Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №38/2002

Рецензия


Пробуждает интерес к предмету

В.А. Кошевой, А.А. Лобжанидзе. География. Земля: Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений/Под ред. А.А. Лобжанидзе. — М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2002, 144 с., ил., карт.

Это начальный курс школьной географии — «Землеведение».

В содержании учебного материала психологически ненавязчиво решается проблема двухуровневой системы знаний, умений и навыков — основного и углубленного. Это весьма существенно, ведь учитель обычно работает на разных уровнях сложности, причем часто и на трех:

— уровень компенсирующего обучения;

— уровень основного (базового) обучения;

— уровень углубленного (продвинутого) обучения.

Авторы реализуют одну из наиболее актуальных идей в создании современных учебников: «учебник для учения с увлечением», «учиться должно быть интересно». А ведь для начального курса это особенно важно.

Научно-теоретическое содержание каждого урока-параграфа, вариативный методический аппарат позволяют учителю реализовать главные аспекты и компоненты занятия: «знаниевый», психолого-педагогический (настрой на радость познания, «ситуации погружения»); процессуально-деятельностный, оценочный (педагогический контроль, самоконтроль, самооценка).

Учебник пробуждает познавательный интерес к предмету, способствует формированию мировоззренческих основ через осмысление знаний о «Земле — уникальной части Космоса, Планете Людей», через понимание, что «Мы — дети Земли, дети Вселенной» в ответе за наш общий дом — Землю.

Книга способствует воспитанию человека, гражданина, созидателя. На это работают продуманный, взвешенный отбор знаний и методически вариативное их представление. Генерализация содержания проведена с учетом возрастных особенностей учащихся на всех направлениях: в отражении достижений географической науки, в отборе необыкновенно интересного иллюстративного и картографического материала, в системе вопросов. Кстати, некоторые вопросы нацеливают на поиск знаний за страницами учебника; на использование пособий, составляющих вместе с учебником единый учебно-методический комплекс.

Это первый опыт учебника, в котором содержание каждого урока дается только на двух страницах разворота (весь материал в течение урока перед глазами, не надо листать вперед-назад). Такая компоновка материала способствует развитию мыслительно-аналитической деятельности, формированию информационно-коммуникативных умений и навыков учащихся на первом этапе географического образования.

Хороша по замыслу специальная схема «Как работать с учебником», раскрывающая особенности и логические закономерности подачи и расположения материала на «страницах-разворотах» уроков. А текстовые комментарии, пожалуй, следовало бы сократить, дать в виде более обобщающих пунктов.

Содержание учебника и его четкая разбивка на пронумерованные темы-уроки соответствуют двухчасовому курсу в неделю. Язык отличается ясностью, четкостью, логичностью. Предложения не перегружены, выражают доступно и весомо каждую мысль. Все новые понятия выделены специальным шрифтом.

Физический вес пособия (в виде тетради с форматом страниц 30ґ21) соответствует возрастной посильности.

В содержании учебника авторы опираются на межпредметные связи с естественными и общественными областями знаний. Это способствует активизации творческого познавательного интереса учащихся, пониманию широты современных географических знаний.

В конце учебника авторы поместили обобщающий перечень терминов и понятия. Мне кажется, что в блоке содержания «Биосфера и человек» целесообразно представить такие понятия, как «Глобализация: новый этап географического мира» и «Толерантность». Они должны быть на слуху и самых юных граждан Земли в XXI веке, а глубина их понимания будет возрастать от класса к классу.

Данный учебник может быть использован при работе по различным программам: базовой, гимназической и общеобразовательной.

М.В. СМИРНОВА,
методист по географии
Северного адм. округа г. Москвы,
заслуженный учитель РФ