№ 30: «Актуальность —
главное достоинство номера»
Настраивают
на серьезную работу в новом учебном году статьи
номера, посвященные Дню учителя географии,
который состоялся в Москве 8 апреля 2002 г. Это
событие вызвало интерес не только в Москве, но и в
регионах России и некоторых странах СНГ.
Главным событием номера является
публикация доклада, с которым выступил на форуме
учителей географии В.П. Максаковский, — об
актуальных проблемах школьного географического
образования. Это краткий, но, безусловно, емкий
путеводитель для многих учителей в период
начавшейся реформы школьного образования.
Проблемы, затронутые В.П. Максаковским, — это
проблемы любого серьезного педагога, который в
нынешних непростых условиях должен занять
определенную позицию по каждой из них,
выработать свой стиль работы, уметь его отстоять.
Злободневен вопрос об учебниках географии,
которых и в самом деле большое количество.
Интересную тему представляют
материалы «Промышленных новостей»,
представленные в номере на с. 7—11, посвященные
проблемам Каспийского моря. Автор статьи М.М.
Гельман, отвечая на свой же вопрос, приводит
многочисленные доводы того, что, к сожалению,
Каспий в настоящее время действительно море
раздора. Прочитав статью, понимаешь, что это
«море» проблем и для географов, и для экологов, и
для промышленников, и для политиков, и — главное
— для народов, живущих в Каспийском регионе.
Статья содержит много полезной информации для
учителя, помогает сориентироваться в этой
проблеме, которая так или иначе должна быть
решена. Варианты разделения Каспия и другую
информацию, приведенную в статье, можно
использовать для подготовки и проведения
деловой игры или географической экспертизы или
взять за основу проектной работы, например в
экономическом или экологическом аспекте.
Вопросы модернизации школьного
образования в старшей ступени также сейчас
актуальны. Мы знаем, что во многих школах крупных
городов они решаются путем сотрудничества с
вузами, созданием профильных классов. Но при этом
встает все тот же вопрос о выборе учебника или
учебного пособия для проведения уроков. Решением
такой проблемы для классов, спрофилированных на
экономику или экономическую географию, для школ,
не имеющих возможности для сотрудничества с
вузами, может служить учебник Е.Л. Плисецкого
«Коммерческая география». Экспериментальная
работа с этим учебником в комплекте с рабочей
тетрадью в 2001/02 учебном году проходила в школах
Северного округа Москвы. Я принимала в этом
участие и могу сказать, что этот учебник,
во-первых, удобен в работе и отвечает главным
задачам географического образования в старшей
школе, во-вторых, он служит для учащихся
связующим звеном между школьным и вузовским
подходами к образованию. Его материалы,
отдельные главы, статистические данные можно
успешно использовать на уроках в 9-м и 10-м классах.
На с. 23—24 печатается раздел второй части
учебника «Коммерческая география» для 11-го
класса. Вопрос, освещенный автором учебника, тем
более важен, так как страны СНГ вообще выпадают
из поля зрения российского школьника, особенно в
области социально-экономической географии.
Традиционный раздел газеты «Я иду на
урок» — продолжение публикаций занимательной
познавательной викторины «Страны и народы мира»,
составленной учителями из Калужской области С.В.
Рыжовой и В.А. Рыжовым. Вторая публикация из этой
рубрики — «Составь прогноз» — из опыта работы
учителя г. Холмска Сахалинской обл. М.А.
Мартышковой. Очень поучительное задание, которое
имеет практическое значение: ведь прогноз погоды
по телевизору почти всегда сопровождается
показом синоптической картосхемы, которую надо
уметь прочесть. Особенно хочется отметить, что
эти материалы показаны в газете в виде, «готовом
к употреблению», — вырезайте и используйте на
уроках!
29 и 30 страницы номера продолжают
знакомить с природой нашей страны — неоценимое
подспорье для учителей, работающих в 8-м классе.
Яркие, запоминающиеся описания разнообразных
лесов — на сей раз таежных — в изложении
известных авторов разных времен.
Согласно анкетированию, проведенному
газетой «География» 8 апреля в Москве, на которое
я уже ссылалась, рубрика «Мнение» не пользуется
особой популярностью у читателей. А на мой
взгляд, знакомство с мнением других учителей,
чужие оценки материалов, опубликованных в
газете, важны. Они могут заставить задуматься,
что-то, может быть, переосмыслить, почерпнуть для
себя новое.
М.В. ПОПОВА,
учитель географии школы № 151
Северного адм. округа
г. Москва
|