Задачи на пересечение множеств
Властелин колеЦ
С.В. РОГАЧЕВ
Предыдущую подборку см. в № 39/2002
Ответ:
Город —
Дополнительное задание:
Исчерпывающим образом заполните поле 1/2.
Ответ:
Страна —
Дополнительные задания:
1. В полях 1/2 и 1/2/3 перечислите все монархии в
бассейне Персидского залива.
2. Назовите остальные страны бассейна
Персидского залива (поле 1).
3. Приведите примеры монархий мира, где в качестве
алфавита государственного языка используется
латиница.
Ответ:
Страны А, Б и В —
Дополнительные задания:
1. Приведите примеры стран, удовлетворяющих
условиям 1/3 и 2/3.
2. В поле 1/2 впишите христианские страны Азии
(кроме вошедших в основной ответ).
* Условимся считать островными
государства, вся территория которых расположена
вне континентальной суши.
Ответ:
Страна —
Дополнительные задания:
1. Приведите примеры других арабских стран (поле
1).
2. Приведите примеры стран, где есть высоты более
4000 м (поле 2).
Ответ:
Страна —
Дополнительные задания:
1. Перечислите славянские страны в полях 1/2 и 1/2/3.
2. Перечислите страны в поле 2/3.
3. Перечислите страны в поле 2 (вне пересечений).
* Включая бассейн Азовского моря.
Ответ:
Страны А и Б —
Страна В —
Страна Г —
Дополнительное задание:
Приведите примеры стран в поле 2/3.
Ответы и комментарии
к задачам, напечатанным на с. 19–20
Ответ:
Город — Санкт-Петербург (Ленинград).
Дополнительное задание:
Москва, Нижний Новгород (Горький), Казань,
Самара (Куйбышев), Волгоград,
Ростов-на-Дону, Пермь, Уфа, Екатеринбург
(Свердловск), Челябинск, Омск, Новосибирск.
Комментарий
Это задание несложное, ответ на него у молодого
человека, хоть сколько-нибудь знающего свою
страну, должен находиться сам собою, без
использования карты. Однако на первых занятиях
не грех и позволить учащимся посмотреть на карту.
Направление развития задания
Проработаем аналогичные задания по другим
регионам:
Ответ:
Страна — Турция.
Дополнительные задания:
1. Поля 1/2: Кувейт, Саудовская
Аравия, Бахрейн, Катар, ОАЭ. Оман отдельным
кусочком своей территории выходит к Ормузскому
проливу, соединяющему Персидский залив с
Оманским. И принято считать, что эта страна
имеет-таки выход к Персидскому заливу, однако на
некоторых картах (включая и школьные) вдоль
северного участка оманской территории тянется
надпись «Ормузский пролив», что может
дезориентировать школьника. Поэтому не следует
считать ошибкой указание (или неуказание) Омана в
числе стран Персидского залива.
Поле 1/2/3 пустое. Ни одна из стран
бассейна Персидского залива, кроме самозабвенно
вестернизирующейся Турции, к латинице не
склонилась. Предложим, однако, нашим учащимися
ответить, была ли когда-нибудь на карте мира
ситуация, когда условие 1/2/3 выполнялось. Если
вашим школьникам повезло с учителем истории, и
он, рассказывая
об античности, не ограничивался подвигами
Геракла, но и прилежно работал с картой, то ответ
на поставленный вопрос будет найден: Римская
империя в период своего «апогея» захватывала
верхние течения Тигра
и Евфрата на территории современных Турции и
Сирии. Само собой разумеется, что Римская империя
была монархией и писала на латинице (странно было
бы, если бы было иначе).
2. Поле 1 (вне всех пересечений): Сирия,
Ирак, Иран.
3. Великобритания, Испания, Лесото,
Малайзия и другие.
Ответ:
Страны А, Б и В — Кипр, Филиппины, Восточный
Тимор.
Дополнительные задания:
1. 1/3: Великобритания, Ирландия,
Исландия, Новая Зеландия, многочисленные страны
Карибского бассейна, Океании и другие.
2/3: Бахрейн, Япония, Индонезия, Шри-Ланка,
Мальдивская Республика и другие.
2. Россия, Грузия, Армения. Не будет
ошибкой включить в этот список и Казахстан, где
славянское население, по крайней мере до
последнего времени, преобладало.
Ответ:
Страна — Марокко.
Здесь расположена высочайшая вершина высочайших
гор Арабского мира — Высокого Атласа. Это гора
Тубкаль (4165 м). Нигде в других арабских странах
нет высот более 4000 м. Арабское завоевание
распространялось в основном в тех же природных
условиях, что были в изначальном очаге —
Западной Аравии. О горные уступы арабская
колонизация разбивалась (Анатолийское нагорье —
уже турки, Иранское нагорье — уже персы) или
обтекала их (большие берберские, или кабильские,
этнические «острова» в Атласе). Уступ Эфиопского
нагорья также служит естественной границей, выше
которой арабам не суждено было подняться. В тех
горных районах с высотами около 3000 м, где удалось
утвердиться арабскому языку, все-таки все не
слава богу — ислам здесь не такой, как на большей
территории арабского мира: в Горном Ливане и
Северном (горном) Йемене — шииты.
Дополнительные задания:
1. Алжир, Саудовская Аравия, Иордания,
Бахрейн и др.
2. Россия, США, Индия, Китай, Непал,
Киргизия, Танзания, Камерун и многие другие.
Ответ:
Страна — Македония.
Не будет ошибкой назвать также Казахстан, где
славянское население, по крайней мере до
последнего времени, преобладало.
Дополнительные задания:
1. 1/2: Словакия, Болгария, Украина,
Белоруссия, Чехия и Сербия (если ее
рассматривать без Черногории).
1/2/3: Россия, Польша (участок у словацкой
границы к югу от Кракова), Хорватия, Босния и
Герцеговина, Словения, Сербия и Черногория
(или отдельно Черногория).
2. Италия и Германия.
Если ответ «Германия» более или менее очевиден,
то «Италия» обычно становится для учеников
маленьким открытием. Пусть дунайский водосбор и
лишь слегка касается итальянской территории на
крайнем севере, все-таки это означает, что, когда
мы купаемся в Крыму или Сочи, нас в каждом
кубометре черноморской воды омывает несколько
капель итальянских альпийских вод.
3. Австрия, Венгрия, Румыния, Молдавия.
|
|
|
Герб Республики Македония (в
составе Югославии), принятый
в 1946 г.
|
Исторический
македонский герб
|
Проект герба Македонии,
предложенный
в 1995 г.
|
Комментарий
Задача акцентирует внимание на важности
Черного моря для славянства. Все исконно
славянские страны нитями рек хотя бы чуть-чуть,
да привязаны к этому морю. Исключение составляет
лишь Македония, и положение этой страны, выпавшей
из общего югославского гнезда, сегодня таково,
что либо ей нужно стремиться к возвращению в
общеславянское южное государство, либо ее
попытаются переварить греки, которые хорошо
помнят, что Александр Македонский был-таки грек.
Задача дает косвенный повод и для беседы на уроке
о важности черноморских территорий для нашей
страны, о необходимости исправлять те, мягко
говоря, просчеты, которые были совершены
правящим режимом в 90-е годы.
Ответ:
Страны А и Б — Россия, Китай.
Страна В — Япония.
Страна Г — Монголия.
Дополнительное задание:
Корея, Казахстан, Туркмения, Афганистан, Сирия,
Украина, Венгрия и др.
Комментарий
Задание, помимо чисто познавательной стороны,
направлено еще на умение воспринимать
территорию одновременно в разных временны’х
срезах, в данном случае — от Чингисхана до АЭС.
Каждая точка географического пространства —
своеобразный керн природных и культурных
наслоений; при этом порой суть территории
заключена не в верхнем, конъюнктурном слое, а
глубже, в той эпохе, которая стала
системообразующей для данной местности, когда
местность явилась миру в своих наиболее
энергичных
и ярких проявлениях. На отсталую, кочевую,
скотоводческую Монголию, наверное, и восемь
веков назад соседи смотрели с чувством
некоторого превосходства, как и сейчас смотрят
на эту не имеющую развитой современной
промышленности (какие там АЭС!) страну. Но могли
ли они ожидать, что в этом Центральноазиатском
котле народов в какой-то момент произойдет
«взрыв», и он выбросит в оседлый, культурный,
земледельческий мир орду, подчинившую
пол-Евразии...
Дополнение к решению задачи 32
(см. № 34/2002, с. 25)
В таблице рек, оседланных более чем одним
субъектом федерации, пропущена Клязьма:
на ней располагаются Москва (пояснения, почему
можно так считать, см. в № 36 на с. 21) и Владимир.
На это упущение обратил наше внимание В.В.
Климанов. Благодарим его за внимательное
изучение задач и просим всех читателей,
находящих промахи и упущения в решениях задач
серии «Властелин колец», сообщать о своих
находках в редакцию. |