Стальной каркас страны
|
Железные
дороги.
Атлас. — Федеральная
служба геодезии
и картографии России;
Омская картографическая
фабрика, 2002.
|
Россия — страна железнодорожная. Об этом
знает любой, кому доводилось путешествовать по
просторам великой и необъятной. До сих пор в
стране нет единой сети автодорог от западной
оконечности до побережья Тихого океана, а
стальные магистрали связывают восточные и
западные районы страны уже почти сто лет.
Достоинства нового атласа, без ложной скромности
названного издателями «новейшим
картографическим изданием», видны сразу же, с
первых его страниц. В безусловный актив
создателей атласа, в число черт, выгодно
отличающих рецензируемый продукт от своих
предшественников, можно внести следующее:
структура атласа дает представление о
пространственной организации железнодорожного
транспорта России: разделы атласа соответствуют
основным структурным подразделениям этого вида
транспорта — железным дорогам, от легендарной
Октябрьской до недавно образованной
Сахалинской;
линии каждой железной дороги обозначены на
страницах атласа своим особым цветом, что
придает картам наглядность;
железнодорожные линии даны по субъектам
федерации, что удобно пользователю атласа;
прежние атласы были построены по «листовому»
методу, границы листов рассекали территории
областей и республик, реальную картину
железнодорожной сети в их пределах можно было
уяснить с трудом;
полезные сведения можно почерпнуть из
крупномасштабных схем-врезок организации
железнодорожного движения в окрестностях
центров субъектов федерации и столиц республик
бывшего СССР (схема по Великим Лукам добавлена,
видимо, в память о былом областном статусе этого
города);
карты более подробны по сравнению с прошлыми
аналогами;
учтены последние изменения конфигурации сети
железных дорог России и стран бывшего СССР*.
В атласе показаны дороги, находящиеся в ведении
Министерства путей сообщения РФ, а также
соответствующих министерств других государств.
Ведомственные дороги (Норильская,
Северо-Сахалинская, лесовозные, торфовозные и
др.) не показаны. Железнодорожная сеть дана по
состоянию на февраль 1999 г., но есть основания в
этом усомниться. Ведь к этому сроку, например, уже
была прекращена эксплуатация узкоколейной
железной дороги Рязань—Спас-Клепики—Тумская
(знаменитая Мещерская узкоколейка, воспетая С.А.
Есениным и К.Г. Паустовским). Ныне же она на этом
участке полностью разобрана.
|
Железная дорога
Рязань (Варские)—Тумская,
показанная в атласе
как действующая
|
Уже в 1997 г. было закрыто движение на участке
Мытищи—Пирогово. Обе эти дороги показаны в
атласе в числе действующих. Тем не менее следует
признать, что атлас нуждается лишь в
незначительной корректировке, в целом же его
содержание практически безупречно.
Политико-административное устройство и
географическая основа карт даны по состоянию на
2001 г. Карты атласа имеют не только
«железнодорожную» нагрузку. На них можно найти
все городские поселения (города и поселки
городского типа) в границах указанной
территории, автомобильные дороги (с новейшими их
изменениями**), речную сеть с
судоходными участками, аэропорты.
Помимо российских железных дорог в атласе есть
карты железнодорожных сетей (правда, менее
подробные) всех постсоветских стран, включая
прибалтийские республики. Это и понятно:
технологические особенности железных дорог
бывших советских республик (ширина колеи,
стандарты электрификации, особенности графиков
движения и др.) аналогичны российским параметрам.
Границы этих стран ежедневно пересекают десятки,
если не сотни, пассажирских и товарных поездов.
Подробное изучение карт атласа приводит к
интересным выводам. Например, ведомственная
принадлежность участков дорог не всегда
совпадает не только с административными, но даже
и с государственными границами. К примеру,
российской Южно-Уральской дороге на территории
Казахстана принадлежит
основной ход Транссиба, идущий через
Петропавловск, а Приволжской дороге целиком
подчиняется линия Урбах (Саратовская обл.) —
Астрахань, в двух местах «чиркающая»
о казахстанскую территорию. Казахские железные
дороги в порядке обмена получили участки
Чингирлау—Илецк—Актюбинск (проходит по
Оренбургской обл.) и Локоть—Шемонаиха (транзит
через Алтайский край).
|
Фото той же дороги на лето 2001 г.
|
В конце атласа приведен алфавитный
указатель железнодорожных станций и список
городов и поселков городского типа, разноименных
с названием находящихся в их черте станций.Атлас
железных дорог предназначен не только для
путешествующих по стальным магистралям России и
сопредельных стран. Конечно, не помешало бы
видеть на страницах атласа более подробные
характеристики линий: электрифицированные
участки, число путей, но подобная информация
будет рассчитана уже скорее на
профессионального пользователя или тонкого
ценителя железнодорожного хозяйства. Данный
картографический продукт, грамотно составленный
и почти безукоризненно выполненный, хотелось бы
порекомендовать к использованию в школе как
наглядную иллюстрацию транспортной мощи и
величия нашей страны.
Д.В. Заяц
* См.: С.А. Тархов. Новые железные
дороги в постсоветском пространстве//География,
№3/2000.
** В атласе указан, например,
недавно открытый автодорожный мост через Волгу
близ Саратова. См.: Под Саратовом построен новый
мост//География, № 1/2001, с. 11. |