Формула страны
В.П. ШПЕТНЫЙ
учитель географии Ланской СШ, лауреат Всеобщей
заочной олимпиады Брестская обл., Белоруссия
Материалы
газеты и участие в олимпиаде способствовали
моему профессиональному совершенствованию. Это
помогло мне принять участие в конкурсе
педагогического мастерства «Хрустальный
журавль–2001».
Смысл данной разработки в том, чтобы
научиться представлять пространственную и
некоторую количественную информацию о странах в
виде знаковой формулы. Это близко к химическим
формулам, которые показывают структуру вещества
и связи его элементов. Формула страны занимает в
тетради 12 клеток. Она выводится и записывается по
определенным правилам.
Цифра с буквой или просто цифра в
первой клеточке указывает материк, на котором
расположена страна; цифра соответствует месту,
которое материк занимает по площади: 1 — Евразия,
2 — Африка, 3 — Северная Америка, 4 — Южная
Америка, 6 — Австралия. Буквенные обозначения
вводятся только к цифре «1» для определения части
света: 1А — Азия, 1Е — Европа.
Следующий квадрат из четырех клеток
содержит информацию о широтном положении страны.
Числитель — цифра в градусах крайней северной
точки страны, в знаменателе — крайняя южная
точка. Эти цифры дают некоторые представления о
климатических особенностях страны, о размерах ее
территории. Определяются приблизительно, с
точностью до 1°.
Далее на четырех клетках не цифровым, а
графическим способом отражаются особенности
состава территории, ее конфигурация, отношение к
морю. Под эту информацию отводится также четыре
клеточки. Вытянутость территории показывается
стрелками, а отношение к морским бассейнам
сплошными и прерывистыми линиями вокруг этих
стрелок (см. примеры).
Последний показатель формулы
записывается за косой чертой, занимающей две
клетки, и обозначает число государств, с которыми
страна граничит по суше.
Это простейший вариант формулы, разработанный
для курса «География материков и стран» (7—8-е
классы). Здесь в основном отражена
физико-географическая информация о
географическом положении страны. Возможности
усовершенствования такой формулы чрезвычайно
широки. Детям это нравится, они активно участвуют
в усовершенствовании этих формул.
|