Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №36/2002

Мнение читателя

№ 31: «Из школьной географии уходит то, что может заинтересовать детей»

Привлекла внимание статья В.И. Сиротина «Вопросы комплексного страноведения...». Согласна с тем, что из школьной географии зачастую уходит то, что может заинтересовать детей, а взамен приходит много того, что интересно, пожалуй, лишь специалистам или тем немногим детям, которые впоследствии свяжут с географией, особенно физической, свою дальнейшую жизнь. Кроме того, некоторые сведения по физической географии, которые изучаются в 7-м классе («География материков и океанов»), к 10-му классу («Экономическая и социальная география мира») уже основательно подзабыты. В этом плане с географией России дела обстоят лучше, так как она изучается два года подряд (8—9-й классы).

Статья Г.А. Аграната «Алмазные грани Якутии» содержит много интересных фактов об истории и современном состоянии алмазодобычи в России. Эти дополнительные сведения можно было бы использовать на уроках в 8—9-м классах. Даже и в 10-м классе, говоря о значении минеральных ресурсов Африки (особенно ЮАР), возможно было бы сопоставить их с алмазными богатствами России. Кстати, по моим наблюдениям, детям весьма интересны сведения о ювелирных камнях и драгоценных металлах.

Статья В.П. Максаковского «Пути развития мировой энергетики» представляет ценность обновленными статистическими данными. Приятно узнать о том, что готовится новое издание «Географической картины мира». С удовольствием использую его на уроках географии в 10-м классе для подготовки занятий и самостоятельной работы учащихся.

Поурочное планирование курса «Коммерческая география России» Е.Л. Плисецкого интересно прежде всего профильным учебным заведениям. Я согласна с тем, что преподавание географии в школах с различными уклонами должно обладать определенной спецификой. Ведь, к примеру, будущим экономистам или медикам интересна разная география.

Всегда привлекает внимание раздел газеты «Я иду на урок». Полезно знакомиться с тем, чем дышат «братья по разуму». Особенно заинтересовал опыт Н.П. Петрушиной «География русского языка». Сейчас много говорят о межпредметных связях, но в основном это относится к предметам, входящим в одну ветвь знаний (естественные, общественные и т. д.),
а здесь очень нестандартный пример «География — русский язык».

Понравились вопросы «Экспресс-олимпиады по районам США» Г.Б. Фединой. С позволения автора воспользуюсь ими после темы «США» в 10-м классе. Такие формы работы расширяют кругозор учеников и являются тем самым «страноведением», о котором пишет В.И. Сиротин.

В «Хрестоматии» интересное сопоставление описания птичьих базаров разных широт.

Е.В. САМОЙЛОВА,
учитель школы № 17
Юго-Западного адм. округа
г. Москва