Географическое коллекционирование |
Транссибирская магистраль на монетах
|
Чтобы стимулировать учеников к познанию стран мира и территории своей страны, опытные учителя географии давно опираются на филателию, нумизматику, фалеристику. Как правило, школьники, собирающие марки, намного лучше знают политическую карту мира, чем их сверстники, умеющие в свободное время только затыкать уши наушниками плеера. Для молодых филателистов и нумизматов слова «Гвинея-Бисау», «Бутан» или «Рас-эль-Хайма» звучат не как простые сочетания букв, а вызывают ассоциации, пробуждают образы. Образ страны, созданный по коллекции, далеко не всегда адекватен (а чаще — не адекватен) действительному, географическому образу, но это полезная ступенька познания. Монеты обычно помогают изучать лишь страны мира. Внутреннюю географию же, географию нашей страны всегда лучше было изучать по значкам. (Их в СССР выпускали по множеству городов, замечательных мест, памятников, предприятий; но в настоящее время значки, а с ними и фалеристы в стране почти исчезли.) Монеты — даже юбилейные, памятные — посвящались в основном историческим событиям или личностям. Географические реалии оставались вне внимания Госбанка и монетных дворов. В последнее время ситуация меняется. В сериях памятных и юбилейных выходят монеты, посвященные городам, монастырям, уникальным объектам, имеющим четкую географическую привязку, украшающим карту Родины. Появились и монеты, посвященные истории исследования территории России. Одна беда: даже медно-никелевые серии (не смотрите на обозначенный на монетах номинал, это чистая бутафория) — довольно дороги. А уж серебряные, золотые и платиновые — явно не могут составить предмет детского (да в общем-то и взрослого, если взрослый не ворует) коллекционирования. На страницах газеты мы познакомим читателей с бумажными версиями некоторых географически интересных российских монет последних лет. В этом номере представляются три монеты из драгметаллов, посвященные самой длинной пространственной связи в стране. Все три выпущены Центробанком в 1994—1995 гг. к столетию Транссиба.
Вверху реверса каждой монеты — старинный герб Сибири, по окружности — надписи, разделенные скрещенным якорем и топором — эмблемой Министерства путей сообщения Российской империи. На трехрублевой монете изображена также схема исторического Транссиба (указаны названия следующих пунктов: Челябинск, Новосибирск*, Тайшет, Иркутск, Чита, Ерофей**, Хабаровск, Владивосток) с примыкающей к ней Китайско-Восточной железной дорогой, считавшейся тогда частью Транссиба. Транссиб строился с 1891 по 1916 г. Поэтому, хотя юбилейные торжества уже состоялись и монеты отчеканены, этот материал вы можете с успехом использовать на уроке как актуальный еще 14 лет. Ведь Кругобайкальский участок, например, был пущен лишь в 1905 г. (когда грянул гром японской войны), а движение на линии Чита—Владивосток было открыто только в 1916 г. (до этого главный ход был по КВЖД через территорию Китая). Так что готовимся к юбилеям в 2005-м и 2016-м! * Во времена сооружения Транссиба Новосибирск именовался еще Гусевкой, а потом — Новониколаевском. Поэтому на исторической картосхеме художнику вряд ли следовало бы ставить анахроничный (по отношению к сюжету монеты) топоним Новосибирск. ** Ерофей — Ерофей Павлович, станция близ границы нынешних Амурской и Читинской обл. |