Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №37/2002

Мнение читателя


№ 30: «Актуальность —
главное достоинство номера»

Настраивают на серьезную работу в новом учебном году статьи номера, посвященные Дню учителя географии, который состоялся в Москве 8 апреля 2002 г. Это событие вызвало интерес не только в Москве, но и в регионах России и некоторых странах СНГ.

Главным событием номера является публикация доклада, с которым выступил на форуме учителей географии В.П. Максаковский, — об актуальных проблемах школьного географического образования. Это краткий, но, безусловно, емкий путеводитель для многих учителей в период начавшейся реформы школьного образования. Проблемы, затронутые В.П. Максаковским, — это проблемы любого серьезного педагога, который в нынешних непростых условиях должен занять определенную позицию по каждой из них, выработать свой стиль работы, уметь его отстоять. Злободневен вопрос об учебниках географии, которых и в самом деле большое количество.

Интересную тему представляют материалы «Промышленных новостей», представленные в номере на с. 7—11, посвященные проблемам Каспийского моря. Автор статьи М.М. Гельман, отвечая на свой же вопрос, приводит многочисленные доводы того, что, к сожалению, Каспий в настоящее время действительно море раздора. Прочитав статью, понимаешь, что это «море» проблем и для географов, и для экологов, и для промышленников, и для политиков, и — главное — для народов, живущих в Каспийском регионе. Статья содержит много полезной информации для учителя, помогает сориентироваться в этой проблеме, которая так или иначе должна быть решена. Варианты разделения Каспия и другую информацию, приведенную в статье, можно использовать для подготовки и проведения деловой игры или географической экспертизы или взять за основу проектной работы, например в экономическом или экологическом аспекте.

Вопросы модернизации школьного образования в старшей ступени также сейчас актуальны. Мы знаем, что во многих школах крупных городов они решаются путем сотрудничества с вузами, созданием профильных классов. Но при этом встает все тот же вопрос о выборе учебника или учебного пособия для проведения уроков. Решением такой проблемы для классов, спрофилированных на экономику или экономическую географию, для школ, не имеющих возможности для сотрудничества с вузами, может служить учебник Е.Л. Плисецкого «Коммерческая география». Экспериментальная работа с этим учебником в комплекте с рабочей тетрадью в 2001/02 учебном году проходила в школах Северного округа Москвы. Я принимала в этом участие и могу сказать, что этот учебник, во-первых, удобен в работе и отвечает главным задачам географического образования в старшей школе, во-вторых, он служит для учащихся связующим звеном между школьным и вузовским подходами к образованию. Его материалы, отдельные главы, статистические данные можно успешно использовать на уроках в 9-м и 10-м классах. На с. 23—24 печатается раздел второй части учебника «Коммерческая география» для 11-го класса. Вопрос, освещенный автором учебника, тем более важен, так как страны СНГ вообще выпадают из поля зрения российского школьника, особенно в области социально-экономической географии.

Традиционный раздел газеты «Я иду на урок» — продолжение публикаций занимательной познавательной викторины «Страны и народы мира», составленной учителями из Калужской области С.В. Рыжовой и В.А. Рыжовым. Вторая публикация из этой рубрики — «Составь прогноз» — из опыта работы учителя г. Холмска Сахалинской обл. М.А. Мартышковой. Очень поучительное задание, которое имеет практическое значение: ведь прогноз погоды по телевизору почти всегда сопровождается показом синоптической картосхемы, которую надо уметь прочесть. Особенно хочется отметить, что эти материалы показаны в газете в виде, «готовом к употреблению», — вырезайте и используйте на уроках!

29 и 30 страницы номера продолжают знакомить с природой нашей страны — неоценимое подспорье для учителей, работающих в 8-м классе. Яркие, запоминающиеся описания разнообразных лесов — на сей раз таежных — в изложении известных авторов разных времен.

Согласно анкетированию, проведенному газетой «География» 8 апреля в Москве, на которое я уже ссылалась, рубрика «Мнение» не пользуется особой популярностью у читателей. А на мой взгляд, знакомство с мнением других учителей, чужие оценки материалов, опубликованных в газете, важны. Они могут заставить задуматься, что-то, может быть, переосмыслить, почерпнуть для себя новое.

М.В. ПОПОВА,
учитель географии школы № 151
Северного адм. округа
г. Москва