Реферат как форма проведения экзамена
по географии
А.И. АЛЕКСЕЕВ
преподаватель географии лицея «Вторая школа»
г. Москва
Современному учителю географии грех
жаловаться: за последние годы появилось огромное
количество пособий, журналов, карт, атласов; этот
ряд дополняется богатым видеоматериалом. А если
учесть, что многие дети уже не раз побывали за
границей и видели живописные и интереснейшие
уголки нашей планеты, то урок географии должен
превратиться в увлекательное и
необременительное путешествие.
Однако вот парадокс: чем больше информации, чем
больше предоставлено возможностей, тем труднее
выбрать важное, тем, к сожалению, меньше
самостоятельного труда и осознанного отношения
к предлагаемому материалу. Широкое развитие
Интернета привело к печальным последствиям.
Нужный материал (или близкий к нужному)
«скачивается» в готовом виде и сдается
преподавателю в качестве собственной работы,
которую зачастую ученик и не удосужился
прочитать. Именно в силу сложившейся ситуации
хотелось бы поделиться своими соображениями о
том, что такое реферат и как надо над ним
работать.
Вспомним определение: реферат — доклад на
определенную тему, включающий обзор
соответствующих литературных и других
источников. Но каждый, кто принимается за это
несложное на первый взгляд занятие, должен
понимать, что реферат — не механическое сведение
разнообразной информации воедино. Не только
выбор материала, но и его строгая логическая
последовательность, четко обозначенные
смысловые акценты указывают на
самостоятельность и глубину работы. Это особенно
важно для ученика, защищающего реферат в
качестве экзамена по географии. С чего мы обычно
начинаем работу?
Понимая, что реферат — дело трудоемкое,
требующее от выпускника и терпения, и
увлеченности, учитель в начале года (сентябрь)
примерно определяет группу учащихся, которые
смогут справиться с подобной формой экзамена. К
11-му классу весь материал освоен, и
неудивительно, что даже сильный ученик может
растеряться, пытаясь сразу сформулировать тему.
Одних привлекают заведомо масштабные темы
обобщающего характера, другим кажутся
заманчивыми очень узкие и предельно конкретные
темы. Мне думается, что на первом этапе работы
нужно помочь каждому не в выборе названия, а в
выборе тех вопросов, решение которых интересно
ученику. Как правило, многие обращаются к
запомнившимся ярким урокам (здесь важно
разнообразие форм — уроки-диалоги,
уроки-экскурсии, семинары и т. д.) или поразившим
их проблемам и темам курса. Итак, первое —
определить область интересов и начать поиск
источников.
К концу ноября — началу декабря нужный материал
должен быть уже обозначен, и теперь можно
уточнить тему реферата, так как ученик стал более
компетентен в определении ее отдельных аспектов.
Интересно, что для многих моих выпускников
экзаменационный реферат не остался мертвым
грузом ненужных знаний, а сыграл роль отправной
точки в выборе будущей профессии и даже судьбы.
Так, реферат «Проблема захоронения ядерных
отходов» дал основу курсовой, а впоследствии и
научной работе студента Государственной
академии нефти и газа; яркая, эмоциональная
работа «Вулканы — непокоренная стихия» привела
ученицу к работе в Институте океанологии и к
активной исследовательской деятельности;
примеры можно было бы продолжить.
К январю—февралю я прошу предоставить набросок
основной части работы, и мы окончательно
утверждаем общий план реферата. Особый интерес
вызывает у ребят подбор иллюстративного
материала: статистические таблицы, схемы,
графики, фотографии — вот здесь неоценимую
помощь окажет Интернет с его новейшими и
постоянно обновляющимися данными. Школьной
экзаменационной комиссии надолго запомнилась
целая галерея фотографий и географических карт
разных лет, использованных при защите реферата
«Географические и этнографические особенности
Шотландии».
В марте—апреле идет работа над черновым
вариантом реферата. Корректируются
вступительная и заключительная части работы.
Вступление — это обоснование темы, наиболее
самостоятельная часть, по которой можно судить о
культуре реферата в целом, поэтому мы придаем ей
особое значение и не раз возвращаемся к началу по
мере работы над основной частью. Заключение тоже
требует предельного внимания учителя. В силу
особенностей детского восприятия, юношеского
максимализма наши ученики иногда считают, что
если в начале реферата проблема поставлена, то в
конце должна быть непременно решена. В редких
случаях мы действительно сталкиваемся с
остроумными и оригинальными решениями. Работа
«Проблемы московского городского пассажирского
транспорта» не уступает некоторым лучшим
проектам Мосгордумы, но ожидать от ученика
решения проблем народонаселения мира, наверное,
все-таки не приходится. Поэтому наша задача
сводится к тому, чтобы привить ученикам навыки
научной деятельности. Важен не скорый результат,
а глубина постижения проблемы, грамотная
классификация ее аспектов.
К началу мая реферат должен быть готов и сдан на
проверку. Учитель предварительно оценивает
реферат и пишет на него развернутую рецензию. С
работой заранее должен ознакомиться кто-нибудь
из членов экзаменационной комиссии. А для
ученика наступает заключительный этап
подготовки: он отрабатывает свой ответ при
защите реферата. Умение выбрать главное, четко
выстроить ответ, объяснить значение
иллюстративного материала, ответить на
дополнительные вопросы — вот основные
требования к защите реферата. Как это происходит
на экзамене, продемонстрировали на
показательной защите рефератов в Методическом
центре Юго-Западного округа Москвы мои ученики
Сергей Тищенко и Владимир Полюлин, победители
Московской городской олимпиады по географии
2001 г.
Экзамен в виде защиты реферата — это яркое
событие, а не пустая формальность. Это разговор
на равных, в котором ученик выступает как
специалист по определенному кругу вопросов. И
хотя уровень требований достаточно высок, наши
ученики считают защиту реферата престижным
экзаменом и гордятся удачными результатами. |