Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №41/2002

Репетитор


Задачи на пересечение множеств

Властелин колец

61

С.В. РОГАЧЕВ

Предыдущие подборки
см. в № 39, 40 /2002

61

Ответ:
Страна —
Дополнительное задание:
Перечислите остальные страны, имеющие выход к Персидскому заливу.

62

 62

Ответ:
Страна —
Дополнительные задания:
1. Перечислите все остальные страны, имеющие выход к Рейну.
2. Приведите примеры других стран, удовлетворяющих условию 2.

63

 63

Ответ:
Страны А, Б и В —
Дополнительное задание:
Приведите примеры стран в поля 1/2/3, 2 и 2/3.

64

 64

Ответ:
Страны А и Б —
Дополнительное задание:
Перечислите другие континентальные страны на экваторе (поле 2). Назовите официальные языки этих стран.

65

 65

Ответ:
Страна А —
Страна Б —
Дополнительные задания:
1. В поле 1/3 укажите, у каких еще республик, входивших в СССР, столицы лежат в бассейне Черного моря.
2. В поле 2/3 укажите, какие еще романоязычные республики входили в СССР.
3. Перечислите все страны в поле 1.

66

 66

Ответ:
Городские агломерации —
Дополнительное задание:
Приведите примеры других городов на Черном море.


Ответы и комментарии

к задачам, напечатанным на с. 23—24

61

Ответ:
Страна — Иран.
Решение это приходит к учащимся обычно не сразу. Ведь Иран смотрится на карте как горная страна. Если к северу от Каспия даже на картах мелкого масштаба хорошо видна темно-зеленая обширная низменность, то на иранском берегу она в масштабах карт школьных атласов не выражается. Но это не беда. Если человек представляет, что уровень воды в водоеме одинаков (более или менее) везде, он наконец догадается, что если урез воды Каспия на российском берегу составляет –27 м, то и у берега Ирана он –27 м. Следовательно, какой-то, пусть и узкий участок территории Ирана лежит на 20—27 м ниже уровня моря (если только не предположить, что Иран обрывается к Каспию строго вертикальной стеной; в природе такого, однако, не бывает).
Дополнительное задание: Ирак, Кувейт, Саудовская Аравия, Бахрейн, Катар, ОАЭ
и — то ли да, то ли нет — Оман (см. решение задачи 56 в № 40/2002).

62

Ответ:
Страна — Нидерланды.
Дополнительные задания:
1. Швейцария, Лихтенштейн, Австрия, Германия, Франция, Нидерланды.
2. Эта часть задания весьма непростая. Зато полезная. Учащиеся выясняют, что на карте мира почитай что и нет полностью низменных стран.
В большинстве — существенные перепады высот: контрастность природных условий важна для формирования полноценного организма страны.
В Европе «низость» Нидерландов разделяет лишь Дания (высшая точка — 173 м), взятая, разумеется, без Гренландии. Другие примеры: Гамбия, прижавшаяся к эстуарию одноименной реки, Катар, Науру.

63

Ответ:
Страны А, Б и В — Андорра (хотя и без монарха, но формально монархия), Люксембург и Ватикан.
Дополнительное задание:
1/2/3: Испания, Бельгия, Монако.
2: Свазиленд, Лесото, Бутан, Непал, Лихтенштейн.
2/3: Великобритания, Дания, Малайзия, Таиланд, Марокко, Иордания, Саудовская Аравия, ОАЭ и др.
Направление познавательного развития задачи
Переделаем немного формулировку задачи:

 63

Ответ:
Страны А, Б и В —
Дополнительное задание:
Приведите примеры стран в поля 1/2/3 и 2/3.


* Страны, разумеется, требуется указывать по современному состоянию политической карты.

Ответ:
Страны А, Б и В — Молдавия (до 1917 г. находилась под властью российской короны, потом — до освобождения — под властью румынской монархии /частично/), Бурунди
(в начале 60-х годов — королевство; один из официальных языков — французский), Центральноафриканская Республика (в 1976—1979 гг. — империя во главе с императором Бокассой; один из официальных языков — французский).
Дополнительное задание:
1/2/3: Италия, Португалия, Румыния.
2: Австрия, Венгрия, Чехия, Словакия — входившие в состав Австро-Венгрии. Входившие
в СССР, а до того — в Росийскую империю республики Средней Азии, Казахстан, Азербайджан, Армения и Белоруссия. Сюда же могут быть включены и Сербия (взятая в данном случае отдельно от Черногории), и Македония, и Лаос. Не забудьте и Эфиопию, ныне лишенную выхода к морю.
2/3: Свои монархи были в ХХ в. также в ныне республиканских России, Китае, Германии, Греции, Болгарии, Египте, Ливии, Иране и других омываемых морями нероманских странах.
В это поле следует вписать также Сирию, Ливан, Израиль, Палестину, Ирак, территории которых к началу ХХ в. входили в Османскую империю, и где ныне существуют республиканские режимы. В Ираке в годы после Второй мировой войны был и свой король. Сюда же следует включить и нероманские республики, территории которых входили до 1917 г. в Российскую империю и которые имеют выход к морю: Польша, Финляндия, Эстония, Латвия, Литва, Украина, Грузия. В это поле войдет и Эритрея, состоявшая (за вычетом времени итальянской оккупации) в монархической Эфиопии, и Ирландия, входившая в Британскую империю, и имеющие выход к морю югославские республики, входившие в Королевство Сербов, Хорватов и Словенцев.

Комментарий
Задание это в такой формулировке — сложное и таит множество подводных камней. Использовать его в качестве контрольного не следует. Здесь, однако, огромное поле для узнавания мира. Задача эта хороша как затравка для пробуждения интереса учеников к политической карте мира, к погружению в калейдоскоп национальных цветов и границ, с удивительной скоростью мельтешащих по поверхности Земли в исторически короткие сроки.
Основной вопрос (о странах А—В) нацелен на выявление общей эрудиции учащегося: ведь информация, необходимая для решения, в общем-то висит в воздухе, ее надо лишь «выловить» и применить. Молдавию — часть нашей Родины — «вычислить» нетрудно. Центральноафриканский Бокасса имел скандальную известность, о нем по сю пору пишут еще статьи в глянцевых журналах, крутят сюжеты по телевизору, напирая особенно на Бокассино людоедство. Когда-то школьники собирали марки и знали о Royaume du Burundi. Теперь филателия уступила место другим увлечениям (обычно менее познавательным), и историко-географические названия стали меньше известны нашим детям.
Тем важнее показать учащимся, насколько нестабильной, подвижной, динамичной является политическая карта, как на протяжении менее чем одного века «пляшет» государственное устройство стран. Это наблюдение носит мировоззренческий характер и помогает вырабатывать нормальное гражданское, то есть чуть ироническое, отношение ко всякого рода властям, режимам, официозам (это вовсе не предполагает ироничность по отношению к народам, странам в осмысленных пределах, географически единым районам). Историко-географический процесс на земной поверхности идет по своим законам и сметает режимы и границы, которые в какой-то момент времени начинают кому-то казаться вечными.

64

Ответ:
Страны А и Б — Уганда и Кения.
Дополнительное задание:
Эквадор, Колумбия (испанский), Бразилия (португальский), Габон, Республика Конго, Демократическая Республика Конго (французский), Уганда, Кения (английский
и суахили), Сомали (сомали и арабский).

65

Ответ:
Страна А — Молдавия*.
Страна Б — Румыния.
Дополнительные задания:
1. Украина, Белоруссия.
2. Кроме Молдавии, таких нет.
3. Турция, Болгария, Австрия, Словакия, Венгрия, Сербия, Хорватия, Босния и Герцеговина, Словения.


* Не будет ошибкой указать и Приднестровскую Молдавскую Республику — непризнанное, но де-факто существующее государство. См.: Д.В. Заяц. Приднестровская Молдавская Республика//География, № 39/2000.

66

Ответ:
Одесса*.Это единственная агломерация-миллионер, ядро которой находится на черноморском побережье (не зря Ильф и Петров вывели Одессу в своем «Золотом теленке» под именем Черноморска — никакой другой город не имеет столько прав на то, чтобы считаться столицей Черного моря).
Следует признать приемлемым и ответ Стамбул. Хотя историческое ядро города
и не лежит на Черном море, а седлает Босфорский пролив, огромная Стамбульская агломерация разрастается и границы ила** Стамбул к Черному морю выходят.
Да и по существу развитие Стамбула, конечно же, в очень значительной степени обусловлено положением при входе в Черное море, и это дает право считать его черноморским городом.
Вообще же бедность Черного моря городами-миллионерами (а ведь Черное море у нас на обывательском уровне принято рассматривать как единственное наше полноценное море) обычно удивляет учащихся. Удивление же часто служит импульсом для дальнейших наблюдений и размышлений, то есть импульсом к учебе.


* Население Одессы (в собственно городских границах), которая в советское время стала городом-миллионером,
в 90-е годы сократилось (отчасти из-за эмиграции евреев), и в настоящее время людность города — несколько ниже 1 млн. Однако с пригородами Одесса все-таки вытягивает на звание агломерации-миллионера.
** Ил — единица административно-территориального деления первого порядка в Турции.

Дополнительное задание:
Бургас, Варна, Констанца, Ильичевск, Николаев (в Бугском лимане), Очаков, Евпатория, Севастополь, Ялта, Феодосия, Керчь (в Керченском проливе), Анапа, Новороссийск, Геленджик, Туапсе, Сочи, Сухуми (Сухум), Гагра, Пицунда, Гудаута, Поти, Батуми, Трабзон, Самсун, Синоп, Зонгулдак и другие.