иностранные граждане, которые в России находятся временно, будут переписаны по сокращенной программе в том месте в России, где они находились на момент переписи населения.
Участие в переписи — добровольное дело. За уклонение от переписи или за дачу ложной информации о себе никакой ответственности не предусмотрено, хотя во многих зарубежных странах уклоняющиеся от переписи обязаны платить значительный штраф (в Англии в 1981 г. он составлял, например, 50 фунтов стерлингов). Согласно социологическим опросам, категорически отказаться от участия в переписи намерены не более 10% населения. В таком случае не прошедших перепись людей учтут по базам данных местных отделов внутренних дел, и нужным образом скорректировать информацию о себе «отказники» не смогут.
5. Почему для переписи выбраны именно такие вопросы?
Количество вопросов и их формулировки не отличались постоянством. Они определялись программой переписи, потребностями экономического и социального развития страны и другими факторами. Количество вопросов переписи не должно быть чрезмерным. В противном случае увеличивается время опроса каждого участника переписи, усложняется и затягивается процесс обработки. Число признаков в российских переписях варьировало от 18 в 1920 г. до 11 в 1970 г. (правда, тогда же каждому четвертому опрашиваемому задавались 7 дополнительных вопросов). В переписи 2002 г. присутствует 13 признаков, часть из которых (например, образование, владение языками) определяется несколькими вопросами.
Для переписи 2002 г. утверждены переписные листы трех образцов. Базовым является лист формы «К» (с. 10), который содержит 11 признаков, дающих основные сведения об отдельном человеке. Эти признаки: родственные отношения, пол, возраст, состояние в браке, место рождения, гражданство, национальность, образование, владение языками, источник доходов, занятость. В идеале на вопросы формы «К» должны ответить все участники переписи. Более полные сведения о гражданине могут быть получены после заполнения формы «Д» (с. 12). Здесь размещены вопросы, определяющие профессиональную принадлежность и экономическую специализацию опрашиваемого. Здесь же участнику переписи необходимо определить свою миграционную подвижность и указать (для женщин в возрасте старше 15 лет) число рожденных детей. Вопросы формы «Д» намечено задавать в каждом четвертом помещении или домовладении, таким образом, выборка по этим признакам должна составить 25% наличного населения России. Лист формы «П» (с. 22) будет заполняться в каждом домовладении. В него внесены вопросы, связанные с жилищными условиями населения (тип жилого помещения, период постройки дома, общее число жилых комнат и др.). Все переписные формы опубликованы в нашей газете, поэтому читатели имеют возможность заранее потренироваться в их заполнении.
В отношении выбранных для переписи параметров и их формулировок нет однозначного мнения. Широкую дискуссию, как в научных кругах, так и в широких слоях общества, вызвало решение организаторов переписи не включать вопрос о вероисповедании населения. Во многом оно было продиктовано отрицательной позицией Русской православной церкви к возможности объективного учета приверженцев распространенных в России конфессий. По непонятной причине в переписной лист 2002 г. не включен вопрос о родном языке. Многими этнологами и демографами его отсутствие воспринимается как серьезная ошибка переписи, ведь указание национальной принадлежности не всегда объективно свидетельствует о принадлежности опрашиваемого к той или иной этнической группе. Например, несколько сот тысяч участников переписи 1989 г., самоопределившиеся как башкиры, в качестве родного языка указали татарский. Таким образом, у данной группы налицо имелась смешанная национальная идентификация. По материалам переписи 2002 г. такие смешанные и переходные группы выявить будет невозможно.
Часть вопросов переписи имеет открытый характер, то есть готовые ответы на них не предлагаются. В их числе вопросы, связанные с местом рождения, владением языками и национальной принадлежностью опрашиваемых. Национальная принадлежность указывается переписчиком по самоопределению опрашиваемого. Она не будет позже скорректирована ни по паспортным, ни по каким иным данным. Переписчик обязан записать именно то самоопределение, какое назвал участник переписи. Для расшифровки и обобщения ответов, данных на открытые вопросы, составлены специальные словари. Например, если опрашиваемый в графе «Национальная принадлежность» указал помор, в результатах переписи он пройдет как русский. В связи с тем, что существует много дискуссионных моментов, связанных с определением границ между этническими и субэтническими группами, вопрос о национальности имеет политический подтекст. Например, руководство Татарии, национальная интеллигенция и татарские национальные партии выступили резко против решения правительства учитывать различные близкие татарам этнические группы особыми строками. То, что в перечне национальностей России появятся мишари, нагайбаки, кряшены и сибирские татары, расценивается многими татарскими политиками как попытка раскола единого татарского этноса и стремление преуменьшить численность второго по величине народа России. Также особая позиция в переписи будет выделена для казаков, которые ранее всегда безусловно учитывались в составе русского населения.
6. Кто будет переписывать население?
Переписчиками могут быть люди разного возраста, профессии, национальности. Непременные условия — прохождение специального инструктажа и обязательство не разглашать первичную персонифицированную информацию об участниках переписи. В проведении переписи будут задействованы 650 тыс. человек, из них 450 тыс. — собственно переписчиков. Практически все они проживают на своих же переписных участках. Это учителя, студенты, работники статистических служб, органов социального обеспечения и связи, а также многие другие: военнослужащие (в военных частях), служители культа (в монастырях), члены команды судов и т. д. За свою работу переписчики получат от государства деньги (1400 руб. за 10 дней работы), такая статья расходов предусмотрена специальным правительственным постановлением о проведении переписи.
7. Не будет ли нарушена конфиденциальность полученной в результате переписи информации?
Это практически исключено. Дело в том, что переписные листы по сути являются анонимными. Там не указывается фамилия или паспортные данные опрашиваемого, переписная информация представляет интерес только после ее обработки и обобщения. Индивидуальные сведения, содержащиеся в переписных листах, являются строго конфиденциальными и не подлежат разглашению, передаче кому бы то ни было. Лица, имеющие санкционированный доступ к ним и допустившие утрату или разглашение этих сведений, могут понести ответственность согласно законодательству Российской Федерации. Нужно еще отметить, что вопросы в переписи составлены таким образом, что по ответам на них нельзя точно судить о размерах доходов конкретного человека.
8. Сколько стоит перепись?
На проведение переписи Правительством России выделена сумма, эквивалентная 150 млн долл. Таким образом, опрос одного человека и обработка его данных стоит около доллара. Для сравнения — в США на подобные мероприятия выделяется примерно 20 долл. на человека. Финансирование переписи проводится поэтапно. В 2001 г. в ходе подготовки к переписи бо’льшая часть средств направлялась на создание материальной базы переписи населения. В 2002 г. основная часть расходов приходится на оплату труда переписчиков, которые будут привлечены для проведения переписи. В 2003 г. будет оплачиваться обработка материалов переписи.
Финансовые средства для проведения переписи направляются Правительством РФ, оно и контролирует их расходование. Средства перечисляются постатейно и расходование сумм, отраженных в соответствующей статье бюджета, контролируется Госкомстатом России и Министерством финансов России.
9. Как проходят переписи в других странах?
Переписи проходят практически во всех странах мира. Это связано как с собственными интересами стран, так и с давлением международных организаций (прежде всего ООН), которым необходимо иметь объективную картину процессов, происходящих с мировым населением. Механизмы и регулярность проведения переписей, а также их достоверность варьируют в широких пределах. Наиболее профессионально и точно проводятся переписи в странах Европы и Америки. Переписные мероприятия здесь проходят регулярно с постоянным шагом (в Дании, Финляндии, Турции, Японии, Австралии — 5 лет, в Австрии, Бельгии, Великобритании, Испании, Канаде, США — 10 лет). Хуже обстоит дело с переписями в развивающихся странах. Переписи здесь редки, продолжительны по времени и зачастую не охватывают все население. На их проведение нет средств, кроме того, не хватает обученных переписчиков и разработчиков переписей. Учет же населения в таких бедных и нестабильных странах, как, например, Афганистан, Конго (Киншаса) или Сомали, всерьез практически не ведется. В ряде развитых стран мира (во Франции, Нидерландах и др.) уже отказались от опросной формы переписи населения. Ее заменил государственный регистр населения, в котором отслеживается текущее состояние населения страны. В ряде случаев для коррекции и уточнения данных регистра проводятся общегосударственные или местные опросы населения.
10. Какие сюрпризы может преподнести перепись?
Прогнозирование — дело неблагодарное. Трудно учесть все факторы, которые тем или иным образом смогут повлиять на ожидаемое событие. Все же рискнем предположить, что результаты переписи смогут принести по крайней мере две неожиданности, о которых можно говорить сегодня. Конечно, сюрпризы эти относительные, к тому же они наверняка уже просчитаны какими-нибудь аналитическими центрами, но для восприятия простого человека они небезынтересны.
Во-первых, доля русского населения в России, видимо, будет меньше предполагаемой аналитиками величины и значительно меньше показателя переписи 1989 г. (81,5%). Это связано не только с катастрофической естественной убылью русских, большей, нежели у большинства других народов России, но и с изменением самоидентификации лиц, записавшихся русскими во время предыдущей переписи. В 1989 г. модно и престижно было быть русским, сейчас, после волны национального возрождения 90-х годов, многие вспомнили о своих иных национальных корнях.
Во-вторых, возможно, численность населения России окажется не столь мала, как сейчас об этом принято думать. Согласно расчетам, демографическая катастрофа привела к тому, что население России уменьшилось до 142,9 млн человек. Не исключено, что по данным переписи эта цифра будет несколько выше. Это связано с недоучетом миграционной службы прибывающих в Россию мигрантов и с неоправданным пессимизмом в отношении демографического потенциала нашей страны. Сделают свое дело и приписки мифического населения в регионах, особенно в национальных республиках, где лиц коренной национальности будут искусственно добавлять. В стране, где «подтягивают» проценты на выборах практически всех уровней, от местных до федеральных, мало кто избежит соблазна скорректировать в свою сторону итоги учета населения. Ведь с увеличившимся населением можно претендовать на пересмотр сетки электоральных округов, можно поднять имидж региона, можно развить тезис о повышении благосостояния в отдельно взятой республике или области, что зачтется на предстоящих выборах.
11. Когда мы узнаем о результатах переписи?
Сроки обнародования отдельных результатов переписи будут зависеть от скорости их обработки. Центров обработки переписных листов, оборудованных специальными сканирующими устройствами, по всей России будет 65. Кроме них будет задействован Главный межрегиональный центр обработки и распространения статистической информации (ГМЦ) Госкомстата России. В 16 центрах, включая ГМЦ, будет проходить формальный и логический контроль введенной в сканирующие устройства информации, а также подготовка файлов на технических носителях для передачи на федеральный уровень для последующей обработки информации.
Предварительные итоги переписи по элементарным показателям (численность населения на 9 октября 2002 г. по регионам и крупнейшим городам, городское и сельское население, распределение по полу) предполагается обнародовать в конце 2002 г. Полные окончательные итоги планируется опубликовать после завершения автоматизированной обработки в 2003 г. Сводные (обобщенные) данные переписи населения будут доступны всем желающим, их намечено публиковать в печатных изданиях, распространять на магнитных и цифровых носителях, а также через Интернет. Госкомстат утверждает, что результаты переписи будут открыты и доступны для ознакомления, изучения по всем вопросам программы Всероссийской переписи населения 2002 г. Остается надеяться, что материалы переписи будут распространяться статистическим комитетом за приемлемую цену. Ведь перепись пройдет за бюджетные деньги, то есть на средства налогоплательщиков. Поэтому наживаться на интересе народа к сведениям о себе самом Госкомстат не имеет ни морального, ни юридического права.
12. Насколько можно доверять результатам переписи?
Любая перепись не представляет и не может представить полной и абсолютно объективной картины населения страны. Любая перепись содержит определенную долю ошибок и неточностей. Чем их меньше, тем полнее и качественнее проведена перепись. Для оценки величины этих ошибок после переписи проводится специальное выборочное обследование, названное послепереписным обследованием. Оно организуется и проводится независимо от переписи и обеспечивает выявление пропусков и ошибочных записей при переписи.
По оценкам Госкомстата, удастся переписать более 90% наличного населения России. Тем не менее сведения о некоторых категориях граждан будет получить затруднительно. Во-первых, это лица без определенного места жительства, которые просто не подпадут под перепись из-за того, что она будет проходить по домовладениям. Во-вторых, крайне низким будет процент участников переписи среди работающих в России иностранных рабочих и нелегальных мигрантов, не горящих желанием «засвечиваться» перед государственными органами. В-третьих, маловероятно полное участие в переписи некоторых этнических групп, например цыган. В-четвертых, известно негативное отношение к переписи ряда религиозных группировок. В-пятых, сегодня нет условий для нормального проведения переписи на территории Чечни и Ингушетии. Все эти факторы несомненно ухудшат переписные показатели. Тем не менее Госкомстат ставит перед собой задачу максимально полно и грамотно переписать абсолютно всех граждан, которые будут находиться на российской территории с 9 по 16 октября этого года.