Почаще надо задавать вопрос «почему?»Многочисленных техногенных катастроф стало бы поменьше, если бы мы все умели предвидеть последствия, результаты той или иной хозяйственной деятельности. Хотя бы небольшими шагами двигаться в этом направлении на каждом уроке. Научить школьников не заучивать какой-то объем информации, а думать, строить логические цепочки. Мы обсуждаем на уроках причинно-следственные связи, строим логические цепочки, систематизируем сведения, добытые из карт и таблиц учебника, атласа, обращаемся при необходимости к изученным страницам с их иллюстрациями, и сначала вместе со мной, а потом и самостоятельно учащиеся делают выводы. Почаще надо задавать вопросы «почему?», «что из этого следует?». Для того чтобы учащиеся видели, понимали, насколько география связана с жизнью, на уроках обсуждаем то, что происходит в нашей жизни. Например, об оползневых явлениях в нашей области — в Светлогорске, других участках побережья, где нельзя ходить по береговым откосам. Или, изучая реки Восточной Сибири, определили, что на реках, текущих с юга на север, в верховьях ледоход начинается раньше (классический пример — река Лена). Обсуждаем, что будет с талой водой и льдинами, когда они достигнут среднего течения, где в это время еще морозы до –15 °С. Дети отвечают: эта вода и льдины намерзают поверх уже существующего льда, а новые массы текущей воды затопят пойму реки, селения, города по берегам. Вместе пришли к выводу: нельзя строить постоянные пристани, города и поселки в низменной части, они будут затапливаться. Очень большое значение имеет работа с картами, статистическими материалами. Такая работа развивает самостоятельность, аналитическое мышление, разрушает скованность, неуверенность в себе, развивает творческое начало. Например, мы с ребятами собрали материал для справочника в дополнение к учебнику А.И. Алексеева и В.В. Николиной «География: население и хозяйство России», и он нам помогает на уроках в развитии интереса и самостоятельности, творчества, любви к географии. Е.И. ПЕТРОВА,
|