Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №39/2002

Опыт


Формула страны

В.П. ШПЕТНЫЙ
учитель географии Ланской СШ, лауреат Всеобщей заочной олимпиады Брестская обл., Белоруссия

Материалы газеты и участие в олимпиаде способствовали моему профессиональному совершенствованию. Это помогло мне принять участие в конкурсе педагогического мастерства «Хрустальный журавль–2001».

Смысл данной разработки в том, чтобы научиться представлять пространственную и некоторую количественную информацию о странах в виде знаковой формулы. Это близко к химическим формулам, которые показывают структуру вещества и связи его элементов. Формула страны занимает в тетради 12 клеток. Она выводится и записывается по определенным правилам.

Цифра с буквой или просто цифра в первой клеточке указывает материк, на котором расположена страна; цифра соответствует месту, которое материк занимает по площади: 1 — Евразия, 2 — Африка, 3 — Северная Америка, 4 — Южная Америка, 6 — Австралия. Буквенные обозначения вводятся только к цифре «1» для определения части света: 1А — Азия, 1Е — Европа.

Следующий квадрат из четырех клеток содержит информацию о широтном положении страны. Числитель — цифра в градусах крайней северной точки страны, в знаменателе — крайняя южная точка. Эти цифры дают некоторые представления о климатических особенностях страны, о размерах ее территории. Определяются приблизительно, с точностью до 1°.

Далее на четырех клетках не цифровым, а графическим способом отражаются особенности состава территории, ее конфигурация, отношение к морю. Под эту информацию отводится также четыре клеточки. Вытянутость территории показывается стрелками, а отношение к морским бассейнам сплошными и прерывистыми линиями вокруг этих стрелок (см. примеры).

Последний показатель формулы записывается за косой чертой, занимающей две клетки, и обозначает число государств, с которыми страна граничит по суше.

Это простейший вариант формулы, разработанный для курса «География материков и стран» (7—8-е классы). Здесь в основном отражена физико-географическая информация о географическом положении страны. Возможности усовершенствования такой формулы чрезвычайно широки. Детям это нравится, они активно участвуют в усовершенствовании этих формул.