Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №44/2002

Конфликт


Индонезия:
география нестабильности

В связи с террористическим актом
на индонезийском курорте Кута-Бич
на острове Бали 12 октября 2002 г.

И.С. Иванова,
старший преподаватель кафедры
социально-экономической географии
зарубежных стран
географического факультета Московского государственного
университета им. М.В. Ломоносова,
М.О. Куликова, Н.Е. Мацулевич

Борободур — древний храмовый комплекс, объект Всемирного культурного наследия в центральной части Явы, близ города Джокьякарта. Статуя Будды и буддийские ступы. Ныне в Индонезии преобладают мусульмане (4/5). Около 1/10 населения — христиане, буддистов немного, в труднодоступных районах есть также и язычники, придерживающиеся местных традиционных верований
Борободур — древний храмовый комплекс,
объект Всемирного культурного наследия
в центральной части Явы,
близ города Джокьякарта.
Статуя Будды и буддийские ступы.
Ныне в Индонезии преобладают
мусульмане (4/5).
Около 1/10 населения — христиане,
буддистов немного, в труднодоступных
районах есть также и язычники,
придерживающиеся местных
традиционных верований

Республика Индонезия появилась в 1945 г., когда была провозглашена независимость Нидерландской Ост-Индии. Голландская колонизация в регионе, начавшаяся в XVII в. и продолжавшаяся до начала ХХ столетия, охватила огромное пространство, включающее 13 тысяч островов.
В составе молодого государства оказалось около 300 этносов, разговаривающих на почти 370 языках и диалектах. В их число входят и некоренные для Зондского архипелага народы, крупнейший из которых — китайцы (2—3% населения страны).
Федеративное государственное устройство в Индонезии не прижилось, и в 1950 г. была принята конституция унитарного государства. До 2000 г. страна состояла из 27 провинций (включая Восточный Тимор). Ныне Индонезия делится на 30 провинций и 3 особых района.
На протяжении полувека в независимой, светской, многонациональной и поликонфессиональной Индонезии шли процессы национальной интеграции и формирования общенационального самосознания под лозунгом «Единство в многообразии».

Город Баньюванги на крайнем востоке острова Ява. Конец 90-х годов. Экстремисты с отрубленной человеческой головой перед полицейским кордоном
Город Баньюванги на крайнем востоке
острова Ява. Конец 90-х годов.
Экстремисты с отрубленной
человеческой головой
перед полицейским кордоном

Многие обозреватели считают, что столкновения и массовые убийства в городах Индонезии вызываются провокаторами из организованных преступных группировок, старающихся сохранить и упрочить свое влияние после смены политического режима в стране. В Баньюванги в 1998 г. людей убивали десятками лишь по подозрению в колдовстве, это служило как бы оправданием преступникам. Так девальвировалась человеческая жизнь.
Остров Бали, на котором прогремел взбудораживший весь мир взрыв 12 октября 2002 г., отделен от Баньюванги всего лишь нешироким проливом

Однако эта осуществляемая правительством программа развития страны сталкивалась с центробежными тенденциями, сепаратистскими движениями, осложнялась вспышками национальной и религиозной розни. Период «направляемой демократии» (до 1965 г.) характеризовался подчинением требований населения Внешних островов архипелага (Суматра, Калимантан, Сулавеси, Молуккские острова, Новая Гвинея) общенациональным интересам, выразителями которых считались Ява и внутри ее — столица Джакарта. «Новый порядок» генерала Сухарто (правившего с 1966 по 1998 г.) отличался сползанием к тоталитаризму, нарастанием противоречий во всех сферах жизни государства и жестоким подавлением любых форм недовольства.
Конец 50-х годов ознаменовался вспышками сепаратизма на окраинах государства и выступлениями исламистов на Яве. Во второй половине 60-х годов в ходе разгрома Коммунистической партии Индонезии были убиты или заключены в концентрационные лагеря не только члены контролируемых компартией вооруженных организаций, но и несколько миллионов этнических китайцев. Армия подстрекала к участию в погромах и убийствах мусульманское население. В 70—90-е годы участились конфликты в тех районах Внешних островов, куда двинулись мигранты из перенаселенной Явы. Там прокатилась волна массовых выступлений против экономической экспансии Явы. На само’й Яве демонстранты выдвигали экономические и политические требования. Выступления жестко подавлялись армией и полицией, что порождало вспышки ответного насилия. Общеазиатский, а затем и общемировой экономический кризис конца 90-х годов в Индонезии совпал с политическим кризисом. Он привел к падению (в 1998 г.) авторитарного режима Сухарто.

В Посо съезжаются «подкрепления» из окрестных районов. Конфликт между мусульманами и христианами в Центральном Сулавеси. 1998 г.
В Посо съезжаются «подкрепления»
из окрестных районов.
Конфликт между мусульманами и
христианами в Центральном Сулавеси.
1998 г.

Ухудшение экономического положения, экономическое неравенство районов, недовольство некомпетентностью и коррупцией властей, все более широкое использование насилия как инструмента во внутриполитической борьбе обострили ситуацию в традиционно конфликтных районах и породили новые горячие точки. Возникла угроза распада государства. Распространение международного терроризма на Индонезию, крупнейшую мусульманскую страну мира, превратило ее в ключевое звено в «дуге нестабильности», протянувшейся от Ближнего Востока до Юго-Восточной Азии.
Рассмотрим ниже важнейшие очаги нестабильности современной Индонезии.

Остров Ява

Город Сурабая на востоке острова Ява. Массовые беспорядки 7 февраля 2001 г.
Город Сурабая на востоке
острова Ява.
Массовые беспорядки
7 февраля 2001 г.

На Яве по современному административно-территориальному делению существуют 6 административных единиц: 4 провинции и 2 особых района.
Остров Ява в целом и столица страны Джакарта в особенности на всем протяжении истории Индонезии были ареной наиболее частых выступлений народных масс с различными требованиями и под различными политическими лозунгами. Особую остроту им придают колоссальное имущественное расслоение, разрыв между быстро модернизирующимся столичным регионом и патриархальными глубинными аграрными районами. В столице фокусируются все политические конфликты, провоцируются массовые выступления студентов для оказания давления на правительство. Эти акции обычно выливаются в погромы и поджоги, направленные против китайцев, христиан и иностранцев, и заканчиваются применением военной силы против манифестантов. Массовые беспорядки в Джакарте в 1998—1999 гг. привели к смещению президента Сухарто и появлению у власти сначала его преемника Б. Хабиби, а затем победившей на свободных выборах Мегавати Сукарнопутри.

Административно-территориальное деление Явы

Провинция Площадь,
тыс. км2
Население,
тыс. чел.*
Место по ВРП
на душу населения**
Бантен 8 8 370
Западная Ява 38 36 924 16
Центральная Ява 34 32 273 18
Восточная Ява 48 35 947 12
Особый столичный район Джакарта 0,7 8 670 2
Особый район Джокьякарта 3 3 227 14

* Здесь и далее данные о населении из World Gazetteer на 2002 г.
** Здесь и далее место провинции по валовому региональному продукту на душу населения дано по состоянию на 2000 г., когда еще существовала несколько другая сетка административно-территориального деления.

Особый район Ачех

Большая мечеть Байтуррахмана в городе Банда-Ачех в Ачехе (север острова Суматра)
Большая мечеть Байтуррахмана
в городе Банда-Ачех
в Ачехе (север
острова Суматра)

Акварель

Ачех расположен на Суматре, его площадь — 55,4 тыс. км2, население 4 млн человек. По размеру валового регионального продукта на душу населения Ачех занимает 5-е место среди районов Индонезии. Ачех располагает запасами нефти и природного газа.
Ачех подвергся влиянию ислама раньше других районов Индонезии в силу своего географического положения: он находится на самом севере Суматры, на оживленных морских торговых путях. Голландцам удалось захватить существовавший с XVI в. султанат Ачех лишь в начале XX в. По окончании Второй мировой войны здесь ранее всего в Индонезии развернулась национально-освободительная борьба.
Сепаратистское движение в районе («Движение за свободный Ачех») сформировалось под лозунгами чистоты ислама и более справедливого распределения доходов от экспорта. На протяжении десятилетий центральное правительство прибегало к военной силе и репрессиям для подавления выступлений ачехцев, многократно вводилось военное положение, жертвы исчислялись тысячами.
Сейчас Ачех имеет статус особого района (это несколько выше уровня провинции) с правами автономии в религиозной сфере. Здесь официально действуют законы шариата, вводится религиозное образование.
С 1999 г. сепаратистские тенденции в Ачехе усилились, в ходе президентских выборов произошли новые вспышки насилия.

Малуку

Провинции Индонезии по современному административно-территориальному делению

 

Провинции Индонезии по современному
административно-территориальному делению

Отмечены провинции и особые районы с затяжными конфликтами

На Молуккских островах (площадь 74,5 тыс. км2) проживает около 2 млн человек, это один из беднейших районов страны.
Провинция Малуку в границах до 2000 г. включала в себя весь архипелаг Молуккские острова, издавна известные как Острова Пряностей.

Разгромленный торговый центр на острове Амбон. 1999 г.
Разгромленный торговый центр
на острове Амбон. 1999 г.

В первоначальный период европейской колонизации архипелага здесь существовали небольшие, но богатые султанаты и княжества, торговавшие гвоздикой и мускатным орехом.
За владение островами соперничали португальцы, англичане и голландцы. Именно последним удалось окончательно закрепиться на Молукках к началу XIX в. Значительная часть населения была обращена в христианство.
Вхождение Молуккских островов в состав Индонезии не прошло безболезненно. В начале 1950 г. в Амбоне была провозглашена независимость Южных Молуккских Островов (эта эфемерная республика даже выпускала свои почтовые марки, которые хорошо известны филателистам), но к концу того же года восстание было подавлено, хотя партизанская война и продолжалась еще несколько лет.

Сотни автомобилей были разбиты и сожжены в ходе столкновений между мусульманами и христианами, спровоцированных на острове Амбон в 1999 г.
Сотни автомобилей были
разбиты и сожжены
в ходе столкновений
между мусульманами и
христианами, спровоцированных
на острове Амбон в 1999 г.

Основная часть христиан проживает на южных Молуккских островах, преимущественно в административном центре провинции — городе Амбон, расположенном на одноименном острове. Доля христиан в результате притока малайцев и более высоких темпов воспроизводства населения в мусульманских общинах постепенно сокращается: в 1980 г. христиане (преимущественно протестанты) составляли 44%, к 1990 г. — 37%.
Несмотря на то, что в течение веков складывались традиции совместного проживания мусульман и христиан, мир на Молуккских островах оказался хрупким. В 1999 г. незначительные конфликты на бытовой почве в Амбоне вылились в кровавые побоища, сопровождавшиеся поджогами церквей и мечетей, жилых домов и учреждений. Эскалацию конфликта не смог приостановить даже введенный властями запрет на въезд на острова.

Апрель 2002 г. Индонезийский солдат у разгромленной резиденции губернатора Малуку
Апрель 2002 г.
Индонезийский солдат у
разгромленной резиденции
губернатора Малуку

На Амбоне высадились отряды базирующейся на Яве радикальной исламской организации Ласкар Джихад, в которых, по сообщениям прессы, было немало выходцев с Ближнего Востока. Под угрозой смерти они требовали от христиан принятия ислама. Тысячи людей погибли, десятки тысяч христиан были вынуждены скрываться в лесах соседнего с Амбоном острова Буру, многие бежали на другие острова Индонезии. Значительная часть города Амбон была разрушена.
Проведенная административная реформа, в результате которой южные Молуккские острова со значительной долей христианского населения остались в провинции Малуку, а северные оказались выделены в новую провинцию Северное Малуку, не привела к прекращению столкновений на межконфессиональной почве. Число жертв конфликта превысило 5 тыс. человек.

Папуа

Папуа. 2 ноября 2002 г. Бронетехника индонезийской армии охраняет дорогу к золотомедедобывающему руднику, принадлежащему американской компании
Папуа. 2 ноября 2002 г.
Бронетехника индонезийской
армии охраняет дорогу
к золотомедедобывающему
руднику, принадлежащему
американской
компании

Фото агентства «Рейтер»

Папуа — западная часть острова Новая Гвинея площадью 422 тыс. км2 с населением 2,3 млн человек. По размеру ВРП на душу населения Папуа (в границах до 2000 г.) занимала 4-е место среди провинций страны.
Провинция Папуа (до 2000 г. называлась Ириан-Джая) вошла в состав Индонезии только в 1963 г. в результате ухода голландцев с Новой Гвинеи. Папуасы, преимущественно христиане или приверженцы анимистических верований, столкнулись с отчуждением своих традиционных охотничьих угодий и священных мест в пользу переселенцев с Явы (их земли передавались под лесные и горнодобывающие концессии), с политической и экономической дискриминацией, несправедливым перераспределением валютных поступлений от экспорта местных ресурсов в пользу густонаселенной Явы. Немногочисленное коренное население оказалось перед опасностью вымирания. Уже в 60-е годы началось сопротивление центральным властям, а в 1971 г. была провозглашена повстанческая Республика Западное Папуа. Образование в 1975 г. в восточной половине острова независимого государства Папуа-Новая Гвинея усилило сепаратистские настроения, и в 1977 г. здесь вспыхнуло крупное восстание, которое было подавлено. В середине 80-х годов регион покинуло около 10 тыс. беженцев. Во главе борьбы стоит Организация за свободное Папуа. Продолжающиеся выступления вынудили центральные власти в конце 90-х годов начать переговоры с лидерами повстанцев о статусе провинции. Изменение ее названия стало символической уступкой коренному населению. Совсем недавно прежде единая провинция была разделена на 3 отдельные провинции: Западное, Центральное и Восточное Папуа.

Восточный Тимор

До 2000 г. эта территория официально считалась 27-й провинцией Индонезии Тимор-Тимур. Однако этого не признавали некоторые государства мира, в том числе и Россия (а ранее СССР).
В начале XVI в. португальцы первыми из европейцев начали колонизацию острова и обращение его жителей в христианство. В XVII в. свои торговые пункты на Тиморе основали и голландцы. В середине XIX в. было достигнуто соглашение, в результате которого остров был поделен: португальцы сохраняли контроль над Восточным Тимором, а голландцы — над западной половиной острова.
После провозглашения независимости Индонезии в 1945 г. и ухода голландцев западная часть Тимора вошла в состав молодого государства, а Восточный Тимор до 1974 г. оставался португальской колонией. Когда после падения диктаторского режима Португалия отказалась от всех своих заморских владений, претензии на территорию Восточного Тимора предъявила Индонезия. Переговоры между Индонезией и Португалией о суверенитете для Восточного Тимора в августе 1975 г. закончились провалом. Началась гражданская война между сторонниками независимости, преимущественно христианами, и ее противниками, преимущественно мусульманами, переселившимися из других частей Индонезии. Потоки беженцев покидали Восточный Тимор. В декабре 1975 г. он был оккупирован индонезийскими войсками, а в следующем году объявлен, вопреки решению Генеральной Ассамблеи ООН, индонезийской провинцией.
В 1998 г. новое правительство Индонезии согласилось на проведение под эгидой ООН референдума в Восточном Тиморе, который должен был определить, хотят ли его жители получить статус автономного района в составе Индонезии или стать независимым государством. В августе 1999  г. большинство населения высказалось в пользу полной независимости.
Сразу же после референдума начались кровопролитные стычки между сторонниками независимости и местной милицией, состоящей из мусульман и поддержанной индонезийской армией. Тысячи восточнотиморцев пропали без вести, бежали в лагеря беженцев в западную часть острова, скрылись в горах. Многие были убиты индонезийской милицией и армией. Административный центр территории Дили и другие города были сильно разрушены, почти полностью уничтожена инфраструктура, тысячи людей лишились жилья. Кровопролитие продолжалось в течение нескольких недель, прежде чем войска ООН смогли войти в Восточный Тимор и восстановить порядок. В 2000 г. в Восточном Тиморе прошли выборы, а в мае 2002 г. появилось самое молодое в мире государство Тимор Лоросае*.
Достижение Восточным Тимором суверенитета оказало глубокое и противоречивое воздействие на индонезийское общество и усугубило внутриполитическую напряженность. Прецедент успеха национально-освободительного движения стимулирует сепаратистские движения на Молукках и в Папуа. Опасность распада государства ведет к усилению радикальных исламских партий и движений, выступающих за исламизацию государства.

* Подробнее см.: Д.В. Заяц. Тимор Лоросае//География, № 37/2001, с. 11—14, 19—22.

Бали

Тела погибших в результате взрыва на Бали покрыты белыми простынями. Октябрь 2002 г.
Тела погибших в результате
взрыва на Бали покрыты
белыми простынями.
Октябрь 2002 г.

Провинция занимает одноименный остров площадью 5,6 тыс. км2 с населением около 3 млн человек. По размерам ВРП на душу населения у Бали 8-е место среди районов Индонезии.
Остров Бали — «туристический рай», заповедник культуры доисламского периода истории Индонезии. Большинство балийцев исповедуют местный самобытный религиозный культ, соединивший в себе элементы индуизма, буддизма и анимистические верования. Этот синкретический культ известен своими красочными ритуалами, привлекающими множество иностранных туристов. Туристический сектор острова приносит крупные доходы в экономику страны. Привлекательность Бали до кровавого террористического акта в октябре 2002 г. базировалась на его репутации спокойного и безопасного места отдыха.
Взрывы в популярных среди иностранных туристов местах отдыха на Бали в районах Кута-Бич и Санур, произошедшие 12 октября 2002 г., унесли жизни около 200 человек, преимущественно иностранцев (австралийцев, немцев и др.). Имеются свидетельства того, что эти взрывы — дело рук одной из групп воинствующих исламистов. Несмотря на то, что по конституции Индонезия — светское государство, влияние исламского фундаментализма в обществе нарастает.

Вид взорванного отеля на Бали. Октябрь 2002 г.
Вид взорванного отеля на Бали.
Октябрь 2002 г.

Наряду с легальными исламскими партиями действуют многочисленные незаконные вооруженные формирования, связанные с международным терроризмом, в частности с одиозной организацией Аль-Каида. Их члены проходили подготовку у талибов в Афганистане. Многие из этих мусульманских экстремистов принимали участие в резне христиан на Молуккских островах и в Восточном Тиморе.
Одна из известных панисламистских организаций, Джемаа Исламие, ставит своей целью создание единого исламского государства в регионе.
Взрывы на Бали поразили сразу много целей. Во-первых, это серьезный удар по правительству в Джакарте, ведущий к еще большей дестабилизации и без того напряженной внутриполитической и экономической ситуации. Во-вторых, они явно направлены против интересов стран Запада в регионе, что может привести к изоляции страны на международной арене и существенно уменьшит поток иностранных инвестиций в страну, пребывающую в затянувшемся экономическом кризисе.