Образовательный стандарт по географии* — это не минимум, а максимумСтандарты образования. Это словосочетание учителя слышат последние лет десять: вот-вот их напишут и примут, и все мы — дети и учителя — сразу увидим свет в конце тоннеля. Прекратится перегрузка учащихся, упорядочатся практические работы, домашние задания. С огромным волнением взяла в руки свеженький материал по стандартам и увидела... Обязательный минимум содержания полностью соответствует действующим сегодня программам, то есть это не минимум, а максимум для профильных школ. Считаю, что совершенно не обязательно изучать многие темы: основные этапы освоения Земли человечеством; современные масштабы и типы освоения Земли; географию основных международных экономических и политических организаций, так как пора «заземлять» наших граждан и больше думать о себе, о своей семье, еде, а не о чем-то глобальном. Также я думаю, что проблемы развития Европы, Азии, Африки, Северной и Латинской Америки не являются обязательным минимумом содержания. В требованиях нужно вычеркнуть из раздела «Знать и понимать» различия в истории заселения и уровне освоения различных территорий. Исключить раздел «Оценивать последствия»: этим занимаются ученые, целые институты, лаборатории, но не учащиеся школы. Исключить раздел «Проводить наблюдения», так как условия для организации наблюдений могут создаваться только в профильной школе. Проанализировать содержание профильного уровня затрудняюсь, считаю, что его должны обеспечить специалисты-преподаватели высшей школы. Мне думается, в стандартах должен быть четко изложен минимум требований, а уже учитель определит содержание учебного материала для выполнения требований. Авторы учебников также должны руководствоваться требованиями при написании интересных современных учебников, а остальное сделает учитель географии — профессионал. Н.П. ПЕТРУШИНА,
|