Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №41/2002

Интерактив


№ 36: "Есть немало людей, не восприимчивых к поэзии"

Думаю, что нет необходимости говорить о том, что все помещенные в номере материалы так или иначе полезны. Наибольший интерес представляют статья, посвященная Лондону, и подборка задач «Властелин колец». Достоинства приведенных материалов вполне очевидны, я же остановлюсь на недостатках.
Материал о Лондоне, на мой взгляд, имел бы бо’льшую ценность, если параллельно приводились бы — для сравнения — соответствующие данные и по другим крупнейшим агломерациям мира (как в развитых, так и в развивающихся странах).
Вызывает сомнение целесообразность помещения в газете репродукций картин и пейзажных фотографий, где наличествует богатая цветовая палитра и которые много теряют от преобразования из цветного в черно-белый вид.
Подобного рода сомнения возникают и при чтении стихотворений, посвященных отдельным городам. Есть немало людей, равнодушных или невосприимчивых к поэзии, а само поэтическое творчество зачастую стремится к абстрагированию от реальных черт объекта, что вряд ли приемлемо для географа.
Выдержки из книги Данилевского, безусловно, полезны для читательской аудитории, но, думаю, должны чередоваться и с публикацией материалов представителей другого лагеря российских мыслителей того периода.
Статистику на с. 2 было бы полезно дополнить материалами и с противоположного края шкалы состояния человечества.
Очерк, посвященный возникновению и развитию Сафонова, вызвал у меня двойственные чувства. С одной стороны — гордость за возникновение на «пустом месте» индустриального центра, а с другой — сожаление по поводу нецелесообразно растраченных ресурсов ввиду ставки на широкое развитие заведомо неперспективной для Центрального района отрасли — угольной промышленности, которую пришлось дополнять и в конечном счете заменять другой неперспективной (с точки зрения общечеловеческих потребностей) отраслью — военным производством.
Что касается урока по глобализации, то хотелось бы обратить внимание на необходимость более сбалансированного по пристрастиям подбора источников и на доступность обширной интернет-информации на сайтах ООН, посвященных данной проблематике.
Относительно подборки задач следует отметить, что 37-е и 38-е задания требуют детального знания района Волго-Окского междуречья, а подробные карты Центрального района малодоступны для учителей и учеников из других регионов России.
Хотелось бы также обратить внимание на нежелательность использования в издании, имеющем прямое отношение к сфере образования, выражений вроде «легко продающаяся российская интеллигенция» и «интеллигентствующие театралки».

А.И. ЛУКЬЯНОВ,
научный сотрудник географического факультета
МГУ им. М.В. Ломоносова