Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №43/2002

Опыт


Реферат как форма проведения экзамена по географии

А.И. АЛЕКСЕЕВ
преподаватель географии лицея «Вторая школа»
г. Москва

Современному учителю географии грех жаловаться: за последние годы появилось огромное количество пособий, журналов, карт, атласов; этот ряд дополняется богатым видеоматериалом. А если учесть, что многие дети уже не раз побывали за границей и видели живописные и интереснейшие уголки нашей планеты, то урок географии должен превратиться в увлекательное и необременительное путешествие.
Однако вот парадокс: чем больше информации, чем больше предоставлено возможностей, тем труднее выбрать важное, тем, к сожалению, меньше самостоятельного труда и осознанного отношения к предлагаемому материалу. Широкое развитие Интернета привело к печальным последствиям. Нужный материал (или близкий к нужному) «скачивается» в готовом виде и сдается преподавателю в качестве собственной работы, которую зачастую ученик и не удосужился прочитать. Именно в силу сложившейся ситуации хотелось бы поделиться своими соображениями о том, что такое реферат и как надо над ним работать.
Вспомним определение: реферат — доклад на определенную тему, включающий обзор соответствующих литературных и других источников. Но каждый, кто принимается за это несложное на первый взгляд занятие, должен понимать, что реферат — не механическое сведение разнообразной информации воедино. Не только выбор материала, но и его строгая логическая последовательность, четко обозначенные смысловые акценты указывают на самостоятельность и глубину работы. Это особенно важно для ученика, защищающего реферат в качестве экзамена по географии. С чего мы обычно начинаем работу?
Понимая, что реферат — дело трудоемкое, требующее от выпускника и терпения, и увлеченности, учитель в начале года (сентябрь) примерно определяет группу учащихся, которые смогут справиться с подобной формой экзамена. К 11-му классу весь материал освоен, и неудивительно, что даже сильный ученик может растеряться, пытаясь сразу сформулировать тему. Одних привлекают заведомо масштабные темы обобщающего характера, другим кажутся заманчивыми очень узкие и предельно конкретные темы. Мне думается, что на первом этапе работы нужно помочь каждому не в выборе названия, а в выборе тех вопросов, решение которых интересно ученику. Как правило, многие обращаются к запомнившимся ярким урокам (здесь важно разнообразие форм — уроки-диалоги, уроки-экскурсии, семинары и т. д.) или поразившим их проблемам и темам курса. Итак, первое — определить область интересов и начать поиск источников.
К концу ноября — началу декабря нужный материал должен быть уже обозначен, и теперь можно уточнить тему реферата, так как ученик стал более компетентен в определении ее отдельных аспектов. Интересно, что для многих моих выпускников экзаменационный реферат не остался мертвым грузом ненужных знаний, а сыграл роль отправной точки в выборе будущей профессии и даже судьбы. Так, реферат «Проблема захоронения ядерных отходов» дал основу курсовой, а впоследствии и научной работе студента Государственной академии нефти и газа; яркая, эмоциональная работа «Вулканы — непокоренная стихия» привела ученицу к работе в Институте океанологии и к активной исследовательской деятельности; примеры можно было бы продолжить.
К январю—февралю я прошу предоставить набросок основной части работы, и мы окончательно утверждаем общий план реферата. Особый интерес вызывает у ребят подбор иллюстративного материала: статистические таблицы, схемы, графики, фотографии — вот здесь неоценимую помощь окажет Интернет с его новейшими и постоянно обновляющимися данными. Школьной экзаменационной комиссии надолго запомнилась целая галерея фотографий и географических карт разных лет, использованных при защите реферата «Географические и этнографические особенности Шотландии».
В марте—апреле идет работа над черновым вариантом реферата. Корректируются вступительная и заключительная части работы. Вступление — это обоснование темы, наиболее самостоятельная часть, по которой можно судить о культуре реферата в целом, поэтому мы придаем ей особое значение и не раз возвращаемся к началу по мере работы над основной частью. Заключение тоже требует предельного внимания учителя. В силу особенностей детского восприятия, юношеского максимализма наши ученики иногда считают, что если в начале реферата проблема поставлена, то в конце должна быть непременно решена. В редких случаях мы действительно сталкиваемся с остроумными и оригинальными решениями. Работа «Проблемы московского городского пассажирского транспорта» не уступает некоторым лучшим проектам Мосгордумы, но ожидать от ученика решения проблем народонаселения мира, наверное, все-таки не приходится. Поэтому наша задача сводится к тому, чтобы привить ученикам навыки научной деятельности. Важен не скорый результат, а глубина постижения проблемы, грамотная классификация ее аспектов.
К началу мая реферат должен быть готов и сдан на проверку. Учитель предварительно оценивает реферат и пишет на него развернутую рецензию. С работой заранее должен ознакомиться кто-нибудь из членов экзаменационной комиссии. А для ученика наступает заключительный этап подготовки: он отрабатывает свой ответ при защите реферата. Умение выбрать главное, четко выстроить ответ, объяснить значение иллюстративного материала, ответить на дополнительные вопросы — вот основные требования к защите реферата. Как это происходит на экзамене, продемонстрировали на показательной защите рефератов в Методическом центре Юго-Западного округа Москвы мои ученики Сергей Тищенко и Владимир Полюлин, победители Московской городской олимпиады по географии 2001 г.
Экзамен в виде защиты реферата — это яркое событие, а не пустая формальность. Это разговор на равных, в котором ученик выступает как специалист по определенному кругу вопросов. И хотя уровень требований достаточно высок, наши ученики считают защиту реферата престижным экзаменом и гордятся удачными результатами.