№ 36: "Есть немало людей, не
восприимчивых к поэзии"
Думаю, что нет необходимости говорить о
том, что все помещенные в номере материалы так
или иначе полезны. Наибольший интерес
представляют статья, посвященная Лондону, и
подборка задач «Властелин колец». Достоинства
приведенных материалов вполне очевидны, я же
остановлюсь на недостатках.
Материал о Лондоне, на мой взгляд, имел бы
бо’льшую ценность, если параллельно приводились
бы — для сравнения — соответствующие данные и по
другим крупнейшим агломерациям мира (как в
развитых, так и в развивающихся странах).
Вызывает сомнение целесообразность помещения в
газете репродукций картин и пейзажных
фотографий, где наличествует богатая цветовая
палитра и которые много теряют от преобразования
из цветного в черно-белый вид.
Подобного рода сомнения возникают и при чтении
стихотворений, посвященных отдельным городам.
Есть немало людей, равнодушных или
невосприимчивых к поэзии, а само поэтическое
творчество зачастую стремится к абстрагированию
от реальных черт объекта, что вряд ли приемлемо
для географа.
Выдержки из книги Данилевского, безусловно,
полезны для читательской аудитории, но, думаю,
должны чередоваться и с публикацией материалов
представителей другого лагеря российских
мыслителей того периода.
Статистику на с. 2 было бы полезно дополнить
материалами и с противоположного края шкалы
состояния человечества.
Очерк, посвященный возникновению и развитию
Сафонова, вызвал у меня двойственные чувства. С
одной стороны — гордость за возникновение на
«пустом месте» индустриального центра, а с
другой — сожаление по поводу нецелесообразно
растраченных ресурсов ввиду ставки на широкое
развитие заведомо неперспективной для
Центрального района отрасли — угольной
промышленности, которую пришлось дополнять и в
конечном счете заменять другой неперспективной
(с точки зрения общечеловеческих потребностей)
отраслью — военным производством.
Что касается урока по глобализации, то хотелось
бы обратить внимание на необходимость более
сбалансированного по пристрастиям подбора
источников и на доступность обширной
интернет-информации на сайтах ООН, посвященных
данной проблематике.
Относительно подборки задач следует отметить,
что 37-е и 38-е задания требуют детального знания
района Волго-Окского междуречья, а подробные
карты Центрального района малодоступны для
учителей и учеников из других регионов России.
Хотелось бы также обратить внимание на
нежелательность использования в издании,
имеющем прямое отношение к сфере образования,
выражений вроде «легко продающаяся российская
интеллигенция» и «интеллигентствующие
театралки».
А.И. ЛУКЬЯНОВ,
научный сотрудник географического факультета
МГУ им. М.В. Ломоносова
|