Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №41/2002

Таганрог

Е.Ю. Белаш

Спуск к набережной
Спуск к набережной

При взгляде на Таганрог может показаться, что город и сейчас остается в начале девятнадцатого века: на улицах те же невысокие дома с полуподвалами, современные здания редки, они не вписываются в общий вид улиц и выглядят странными чужеродными телами. К морю ведут лестницы, везде много зелени и одновременно пыли, что усиливает ощущение неизменности города. Но стоит выйти к Таганрогскому заливу, на городской пляж, как сразу становится заметно современное лицо Таганрога: внешне тихий, сонный город охватывается наглядными символами индустриальной мощи двадцатого века — с одной стороны портом, с другой — трубным заводом. Незаметный сейчас Таганрог в свое время был крупнейшим по своему значению городом для Юга России. Первоначально — как первая база российского флота на Азовском и Черном морях. Почему же у Таганрога не получилось стать таким же известным городом-символом, как Кронштадт, Севастополь или Владивосток? Ответ на этот вопрос лежит в действиях основателя Таганрога — Петра I.
Борясь за выход России к морю, Петр первоначально направляет свои усилия на юг, завоевывает Азов и основывает Таганрог. Но затем ситуация складывается удачнее для Северо-Запада России, где страна выходит к Балтике на широком участке; основывается Санкт-Петербург. Петр попытается в 1712 г. развить свой ранний успех на юге, но неудачно: после поражения в Прутском походе он вынужден будет срыть Таганрог, отступив от Черного и Азовского морей. Теперь весь вектор развития страны надолго будет связан с Балтикой.
Таганрог в первый период своей истории просуществовал недолго, не оставив значительного следа. Почему же после смерти Петра I подобная судьба не постигла и Петербург? Скорее всего, потому, что в Петербург Петр перенес столицу, попытавшись коренным образом изменить жизнь страны, перевернуть ее и в политическом, и даже в географическом смысле: периферию из периферий, только что с огромным трудом и не до конца отвоеванную, сделать центром. Ни один из ближайших петровских преемников не рискнул сделать настолько же радикальный шаг и отменить это решение Петра. Поэтому Петербург со временем благодаря столичному статусу станет городом, превосходящим Москву политически и не уступающим ей в других отношениях.

Сборочный цех Таганрогского автомобильного завода
Сборочный цех
Таганрогского
автомобильного завода

Почему Петр I не перенес столицу на юг, в Азов или Таганрог? Такое решение, вероятно, в корне изменило бы всю последующую историю России. Оно не было принято, скорее всего, потому, что в это время Петр делал еще пробные шаги как глава России и не был полностью готов к действительно революционным поступкам. Другая возможная причина — на севере порт-«окно» вел непосредственно в Европу (цель всех петровских устремлений), а на юге выход перекрывался мощной Османской империей. В результате Таганрог не состоялся как столица и на долгие годы был забыт, вообще исчез как город.
Второй этап истории Таганрога начинается в эпоху Екатерины II, сравнимой по масштабу личности с Петром I. Может быть, в упоминании нереализованных петровских замыслов отразилось скрытое стремление Екатерины самой продолжить их, добившись таких же значительных свершений. Раз Петербург уже основан, Прибалтика присоединена, Екатерина направляется на юг, туда, где отступил Петр I. Во второй раз в 1769 г. основывается Таганрог, но город опоздал со своим возрождением, он уже не поспевает за быстрым ростом территории России. В петровское время Таганрог находился на переднем крае освоения, у единственного выхода на юге к морю. Таганрог, расположенный на мысу, наиболее вдававшемся в море, был своеобразной предтечей Севастополя. Теперь, с расширением границ Российского государства, Таганрог оказывается далеко в глубине России, на берегу внутреннего Азовского (даже не Черного) моря. Поэтому стать защитником рубежей город уже не смог. Статус главной военно-морской базы закономерно переходит к городу, более удачно расположенному, — Севастополю. Севастополь, основанный почти на четырнадцать лет позже второго рождения Таганрога, находится на крайнем выступе Крыма в море и имеет прекрасную глубоководную бухту, естественнее разместить флот именно там. Оборона в Крымскую войну Севастополя как сердца флота навсегда прославлена, тогда как оборона в то же время Таганрога редко упоминается в истории войны. Таганрог как город-крепость исчерпал себя и прекратил свое существование.
Вместо города-крепости он становится крупным центром по экспорту сельскохозяйственной продукции, иначе говоря, солдат уступает место купцу. Интересна направленность связей Таганрога. Он обслуживает в первую очередь не великорусский Юг, на котором находится, а Левобережную Украину. Украина в то время была уже достаточно освоена, ее товарам требовался выход в Европу, а везти их по Днепру, через пороги, было сложно и неудобно. История Таганрога в этом отношении — очень поучительный пример неоднозначности возможных решений. Привязка Таганрога к России, кажущаяся вполне естественной при взгляде из Москвы, заслоняет тот факт, что город находится у самой границы с сегодняшней Украиной. И если взглянуть со стороны Украины, в краткий период, когда черноморские порты еще не набрали вес, Таганрог будет окном для значительной ее части. К примеру, в 1804 г. товарооборот города вдвое превышал одесский.
Однако затем быстрое развитие Юга России делает более выгодным положение Ростова-на-Дону, который и переключает на себя основные связи Украина—Поволжье—Центр—Кавказ. Новые дороги проходят совсем рядом с Таганрогом, но все же мимо него. На реконструкцию городской гавани, ее расширение и углубление не хватает средств, и Таганрог не выдерживает усиливающейся конкуренции с Ростовом-на-Дону, становится второстепенным городом, теряя и военное, и экономическое значение. Ростов, общепризнанные ворота на Кавказ, полностью затмевает собой Таганрог, оказавшийся расположенным чересчур близко к новому лидеру.
И именно в этот период внешнего упадка произошли два наиболее знаменитых события: смерть Александра I и рождение Чехова. Это коренным образом изменило весь облик Таганрога. Все предыдущие его «лица» забыты. Теперь это уже не несостоявшаяся столица, не предтеча Севастополя, не торговый город, но родина Чехова и место смерти императора.

Бе-32. Многоцелевой самолет-амфибия
Бе-32. Многоцелевой
самолет-амфибия

Благодаря инициативе Чехова в городе появились картинная галерея, первая общественная библиотека. Примечательно, что именно Чехов активно участвовал в сборе средств для памятника Петру I и выбирал место для его установки. Память о Чехове и сейчас сохраняется в городе: существует мемориальный комплекс под открытым небом.
В этот комплекс входит дом, где родился Чехов, гимназия, где он учился, лавка его родителей, многие другие здания, а также памятник, открытый в 1960 г., к столетию со дня рождения писателя.
В дальнейшем Таганрог мало выделяется из ряда других городов, во многом повторяя путь развития всей страны.
На рубеже XIX—XX вв. были созданы металлургический и котельный заводы — основа городской промышленности и в дальнейший период.
Во время гражданской, а затем и Великой Отечественной войн в Таганроге шли ожесточенные бои, город сильно разрушался, но затем снова восстанавливался. В советское время продолжалось преимущественно промышленное развитие города, ставшего одним из важнейших индустриальных узлов на Северном Кавказе. Был построен комбайновый завод (хотя рядом, в Ростове-на-Дону, был крупнейший комбайновый завод в стране). В городе появились заводы кузнечно-прессового оборудования, судоремонта, приборостроительные и другие. Металлургический завод выпускал трубы для бурения, нефте- и газопроводов, а котельный — котлы для тепловых электростанций.
Перемены конца 80-х — начала 90-х годов в Таганроге наиболее ярко отразились в истории комбайнового завода, который в 90-е годы пытался выпускать автомобили с романтическими названиями «Пассат» и «Ассоль». Эта попытка не удалась, во многом из-за неожиданного кризиса головной компании — знаменитой южнокорейской корпорации «Дэу», а также финансового кризиса 1998 г. в нашей стране*.
Сохраняет свою ценность металлургический завод, выпускающий трубы для бурения, нефте- и газопроводов. Из-за повышенного спроса на заводскую продукцию со стороны топливно-энергетического комплекса этот завод до последнего времени находился в центре споров, связанных с переделом собственности между местными и московскими финансовыми группами.
С потерей украинских портов Таганрог неожиданно вновь приобрел важность как один из немногих портов, оставшихся у России на Черном море. Основной проблемой таганрогского порта остается небольшая глубина, мешавшая его развитию еще со времен Петра I. Поэтому в Таганроге сейчас разрабатывается план реконструкции морского порта, включающий расчистку и углубление подходного канала и акватории (что уже осуществляется), замену навигационного оборудования, обустройство причалов. Все это позволит принимать более крупные суда, чем ранее. Для полного осуществления проекта требуются большие средства, и его будущее неясно.
Но наиболее интересная (хотя и неявная) черта Таганрога — авиационный научно-технический комплекс им. Г.М. Бериева. Мало того, что в России это единственное авиационное бюро вне Москвы и Московской области, его специализация уникальна: это единственный комплекс не только в России, но и в мире, разрабатывающий реактивные гидросамолеты. Так Таганрог неожиданно оказывается на одном уровне с наиболее развитыми научными центрами.
ТАНТК им. Бериева был основан еще до Великой Отечественной войны, в 1934 г. и с тех пор прошел путь от первых простых амфибий до крупнейших самолетов в своем классе, таких как А-40 «Альбатрос».

А-40 «Альбатрос».
А-40 «Альбатрос».
Противолодочный самолет-амфибия.
Первый полет с суши состоялся
в декабре 1986 г., с воды —
в ноябре 1987 г. Самолетом
установлено 140 мировых рекордов

Гидросамолеты в настоящее время — достаточно редкое явление, а реактивные — редкое вдвойне. Обычно при слове «гидросамолеты» возникает образ чего-то устаревшего, громоздкого, неуклюжего и тихоходного. Именно так и выглядит большинство самолетов-амфибий. Амфибии могут летать, но гораздо хуже, чем самолеты, и плавать, но несравнимо хуже, чем корабли. Поэтому гидросамолеты поначалу не выдержали конкуренции с обычной авиацией. Однако в советское время стало необходимо (прежде всего, для военных целей) иметь самолет, способный садиться на воду, взлетать с нее и быстро летать.
Решить сложный комплекс задач, связанных с разработкой и внедрением реактивных самолетов-амфибий (А-40 и его уменьшенной гражданской версии Бе-200), в настоящее время удалось в Таганроге. Именно в этом шанс развития города в целом: у любой другой городской продукции в конечном итоге найдутся более сильные конкуренты, но не в случае гидроавиации, труднозаменимой для пожарных, патрульных и других целей. Например, для тушения пожаров (бича многих стран, не исключая и самых развитых) гидросамолет может садиться на поверхность водоема, набирать воду и тут же сбрасывать ее на пожар. Практически незаменима способность гидросамолетов взлетать и садиться на воду для спасения людей на море, а ведь здесь важна еще и скорость. Сочетание скорости и «водоплаваемости» могут обеспечить амфибии таганрогского КБ.
Сам комплекс в Таганроге занимается разработкой, испытанием и опытным выпуском самолетов, а серийное производство налажено в Иркутске (в том числе одна из последних моделей — многоцелевой гражданский самолет-амфибия Бе-200) и в Комсомольске-на-Амуре (легкий самолет-амфибия Бе-103). Помимо амфибий, в Таганроге были разработаны самолет дальнего обнаружения и управления А-50 (выпускавшийся серийно) и летающая лазерная лаборатория А-60, а также часть элементов космического корабля «Буран».
Благодаря самолетам Бериева малоизвестный даже в России Таганрог может стать знаменитым на мировом уровне. Таганрог был крепостью, потенциальной столицей, торговым окном в мир, провинциальным городом, культурным памятником. Может быть, через какое-то время Таганрог станет родиной новой авиации.


* В 2000 г. Таганрогский автомобильный завод совместно с южнокорейской фирмой «Хёндэ» начал выпускать новую модель «Хёндэ Аксент». Сборочные комплекты для машин формируются на заводе фирмы «Хёндэ» в Турции и приходят морем в порт Таганрога. На заводе происходит окраска и сборка-доводка. Из Южной Кореи пришло оборудование, и в ближайшее время планируется освоить сварку кузовов машин на месте. — Прим. ред.