Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №39/2002

Корреспонденция


Почаще надо задавать вопрос «почему?»

Многочисленных техногенных катастроф стало бы поменьше, если бы мы все умели предвидеть последствия, результаты той или иной хозяйственной деятельности. Хотя бы небольшими шагами двигаться в этом направлении на каждом уроке. Научить школьников не заучивать какой-то объем информации, а думать, строить логические цепочки.

Мы обсуждаем на уроках причинно-следственные связи, строим логические цепочки, систематизируем сведения, добытые из карт и таблиц учебника, атласа, обращаемся при необходимости к изученным страницам с их иллюстрациями, и сначала вместе со мной, а потом и самостоятельно учащиеся делают выводы. Почаще надо задавать вопросы «почему?», «что из этого следует?».

Для того чтобы учащиеся видели, понимали, насколько география связана с жизнью, на уроках обсуждаем то, что происходит в нашей жизни. Например, об оползневых явлениях в нашей области — в Светлогорске, других участках побережья, где нельзя ходить по береговым откосам.

Или, изучая реки Восточной Сибири, определили, что на реках, текущих с юга на север, в верховьях ледоход начинается раньше (классический пример — река Лена). Обсуждаем, что будет с талой водой и льдинами, когда они достигнут среднего течения, где в это время еще морозы до –15 °С. Дети отвечают: эта вода и льдины намерзают поверх уже существующего льда, а новые массы текущей воды затопят пойму реки, селения, города по берегам. Вместе пришли к выводу: нельзя строить постоянные пристани, города и поселки в низменной части, они будут затапливаться.

Очень большое значение имеет работа с картами, статистическими материалами. Такая работа развивает самостоятельность, аналитическое мышление, разрушает скованность, неуверенность в себе, развивает творческое начало.

Например, мы с ребятами собрали материал для справочника в дополнение к учебнику А.И. Алексеева и В.В. Николиной «География: население и хозяйство России», и он нам помогает на уроках в развитии интереса и самостоятельности, творчества, любви к географии.

Е.И. ПЕТРОВА,
учитель гимназии № 32
г. Калининград