Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №42/2002

Рубежи


Европа – Азия:
демаркация границы

География географических знаков
"Европа – Азия"

Скульптурная композиция «Европа—Азия»
Скульптурная композиция
«Европа—Азия»

Скульптор В.Н. Липатников (Екатеринбург)
Композиция представляет собой
как бы сплетение воедино двух тел —
границу, не разрывающую Европу и Азию,
а, напротив, бросающую
две части света в объятия
друг друга

Люди создали на поверхности Земли целую систему условных линий: параллели, меридианы, политические и административные границы... Некоторые из этих линий принимают материальные формы. Государственные границы демаркируются столбами, контрольно-следовыми полосами, заграждениями, таможенными постами. В Гринвиче мы видим проложенную на несколько метров медную полосу долготного нуля1, на центральной площади Праги — прочерченный в брусчатке «пражский меридиан»2. Линия экватора отмечена десятками (если не сотнями) знаков, обелисков, стел, памятников в разных странах и на разных континентах. Вереницы знаков демаркируют на местности тропики Рака и Козерога, Северный полярный круг. При въезде в какую-нибудь российскую республику, и даже в иной административный район, встречаешь мощные, навевающие мысль о крепостях монументальные сооружения. И думаешь, что если даже через несколько веков (не дай Бог) сгорят все карты административно-территориального деления, то археологи все же по развалинам этих железобетонных въездных знаков смогут определить приблизительные границы той или иной области или района в начале третьего тысячелетия.

Василий Никитич Татищев (1686—1750),
Василий Никитич
Татищев
(1686—1750),

родоначальник современного
представления о границе
Европы и Азии

Под всеми этими линиями есть вполне здравое, логическое обоснование: астрономически детерминирована особенная роль экватора, тропиков, полярных кругов. Государственные и административные границы определяют собой ячейки, внутри которых реально организуется хозяйственная и культурная жизнь людей. Гринвич, конечно, — условность (нулевым мог бы стать любой меридиан), но любой меридиан — все-таки меридиан и имеет физический смысл.
По территории России (и преимущественно по ней) проходит условная граница несколько иного рода. Под ней нет ясного, рационального обоснования, она в высшей степени условна, выдумана людьми. Никто даже не возьмется четко саму эту границу провести. Однако выдумана она так давно, что уже стала частью общечеловеческой культуры, и поэтому любима человечеством. Пересечение этой границы совершается с не меньшим замиранием сердца, чем пересечение экватора, с не меньшим энтузиазмом, чем встреча третьего тысячелетия. Это граница между Европой и Азией.

Старейшее демаркированное место на границе Европа—Азия в полусотне километров к западу от Екатеринбурга, в 2 км от нынешнего города Первоуральска. Первый обелиск был воздвигнут здесь в 1837 г., нынешний (на том же месте) — в 1926 г.
Старейшее демаркированное место
на границе Европа—Азия
в полусотне километров к западу
от Екатеринбурга, в 2 км от
нынешнего города Первоуральска.
Первый обелиск был
воздвигнут здесь в 1837 г.,
нынешний (на том же месте) —
в 1926 г.

Фото с сайта http://biketur.narod.ru

Представления о том, как проходит эта граница, сильно изменялись во времени3.
Принято считать, что роль Урала в качестве естественной границы между двумя частями света обосновал государственный деятель, историк и географ В.Н. Татищев около 1720 г. Действительно, Урал — мощный, мирового масштаба водораздел (межбассейновая граница) и важный, континентальной значимости барьер в распространении видов растений (флористическая граница; установлению этой ипостаси границы способствовали, в частности, геоботанические исследования
Г.А. Демидова). Урал — и выраженный тектонический рубеж между двумя платформами; в сущности он сам — порождение двух сошедшихся платформ, зарубцевавшийся шрам.
В 1829 г. Урал посетили известные немецкие ученые — знаменитый географ и натуралист Александр Гумбольдт и минералог Густав Розе. На всем пути следования по Сибирскому тракту от Кунгура до Екатеринбурга они проводили барометрическое нивелирование дороги и установили в районе горы Березовой место перевала с западного склона Уральских гор на восточный — точку естественной границы Европы и Азии. Именно здесь в 1837 г. на бывшем Сибирском тракте, близ нынешнего города Первоуральска4 (в 40—50 км к западу от Екатеринбурга) был установлен первый капитальный знак «Европа—Азия» (мраморная пирамида).

Навершие первоуральского обелиска
Навершие первоуральского обелиска

Фото с сайта http://biketur.narod.ru

Знак был поставлен в память о посещении Урала цесаревичем Александром, впоследствии императором Александром II. В навершии пирамиды был укреплен золоченый двуглавый орел. Известно, что двуглавость российского орла нередко толкуют в том смысле, что империя включала в себя две части света, соединенные общим телом. Положение золоченой геральдической птицы на Урале — с одной головой в условной Европе, а с другой — в Азии, придавало памятнику особый символический смысл. После
революции обелиск был разрушен. А в 1926 г. на его месте возведен новый, но уже без орла, и не мраморный, а облицованный гранитом.
На Урале к евро-азиатским знакам — теплое отношение. Они — элемент региональной самоидентификации уральцев. Их эксплуатируют как туристический ресурс, как ресурс имиджа, а в последнее время пытаются использовать и для извлечения непосредственной коммерческой выгоды.

Общий вид первоуральского обелиска и камня с памятной плитой
Общий вид
первоуральского обелиска
и камня с памятной
плитой

Фото с сайта www.uralvelo.ru

В 90-е годы группа ветеранов-афганцев из Первоуральска заключила с администрацией города договор на аренду памятного знака и окружающей территории и начала «качать деньги» с желающих подойти к памятнику и сфотографироваться у него. А к памятнику едут: сюда привозят туристов, это обычный пункт на маршруте свадебных кортежей. Многим платный памятник показался дикостью: трудно представить себе, например, приватизированного Пушкина в Москве или Медного всадника в Питере. Но с другой стороны, рассуждая в русле «демократической» логики, — чем памятник хуже нефти или алюминия? Если кучка прохиндеев может прикарманить общенародные газовые месторождения или участки побережья, то что мешает овладеть каким-то обелиском? По последним сообщениям, в результате вмешательства прокуратуры (не местной и даже не областной, а аж Уральского федерального округа!) договор об аренде был опротестован, и желающие опять могут бесплатно потрогать материальное воплощение границы между двумя цивилизационными регионами.

На гербе Первоуральска советского времени был изображен старейший обелиск «Европа—Азия», расположенный недалеко от города. Главная фигура герба — стальная труба. В 1920 г. бывший демидовский Шайтанский завод был переименован в «Первый уральский завод цельнотянутых и катаных труб», давший название и самому городу (статус города — с 1933 г.). Ныне «Первый уральский завод» — филиал крупного Новотрубного завода, построенного в городе в 30-е годы В 2002 г. в день празднования 270-летия Первоуральска городские власти представили новый герб города.
На гербе Первоуральска советского времени был изображен старейший обелиск «Европа—Азия», расположенный недалеко от города. Главная фигура герба — стальная труба. В 1920 г. бывший демидовский Шайтанский завод был переименован в «Первый уральский завод цельнотянутых и катаных труб», давший название и самому городу (статус города — с 1933 г.). Ныне «Первый уральский завод» — филиал крупного Новотрубного завода, построенного в городе в 30-е годы
В 2002 г. в день празднования 270-летия Первоуральска городские власти представили новый герб города.
На гербе изображен бегущий соболь, несущий на спине золотое кольцо, охваченное вверху пламенем. Соболь взят с заводского клейма Демидовых, он также символизирует роль Первоуральска в освоении Сибири. Кольцо представляет собой поперечный разрез трубы — основной продукции первоуральского Новотрубного завода. хотя обелиск «Европа—Азия» и исчез с герба, идеи евро-азиатского транзита на нем сохранились: соболь — «освоитель» Зауралья, пылающие сибирские энергоносители в трубопроводах из уральских труб

Разрабатывался и более серьезный проект использования первоуральского памятника.

Памятная плита на камне, установленная близ первоуральского обелиска
Памятная плита на камне,
установленная близ
первоуральского обелиска

Фото с сайта www.uralvelo.ru

Надпись на плите:
Географический знак «Европа—Азия»
установлен в 1837 году на
склоне горы Березовой (413 м),
самом высоком месте Сибирского тракта,
пересекающего Уральские горы
с запада на восток.
Уральский хребет —
это главный водораздел,
естественная граница
между двумя частями света,
научно обоснованная в начале XVIII века
русским историком и
географом В.Н. Татищевым.

Одно время предполагалось создать здесь целый монументальный комплекс по проекту областного церетели — уральского скульптора К. Грюнберга (известного своими памятниками маршалу Г.К. Жукову перед зданием УрВО в Екатеринбурге и композицией «Черный тюльпан» в память о свердловчанах — воинах-афганцах). Это должна была быть большая композиция, в основу которой положены представления Запада и Востока об устройстве Мира: земной шар со знаками зодиака, черепаха, киты, слоны. Венчать композицию должен был солнечный диск, соединяющий Европу и Азию. В плане композиция должна была походить на гигантский ключ. Справа и слева от дороги предполагалось соорудить пьедесталы с тумбами, на которых знаменитые люди Урала и его гости могли бы оставлять отпечатки ладони. Видное положение Первоуральска у символической границы, похоже, вызывает зависть у гораздо более мощного и богатого соседа — областного центра. В Екатеринбурге, кажется, решили, что незачем маленькому Первоуральску гордиться межконтинентальным положением — это более пристало миллионеру, «столице Урала». И ныне в Екатеринбурге всерьез поговаривают о перемещении условной границы Европа—Азия на полсотни километров к востоку. Недавно в городе прошла всероссийская научно-практическая конференция «Екатеринбург: от завода-крепости — к евразийской столице», где прозвучало предложение «всесторонне использовать уникальную особенность положения города на границе Европы и Азии». Другими словами, сделать бизнес на географическом положении. Символический капитал границы Европы и Азии, полагает мэр Екатеринбурга Аркадий Чернецкий, может трансформироваться в капитал вполне реальный; туризм может стать локомотивом развития Екатеринбурга. По словам мэра, деление Евроазиатского континента обозначено неудачно, и реально граница должна проходить в городской черте. По этому случаю в Екатеринбурге скоро появится свой обелиск, а может быть и монумент «Европа—Азия». По сторонам его намереваются развесить англоязычные приветствия «Welcome to Europe», «Welcome to Asia» (как в Стамбуле).

Первоуральский обелиск в будний день
Первоуральский обелиск в будний день

Деньги идут к деньгам, и
как только станет окончательно ясно,
что положение на евро-азиатской границе
может приносить прибыль,
крупно-мафиозный Екатеринбург
запросто передвинет границу
континентального уровня на свою
муниципальную территорию,
а памятник под горой Березовой
останется случайным проезжим туристам
и местным прохожим коровам

Собираются выдавать оригинальные грамоты, удостоверяющие пересечение границы (как при пересечении экватора). Уже через несколько лет на территории Екатеринбурга планируется возвести туристический комплекс «Европа—Азия». А готовый проект монументального знака стыка континентов (огромная пирамида, которую венчает Земной шар, поддерживаемый китами, слонами и черепахой), по всей видимости, перекочует с горы Березовой в городскую черту «столицы Урала». От нынешнего же (первоуральского) расположения границы, со здравой уральской логикой считают екатеринбуржцы, нет никакого проку: она проходит в лесу, вдалеке от областного центра и современной трассы на Москву.

О других знаках «Европа—Азия»
читайте в следующих номерах.
Не забудьте продлить подписку
на «Географию».


1 См.: «География», № 36/2002 , с. 3.
2 См.: «География», № 33/96 , с. 1.
3 См., в частности: Н.Я. Данилевский. Россия и Европа//География, № 34/2002, с. 14. Подробный исторический обзор взглядов по этому вопросу см.: В.П. Чичагов. Граница Европы и Азии//География, № 12/97, с. 16.
4 Тогда — Васильево-Шайтанский завод.