№ 37: «Мои личные конспекты уроков
пополнились новыми материалами»
Вот и закончила чтение очередного номера
газеты «География». Поставила галочки на полях,
подчеркнула важные данные в таблицах. Отложила
газету в сторону. Что меня интересует в ней?
Я учитель географии и газету из своего почтового
ящика вынимаю много лет. Для меня это издание —
один из самых важных информационных источников.
За годы работы в школе каждый учитель
накапливает большой методический опыт, мы знаем,
как мы должны учить детей, но материал, который
дается на уроках, должен соответствовать дню
сегодняшнему, а не вчерашнему. Наверное, прежде
всего в этом и помогает всем нам газета
«География».
Сегодня у меня в первый раз в жизни появилась
возможность диалога с газетой, и свой небольшой
отзыв о номере я пишу с радостью.
Что прежде всего привлекло внимание? Конечно же,
Данилевский. Классик, знаменитейший славянофил,
одна из самых ярких фигур в русской философии
XIX в. Ученикам его надо знать. Но познакомить
детей с «Россией и Европой» в полном объеме в
условиях школы у учителя возможности нет.
Отрывки, опубликованные в «Географии», прекрасно
соотносятся с курсами 9-го и 10-го классов и могут
быть использованы на факультативах с учетом
работы в гимназических классах. На мой взгляд,
это важно, так как чтение Данилевского уводит
детей от простого фактологического восприятия
географии и дает навыки обобщения и широкого
системного мышления.
Далее, о материале В.П. Максаковского. «Пути
решения глобальной продовольственной проблемы»
— очерк из нового, готовящегося к печати,
дополненного издания всем нам хорошо знакомой
книги «Географическая картина мира». Очерк
дополнен таблицами со статистическими данными
по природным факторам, земельным ресурсам и
уровню интенсификации сельского хозяйства.
Это-то и есть тот насущный современный материал,
который ищет каждый учитель географии. Таблицы
можно использовать при преподавании разных тем в
курсе 10-го класса.
Две статьи, открывающие номер, — «Бирма или
Мьянма» Д.В. Зайца и «Аляска» Г.А. Аграната. Статьи
написаны научными работниками РАН. Пожалуй,
публикация в «Географии» таких материалов —
единственная возможность для школьного учителя
в современных условиях следить за развитием
сегодняшней географической науки. «Бирма или
Мьянма» — историческое исследование об
изменении названия страны, четко объясняющее,
как и в каких случаях применять то или иное
название. «Аляска» — не только исторический, но и
аналитический очерк, в коротком газетном объеме
дающий представление об экономическом
строительстве региона. Как из дикой Аляски
американцам удалось сделать цветущий уголок
земли? И для учителей, и для школьников это
наглядный пример науки и практики, разумной
экономической политики как одной из действенных
форм любви к своей земле, дающей результат, может
быть, и не быстрый, но зато надежный.
К сожалению, в школе и в обществе география не
считается ведущей наукой. Учитель географии
должен как-то заинтересовать учеников.
«Геофутбол» — хороший пример. Участники
конкурса, объявленного газетой, с одной стороны,
получают возможность продемонстрировать свои
знания, а с другой стороны, играя, пополняют их.
Традиционная рубрика «Я иду на урок». Материал по
Омской области — систематизированный,
обобщенный и оформленный. Для любого учителя, не
имеющего возможности заниматься проблемами
конкретных регионов, — готовая информация по
Омской области и план работы по собственной
территории.
Викторина «Африка» — набор вопросов,
поднимающих уровень интеллектуального развития
детей.
Материалы, печатающиеся в газете под рубрикой
«Хрестоматия», как всегда, интересны, и редакции
стоило бы подумать об издании их отдельной
книгой: она бы была подспорьем для всех учителей.
«Крупнейшие агломерации мира с населением более
1 млн человек» — справочный материал, рассуждать
о котором нет особой надобности: эти данные
каждому из нас могут потребоваться в любую
минуту.
Номер «Географии» дочитан до конца. Мои личные
конспекты уроков с 6-го по 10-й класс пополнились
новыми материалами. В этом мне в очередной раз
помог коллектив газеты «География».
Т.Е. ЛАНДИНА,
учитель географии школы № 1195
Западного адм. округа
г. Москва
|