Знать карту
Задачи на взаиморасположение
Учителя устают поправлять школьников (а
вузовские преподаватели — студентов): «Не сверху,
а на севере; не правее, а восточнее;
не вниз и влево, а на юго-запад...»
Проходят годы, прежде чем дети (некоторые из них)
начинают понимать, что карта — это не лист
бумаги, который висит на стене в вертикальном
положении, и не страница атласа, где верх легко
определить по расположению заголовка и по тому,
как стоят буквы. Понять, что карта — это модель
мира, понять это всерьез, прочувствовать, нашим
детям мешает существующая система обучения,
нацелившаяся на «оболочечные», «комплексовые» и
«проблемные» абстракции.
Даже в тех школах, где учителям удается выкроить
время из «биосфер», «циклов Кондратьева» и
«глобальных проблем» на преподавание географии,
редко получается серьезная познавательная
работа с картой. Обычная система: «Подойди к
карте и покажи указкой реку такую-то», «Подпиши
на контурной карте названия стран таких-то» – на
удивление неэффективна. Не верите? Попросите у
преподавателя любого вуза, даже географического,
разрешение провести в его группе пятиминутный
тест на элементарное знание карты (только
большие страны, крупные реки, крупнейшие города
мира, значительнейшие горные системы). В ваших
руках окажутся плачевные пустоцветы напыщенного
цветения нашего среднего географического
образования.
Традиционные методы работы с картой на уроках по
большей части нацелены на механическое
запоминание. Запоминание это свершается даже не
как в компьютере — в координатах, а в
псевдокоординатах: «Я знаю, что когда Алевтина
Григорьевна спросит: “Петенька, а где у нас
Мадрид?”, я должен буду подойти к большому листу
бумаги, висящему за ее спиной (по левую руку
от нее и т. п.) и ткнуть вблизи нижнего левого
угла. Если не сильно промахнусь, то успею
поблизости найти подписанное слово и
скорректировать острие указки...»; «Мы знаем, что
когда нас попросят подписать на контурной карте
Африки реку Конго, то приблизительно в
середине листка нужно найти жирную линию...»
Что уж удивляться обычным ученическим «вверху» и
«слева».
Не так бы учил карте хороший географ. Вживляя в
память положение Мадрида, он бы рассказал
вначале о положении Иберийского (Пиренейского)
полуострова как своеобразного моста между
Европой и Африкой, обратил бы внимание на
простертые к юго-западу континентальные
очертания, связал бы эти очертания с историей:
Пунические войны (здесь бы кстати пришлась и
Барселона, в честь карфагенянина Гамилькара
Барки названная), поход вандалов (и от них
пошедшее имя Андалусия), завоевание арабами
Аль-Андалуса и реконкиста. Напомнил бы о том, что
в европейской традиции принято было именовать
Испанию «Африкой в миниатюре». А затем бы
обратился к оставленной нам в наследство
классической географией метафоре: Мадрид — паук
внутри паутины, пустой внутри и полной уловом по
периферии (так, заодно, были бы вызваны к жизни в
мозгу ученика и прибрежные линии испанских
городов и эбро-припиренейская линия с Памплоной,
Сарагосой и Леридой).
В основе познания карты лежит установление
взаиморасположения слагающих ее элементов. Хотя
бы взаиморасположения, а лучше —
взаимозависимости, взаимообусловленности.
Порочная система изучения физической географии
самой по себе, а экономической — самой по себе
выбивает из-под карты главное в ней —
взаиморасположение. Днепр течет где-то на одном
большом листе бумаги (наклеенном на ткань или
закатанном в пленку) в 8-м классе, а Центральный
район раскладывает свои границы — на другом, в
9-м. Для множества выпускников непосильным
(проверьте!) окажется простое умозаключение –
«Днепр берет начало на территории Центрального
района России» (а уж что в Смоленской области — и
не спрашивайте). Первокурсникам первого вуза
страны я уже много лет задаю вопрос, на который —
знаю по опыту — ответ хорошо если есть у 10%: «На
территории какой страны начинает свое течение
Дунай?».
Умение распознавать географические объекты по
расположению относительно других объектов (а не
по определенному углу «зелено-коричневого листа
бумаги за спиной у учительницы») — первый шаг к
пониманию карты, важный шаг к ее усвоению.
В предлагаемой серии заданий схематически
обозначены некоторые объекты для распознавания
(страны, города, элементы рельефа, субъекты
федерации, акватории, реки), заданные через
соседствующие (или составляющие часть их, или
определяющие их положение) другие, как правило,
инородные объекты. Страна, например, должна
распознаваться по протекающим по ней рекам,
полуостров — по омывающим его морям или заливам,
субъект федерации — по прилегающим к нему (или
расположенным на его территории) природным
объектам.
Большинство приводимых схем примерно
сориентированы по сторонам света в соответствии
с картографическим каноном. Так лучше начинать.
Но со временем, по мере того, как ваши ученики
начнут справляться с заданиями, можно будет
произвольно поворачивать (переворачивать)
некоторые из схем. Сделать это нетрудно: все
схемы без труда вычерчиваются учителем мелом на
доске в несколько секунд.
Выполнение таких заданий заставляет зорче
вглядываться в карту. И, разумеется, начинать
работать с заданиями такого рода нужно не
«вслепую», а позволяя ученикам пользоваться
картой. Но со временем они войдут в карту, вникнут
в территорию. Они сами начнут составлять
подобные схемы. Они полюбят карту. Они узнают мир.
С.В. РОГАЧЕВ
1 |
2 |
|
|
Ответ:
Субъект федерации – |
Ответ:
Субъект федерации – |
3 |
4 |
|
|
Ответ:
Страна – |
Ответ:
Страна 1 –
Страна 2 |
5 |
6 |
|
|
Ответ:
Полуостров – |
Ответ:
Горы – |