Международное географическое
соревнование школьников в Южно-Африканской
Республике
Дурбан
|
Дурбан на карте ЮАР
|
Дурбан — третий по величине (после
Йоханнесбурга и Кейптауна) город ЮАР, расположен
на побережье Индийского океана в часе лёта от
Йоханнесбурга. Дурбан — крупнейший океанский
порт на африканском побережье Индийского океана.
По грузообороту он входит в десятку крупнейших
портов мира.
Гавань города и в самом деле производит сильное
впечатление: глядя на ничем не заслоненную
океанскую гладь, поневоле думаешь о великих
мореплавателях прошлого, рискнувших покорять
эту стихию и открывать новые земли. Об одном из
них напоминают часы Васко да Гамы, подаренные
городу правительством Португалии в 1897 году в
ознаменование 400-летнего юбилея знаменитого
плавания. Часы установлены на набережной именно
там, где в 1497 году причалили к берегу
португальские каравеллы. Вновь открытую землю
португальцы назвали Наталь, поскольку произошло
это под Рождество. Название, придуманное в XV веке
Васко да Гамой, перешло вначале на британскую
колонию, а затем и на одну из южно-африканских
провинций — Квазулу-Наталь, столицей которой и
сегодня остается Дурбан.
Теплое течение и мягкий климат (даже зимой здесь
+20°) делают Дурбан круглогодичным курортом.
«Золотой милей» называют сплошную линию
золотистых пляжей, современных отелей, кафе,
баров, ресторанов и всевозможных увеселительных
заведений. В 80-е годы это был один из наиболее
престижных мировых курортов. Сейчас количество
туристов несколько сократилось из-за довольно
высокого уровня преступности.
В сравнении с другими городами ЮАР в Дурбане
высока доля выходцев из арабских стран и Индии. В
городе более 400 мечетей, есть целый индийский
квартал, где находятся самая большая в Южном
полушарии мечеть и восточный базар.
В начале августа 2002 года в Южно-Африканской
Республике, в городе Дурбане, прошла очередная
Международная олимпиада школьников по
географии, проводимая под эгидой Международного
географического союза (МГС).
|
Перспективный
аэрофотоснимок Дурбана
|
Подобные международные соревнования
проводятся раз в два года (предыдущее состоялось
в 2000 году в Сеуле, в Южной Корее) обычно
одновременно с так называемыми региональными
сессиями МГС, на которые собираются
представители географической науки. В этом году
сессия МГС проходила под девизом «Возрождение
географии в начале (буквально — “на рассвете”)
тысячелетия» (Geographical Renaissance at the Dawn of the Millennium).
Наряду с участием в соревнованиях школьники
побывали на церемонии открытия конгресса, где
вручалась премия МГС бывшему президенту ЮАР,
лауреату Нобелевской премии мира, хорошо
известному в России негритянскому общественному
деятелю Нельсону Манделе.
В 2002 году в Международной олимпиаде принимали
участие команды из 12 стран: Белоруссии, Германии,
Израиля, Латвии, Нидерландов, Польши, России,
Румынии, Словении, Тайваня, Чехии и ЮАР. Каждая
команда состояла из четырех участников, каждую
сопровождали два руководителя-преподавателя. В
состав российской команды вошли победители XI
Всероссийской олимпиады школьников, прошедшей
весной 2002 года в Нижнем Новгороде1:
Владимир Подгусков из Нижнего Новгорода, Сергей
Шилов из Екатеринбурга, Вадим Морозов из
Комсомольска-на-Амуре (Хабаровский край), Валерий
Немов из города Вичуга Ивановской области.
Победителем соревнований по итогам четырех
туров стала команда Румынии. Представитель
Румынии первенствовал и в личном зачете.
Владимир Подгусков, который сейчас учится на
первом курсе географического факультета МГУ им.
М.В. Ломоносова, занял третье место среди 48
участников. Но в целом российская команда
оказалась в середине рейтинга участников.
Однако главным в проведении соревнований, по
мнению организаторов, было не выявление
победителей (которые получили красивые памятные
доски), а возможность общения школьников разных
стран, увлеченных географией, друг с другом, а
также знакомство приехавших участников с
географией Южно-Африканской Республики, хотя это
знакомство и
ограничилось только Дурбаном и его
окрестностями. Все атрибуты экзотики,
свойственной африканской стране,
присутствовали: и пальмы на улицах города, и
черный цвет кожи прохожих, и бесконечные гудки
подгоняющих друг друга автомашин, и котлы с
похлебкой прямо на улицах и многое-многое другое.
Развитию умений наблюдать, выделять главное и
сопоставлять отмеченные факты были посвящены
три из четырех заданий олимпиады. В этом
отношении они были похожи на «полевую» часть
второго тура Всероссийской олимпиады в Нижнем
Новгороде, которая проходила на улицах города2. Кстати говоря, в неформальной
дискуссии руководителей команд, развернувшейся,
пока школьники писали ответы на вопросы,
выяснилось, что не только у нас больше внимания
уделяется изучению теории в ущерб практике.
Аналогичная ситуация во многих странах, из
которых приехали участники, прежде всего в
странах Центральной и Восточной Европы. Задания,
предложенные участникам в Дурбане, были вполне
географичны и формулировались в духе активно
развиваемого на Западе приближения географии к
практике. Достаточно отметить, что в
опубликованной в 2002 году книге одного
американского автора с популярным изложением
общего представления о географии, уже успевшей
стать настоящим бестселлером (Charles A. Heatwole. Geography for
Dummies. Hungry Minds. — NY, 2002), при упоминании наиболее
распространенных профессий географа пять из
десяти имеют в своем названии слово
«планирование», а среди решаемых географией
задач — наиболее выгодное с разных точек зрения
(экономической целесообразности, социальной
необходимости и т. д.) размещение объектов
образования, здравоохранения, торговли, зон
отдыха и др.
Работа по каждому из трех этих заданий олимпиады
в Дурбане проходила по следующей модели.
С утра участников соревнований вместе с
преподавателями вывозили на местность для сбора
первичной информации. Чтобы облегчить этот
процесс, участники получали первую часть
задания, которая помогала им сконцентрироваться
на главном. После окончания наблюдений и обеда
участникам выдавалась вторая часть задания,
ответ на которую оценивался жюри и шел в общий
командный зачет. Таким образом, от успешности
наблюдений на местности зависело и качество
последующего ответа. Во время ответа на вторую
часть заданий участники не могли пользоваться ни
атласами, ни помощью преподавателей.
Некоторые задания оказались настоящим
испытанием не только для участников, но и для
руководителей команд. Действительно, выполнять
задания, оказавшись на оживленной улице, в
окружении в основном негритянского населения,
говорящего на иностранном языке, или
осуществлять «планирование развития сельской
местности» в пригороде одного из африканских
городов — это ли не эпизоды из жизни настоящего
географа!
Единственное из предложенных заданий (под
номером 2) имело «неполевую» форму: это был тест,
который проверял общегеографические знания, в
основном по географии Африки.
Сами задания и пояснения к ним давались
участникам на английском языке, что создало
серьезные трудности представителям многих
команд, в том числе и нашим школьникам. Оценка
заданий производилась руководителями команд,
как своей, так и других. После такой перекрестной
проверки членами организационного комитета
олимпиады выставлялся итоговый балл.
Ниже приводятся полные тексты заданий
Международной олимпиады 2002 года.
1 См.: А.С. Наумов. ХI
Всероссийская олимпиада//География, № 22/2002, с.
2—3.
2 См.: О.А. Климанова, В.В. Климанов. XI
Всероссийская олимпиада школьников по
географии. Второй (практический) тур. Полевой
конкурс//География, № 29/2002, с. 10—14.
О.А. Климанова,
канд. геогр. наук,
старший научный сотрудник кафедры
физической географии мира и геоэкологии;
П.Л. Кириллов,
научный сотрудник кафедры
экономической и социальной географии России
географического факультета
МГУ им. М.В. Ломоносова, —
руководители российской команды
на международных соревнованиях 2002 г.
ПЕРВЫЙ ТУР
ПОЛЕВЫЕ НАБЛЮДЕНИЯ
(оценка навыков)
Часть I
Cравнение рыночных преимуществ разных районов
Дурбана:
центральный деловой район и торговый центр
одного из районов города
|
План
центральной части Дурбана
Восточный берег — так называемый
Бич-фронт (Пляжный фасад).
На юге — портовые сооружения. У южного берега
находятся знаменитые Часы Васко да Гамы (едва ли
не главная достопримечательность города),
здесь же — Морской музей. Пересечение улиц
Аливал стрит и Вест Стрит в центральном деловом
районе отмечено стрелкой |
Центральный деловой район
Дурбана
Место проведения: улица Вест Стрит от угла с
улицей Грей Стрит до угла с улицей Аливал Стрит.
Время выполнения: 1 час.
Нарисуйте план улицы с условными обозначениями.
Для этого проделайте следующие операции:
1. Составьте сводную характеристику
использования первых этажей зданий на улице Вест
Стрит.
2. Измерьте шагами расстояния между зданиями
для повышения точности наблюдений.
3. Отметьте различия в характере использования
земли и укажите виды коммерческой деятельности в
разных местах (например, продажа бензина или
другой продукции, кафе, книжный магазин и т. д.)
4. Пометьте на карте места частной торговли.
Торговый центр Гейтвей
Время выполнения: 1 час.
1. Совершите прогулку вокруг торгового центра,
делая полевые наблюдения. Отметьте характер
использования земли около торгового центра.
Почему именно эта территория была выбрана для
размещения торгового центра?
2. Какие черты архитектуры присущи внутреннему
устройству торгового центра? Что повлияло на
архитектуру здания?
3. Какой контингент покупателей привлекает
данный торговый центр?
4. Чем этот торговый центр отличается от
магазинов и других мест коммерческой
деятельности на улице Вест Стрит в центральном
деловом районе Дурбана?
5. Каковы преимущества региональных торговых
центров?
6. Какие проблемы присущи региональным
торговым центрам? Существуют ли они у центра
Гейтвей? Ответ поясните.
Часть 2
Сравнительный анализ полевых наблюдений
|
Команды на выполнении полевого
задания
на улицах Дурбана
В середине снимка — российские
школьники
(слева направо: Валерий Немов, Владимир
Подгусков,
Вадим Морозов) |
Время выполнения: 1,5 часа.
Все ответы и схемы должны быть представлены в
письменном виде на выданных листах.
При выполнении задания разрешается пользоваться
картами Дурбана. В большинстве случаев один
пункт оценивается в один балл. Соответственно,
если вопрос оценивается в 15 баллов, он должен
содержать 15 пунктов (общие идеи, доводы,
объяснения).
1. На миллиметровой бумаге аккуратно начертите
окончательный план района улицы Вест Стрит между
улицами Грей Стрит и Аливал Стрит. Выберите
подходящий масштаб. Обозначьте различия в
характере использования земли, применяя
условные знаки (фоновую окраску или штриховку).
Отметьте на плане виды коммерческой
деятельности. Покажите места частной торговли.
2. Представьте в виде таблицы сходства и
различия коммерческой деятельности в
центральном деловом районе Дурбана и торговом
центре Гейтвей.
3. Используя свои наблюдения в торговом центре
Гейтвей, постарайтесь составить схему,
иллюстрирующую проблемы, которые вызваны
децентрализацией торговых центров.
Перевод заданий с английского Н.В.
Мазеина