Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №38/2002

Мнение читателя


№ 32: Прочитай и реализуй у себя на уроке

Титульный лист актуален и юмористичен. Он задает настрой и вызывает желание познакомиться с содержанием номера.

В преддверии нового учебного года очень уместно методическое письмо руководителя департамента общего образования А.В. Баранникова о реализации комплексного страноведческого подхода в процессе преподавания географии в школе, об интеграции знаний учащихся о природе и обществе. «Образование должно быть истинным, полным, ясным и прочным» (Я.А. Коменский).

Большой радостью для меня было прочитать статью нашего методиста по географии методического центра Северного округа г. Москвы, заслуженного учителя РФ М.В. Смирновой, которая является большим защитником географии, главной науки о земле. Хочется пожелать редакции продолжить рубрику «Портрет учителя» и, может быть, ввести ее в систему.

Я очень люблю разгадывать кроссворды, ребусы, загадки и т. п., поэтому восприняла как продолжение летнего досуга представленную на с. 4 оригинальную разминку.

Внедрение в школу творческих методов и проблемного обучения предъявляет новые и весьма высокие требования к профессиональному уровню учителя географии. Он должен знать не только утвердившиеся в науке идеи, но и спорные точки зрения по тем или иным вопросам.

Для расширения кругозора учителя очень важна информация У.В. Мизеровской об АТЭС. Хорошо, что статья отличается еще и наглядностью (эмблема АТЭС, эмблемы встреч министров, макет оформления выставочного комплекса «Владэкспо» на время проведения симпозиума и др.). Полезны также таблица о социально-экономическом развитии стран АТЭС и карта стран — участников международного форума. Тихий океан на протяжении всего ХХ в. был ареной политической и экономической борьбы крупнейших мировых держав. Но океан не только разъединяет страны, океан может и объединять: во всех официальных документах АТЭС ключевое слово — сотрудничество. Исходя из этого очень важен диалог культур, понимание, уважение народов. В условиях глобализации толерантность — основа достижения общечеловеческих целей.

С трепетом отношусь к рубрике «Я иду на урок». Как утверждает известный педагог-дидакт И.Я. Лернер, «...не должно быть обучения, которое в конечном счете не достигало бы усвоения содержания на творческом уровне и не сопровождалось постоянным эмоциональным воздействием...» Формирование эмоционального настроя на уроке — одна из задач процесса обучения. Начиная курс географии в 6-м классе и ведя наблюдения в природе, я предлагаю ребятам успокоиться и послушать тишину очаровательной поры, хрустальный перезвон медленно падающих осенних листьев, вспоминая известные стихи. «Возбудите в ученике искренний интерес ко всему нравственному, и вы можете быть спокойны, что он сохранит всегда человеческое достоинство» (К.Д. Ушинский).

Задачи на с. 13—14 посвящены сравнению климата двух пунктов на одной широте. Это обучение сравнению, нахождению причинно-следственных связей и выделению самого существенного, умению делать выводы. На мой взгляд, желательно использовать для сравнения данные краеведческого характера, меня интересует «московская широта».

Для обогащения знаний учителя и для развития сотворчества «учитель—ученик» на с. 15—18 очень полезен каталог, постоянно печатаемый газетой, который удачно размещен; страницы можно разрезать и пополнять карточками учительскую картотеку в кабинете.

В созвучии со статьей У.В. Мизеровской об АТЭС на с. 19—24 помещен богатейший материал С.В. Рогачева «Веры морей». В связи с этим хочется подчеркнуть коммуникативную функцию географии, роль которой для современного человека особенно велика. На берегах морей живут люди разных культур и разных вероисповеданий. При изучении «очеловеченных» морей работа учеников с картой из простого заучивания названий превращается в мыслительный процесс: увязывание в сознании и пространстве разнородной информации. Обученность школьников работе с картой определяется тремя позициями: читать карту, понимать карту и знать карту.

В традициях нашей газеты помещать репродукции различных картин, которые могут служит камертоном к географическим сюжетам. А.С. Барков писал по этому поводу: «Географическая картина дает зрительный образ карты, она дополняет карту и географическое описание. То, что можно изложить на многих страницах словесного описания, гораздо лучше и нагляднее изображается на картине».

Дополняет содержание учебника о географии непроизводственной сферы материал, помещенный на с. 26—28, снабженный статистическими данными. Цифровые данные с педагогической точки зрения используются в разных целях. Смысл использования статистического материала состоит не только в том, чтобы назвать величину, установить соответствующий факт, главное — из цифровых данных сделать правильные выводы. Газета направлена на облегчение труда учителя, поэтому на с. 31 дана модель ответов к парам климатограмм, это экономит время учителя.

При изучении темы «Природные ресурсы РФ» украшает урок использование материалов хрестоматии о тимано-печорской нефти. Мысль о связи географии с литературой напрашивается, и когда читаешь стихотворение Шесталова о газоконденсате Западной Сибири — материал прямо на урок. Я люблю использовать произведения литературы на уроках. Дети мне отвечают «взаимностью»: приносят на урок найденные ими географические сюжеты в художественной литературе. Они и сами пишут стихи — реплики на проведенный урок.

В качестве пожелания газете хочется сказать следующее: материал газеты шел бы на урок, как говорится, «с колес», если бы публикации газеты несколько опережали прохождение материала на уроке. А это сделать несложно: смотри тематическое поурочное планирование по географии.

Содержательный материал газеты постоянно будоражит мысль ученика и учителя. Ведь «ученик — это не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который надо зажечь, а зажечь факел может лишь тот, кто сам горит» (древняя мудрость).

Р.М. КУЗЬМИНА,
учитель географии школы № 848
Северного адм. округа
г. Москва