Индонезия:
|
Борободур — древний храмовый
комплекс,
|
Республика Индонезия появилась в 1945 г.,
когда была провозглашена независимость
Нидерландской Ост-Индии. Голландская
колонизация в регионе, начавшаяся в XVII в. и
продолжавшаяся до начала ХХ столетия, охватила
огромное пространство, включающее 13 тысяч
островов.
В составе молодого государства оказалось около
300 этносов, разговаривающих на почти 370 языках и
диалектах. В их число входят и некоренные для
Зондского архипелага народы, крупнейший из
которых — китайцы (2—3% населения страны).
Федеративное государственное устройство в
Индонезии не прижилось, и в 1950 г. была принята
конституция унитарного государства. До 2000 г.
страна состояла из 27 провинций (включая
Восточный Тимор). Ныне Индонезия делится на 30
провинций и 3 особых района.
На протяжении полувека в независимой, светской,
многонациональной и поликонфессиональной
Индонезии шли процессы национальной интеграции
и формирования общенационального самосознания
под лозунгом «Единство в многообразии».
Город Баньюванги на крайнем
востоке
|
Однако эта осуществляемая правительством
программа развития страны сталкивалась с
центробежными тенденциями, сепаратистскими
движениями, осложнялась вспышками национальной
и религиозной розни. Период «направляемой
демократии» (до 1965 г.) характеризовался
подчинением требований населения Внешних
островов архипелага (Суматра, Калимантан,
Сулавеси, Молуккские острова, Новая Гвинея)
общенациональным интересам, выразителями
которых считались Ява и внутри ее — столица
Джакарта. «Новый порядок» генерала Сухарто
(правившего с 1966 по 1998 г.) отличался сползанием
к тоталитаризму, нарастанием противоречий во
всех сферах жизни государства и жестоким
подавлением любых форм недовольства.
Конец 50-х годов ознаменовался вспышками
сепаратизма на окраинах государства и
выступлениями исламистов на Яве. Во второй
половине 60-х годов в ходе разгрома
Коммунистической партии Индонезии были убиты
или заключены в концентрационные лагеря не
только члены контролируемых компартией
вооруженных организаций, но и несколько
миллионов этнических китайцев. Армия
подстрекала к участию в погромах и убийствах
мусульманское население. В 70—90-е годы участились
конфликты в тех районах Внешних островов, куда
двинулись мигранты из перенаселенной Явы. Там
прокатилась волна массовых выступлений против
экономической экспансии Явы. На само’й Яве
демонстранты выдвигали экономические и
политические требования. Выступления жестко
подавлялись армией и полицией, что порождало
вспышки ответного насилия. Общеазиатский, а
затем и общемировой экономический кризис конца
90-х годов в Индонезии совпал с политическим
кризисом. Он привел к падению (в 1998 г.)
авторитарного режима Сухарто.
В Посо съезжаются «подкрепления»
|
Ухудшение экономического положения,
экономическое неравенство районов, недовольство
некомпетентностью и коррупцией властей, все
более широкое использование насилия как
инструмента во внутриполитической борьбе
обострили ситуацию в традиционно конфликтных
районах и породили новые горячие точки. Возникла
угроза распада государства. Распространение
международного терроризма на Индонезию,
крупнейшую мусульманскую страну мира,
превратило ее в ключевое звено в «дуге
нестабильности», протянувшейся от Ближнего
Востока до Юго-Восточной Азии.
Рассмотрим ниже важнейшие очаги нестабильности
современной Индонезии.
Остров Ява
Город Сурабая на востоке
|
На Яве по современному
административно-территориальному делению
существуют 6 административных единиц: 4 провинции
и 2 особых района.
Остров Ява в целом и столица страны Джакарта в
особенности на всем протяжении истории
Индонезии были ареной наиболее частых
выступлений народных масс с различными
требованиями и под различными политическими
лозунгами. Особую остроту им придают
колоссальное имущественное расслоение, разрыв
между быстро модернизирующимся столичным
регионом и патриархальными глубинными аграрными
районами. В столице фокусируются все
политические конфликты, провоцируются массовые
выступления студентов для оказания давления на
правительство. Эти акции обычно выливаются в
погромы и поджоги, направленные против китайцев,
христиан и иностранцев, и заканчиваются
применением военной силы против манифестантов.
Массовые беспорядки в Джакарте в 1998—1999 гг.
привели к смещению президента Сухарто и
появлению у власти сначала его преемника Б.
Хабиби, а затем победившей на свободных выборах
Мегавати Сукарнопутри.
Административно-территориальное деление Явы
Провинция | Площадь, тыс. км2 |
Население, тыс. чел.* |
Место по ВРП на душу населения** |
---|---|---|---|
Бантен | 8 | 8 370 | … |
Западная Ява | 38 | 36 924 | 16 |
Центральная Ява | 34 | 32 273 | 18 |
Восточная Ява | 48 | 35 947 | 12 |
Особый столичный район Джакарта | 0,7 | 8 670 | 2 |
Особый район Джокьякарта | 3 | 3 227 | 14 |
* Здесь и далее данные о населении
из World Gazetteer на 2002 г.
** Здесь и далее место провинции по валовому
региональному продукту на душу населения дано по
состоянию на 2000 г., когда еще существовала
несколько другая сетка
административно-территориального деления.
Особый район Ачех
Большая мечеть Байтуррахмана
|
Ачех расположен на Суматре, его площадь — 55,4
тыс. км2, население 4 млн человек. По размеру
валового регионального продукта на душу
населения Ачех занимает 5-е место среди районов
Индонезии. Ачех располагает запасами нефти и
природного газа.
Ачех подвергся влиянию ислама раньше других
районов Индонезии в силу своего географического
положения: он находится на самом севере Суматры,
на оживленных морских торговых путях. Голландцам
удалось захватить существовавший с XVI в. султанат
Ачех лишь в начале XX в. По окончании Второй
мировой войны здесь ранее всего в Индонезии
развернулась национально-освободительная
борьба.
Сепаратистское движение в районе («Движение за
свободный Ачех») сформировалось под лозунгами
чистоты ислама и более справедливого
распределения доходов от экспорта. На протяжении
десятилетий центральное правительство
прибегало к военной силе и репрессиям для
подавления выступлений ачехцев, многократно
вводилось военное положение, жертвы исчислялись
тысячами.
Сейчас Ачех имеет статус особого района (это
несколько выше уровня провинции) с правами
автономии в религиозной сфере. Здесь официально
действуют законы шариата, вводится религиозное
образование.
С 1999 г. сепаратистские тенденции в Ачехе
усилились, в ходе президентских выборов
произошли новые вспышки насилия.
Малуку
Провинции Индонезии по современному
|
На Молуккских островах (площадь 74,5 тыс.
км2) проживает около 2 млн человек, это
один из беднейших районов страны.
Провинция Малуку в границах до 2000 г. включала в
себя весь архипелаг Молуккские острова, издавна
известные как Острова Пряностей.
Разгромленный торговый центр
|
В первоначальный период европейской
колонизации архипелага здесь существовали
небольшие, но богатые султанаты и княжества,
торговавшие гвоздикой и мускатным орехом.
За владение островами соперничали португальцы,
англичане и голландцы. Именно последним удалось
окончательно закрепиться на Молукках к началу XIX
в. Значительная часть населения была обращена в
христианство.
Вхождение Молуккских островов в состав
Индонезии не прошло безболезненно. В начале
1950 г. в Амбоне была провозглашена
независимость Южных Молуккских Островов (эта
эфемерная республика даже выпускала свои
почтовые марки, которые хорошо известны
филателистам), но к концу того же года восстание
было подавлено, хотя партизанская война и
продолжалась еще несколько лет.
Сотни автомобилей были
|
Основная часть христиан проживает на южных
Молуккских островах, преимущественно в
административном центре провинции — городе
Амбон, расположенном на одноименном острове.
Доля христиан в результате притока малайцев и
более высоких темпов воспроизводства населения
в мусульманских общинах постепенно сокращается:
в 1980 г. христиане (преимущественно
протестанты) составляли 44%, к 1990 г. — 37%.
Несмотря на то, что в течение веков складывались
традиции совместного проживания мусульман и
христиан, мир на Молуккских островах оказался
хрупким. В 1999 г. незначительные конфликты на
бытовой почве в Амбоне вылились в кровавые
побоища, сопровождавшиеся поджогами церквей и
мечетей, жилых домов и учреждений. Эскалацию
конфликта не смог приостановить даже введенный
властями запрет на въезд на острова.
Апрель 2002 г.
|
На Амбоне высадились отряды базирующейся на
Яве радикальной исламской организации Ласкар
Джихад, в которых, по сообщениям прессы, было
немало выходцев с Ближнего Востока. Под угрозой
смерти они требовали от христиан принятия
ислама. Тысячи людей погибли, десятки тысяч
христиан были вынуждены скрываться в лесах
соседнего с Амбоном острова Буру, многие бежали
на другие острова Индонезии. Значительная часть
города Амбон была разрушена.
Проведенная административная реформа, в
результате которой южные Молуккские острова со
значительной долей христианского населения
остались в провинции Малуку, а северные
оказались выделены в новую провинцию Северное
Малуку, не привела к прекращению столкновений на
межконфессиональной почве. Число жертв
конфликта превысило 5 тыс. человек.
Папуа
Папуа. 2 ноября 2002 г.
|
Папуа — западная часть острова Новая Гвинея
площадью 422 тыс. км2 с населением 2,3 млн
человек. По размеру ВРП на душу населения Папуа (в
границах до 2000 г.) занимала 4-е место среди
провинций страны.
Провинция Папуа (до 2000 г. называлась
Ириан-Джая) вошла в состав Индонезии только в
1963 г. в результате ухода голландцев с Новой
Гвинеи. Папуасы, преимущественно христиане или
приверженцы анимистических верований,
столкнулись с отчуждением своих традиционных
охотничьих угодий и священных мест в пользу
переселенцев с Явы (их земли передавались под
лесные и горнодобывающие концессии), с
политической и экономической дискриминацией,
несправедливым перераспределением валютных
поступлений от экспорта местных ресурсов в
пользу густонаселенной Явы. Немногочисленное
коренное население оказалось перед опасностью
вымирания. Уже в 60-е годы началось сопротивление
центральным властям, а в 1971 г. была
провозглашена повстанческая Республика
Западное Папуа. Образование в 1975 г. в восточной
половине острова независимого государства
Папуа-Новая Гвинея усилило сепаратистские
настроения, и в 1977 г. здесь вспыхнуло крупное
восстание, которое было подавлено. В середине 80-х
годов регион покинуло около 10 тыс. беженцев. Во
главе борьбы стоит Организация за свободное
Папуа. Продолжающиеся выступления вынудили
центральные власти в конце 90-х годов начать
переговоры с лидерами повстанцев о статусе
провинции. Изменение ее названия стало
символической уступкой коренному населению.
Совсем недавно прежде единая провинция была
разделена на 3 отдельные провинции: Западное,
Центральное и Восточное Папуа.
Восточный Тимор
До 2000 г. эта территория официально считалась
27-й провинцией Индонезии Тимор-Тимур. Однако
этого не признавали некоторые государства мира,
в том числе и Россия (а ранее СССР).
В начале XVI в. португальцы первыми из европейцев
начали колонизацию острова и обращение его
жителей в христианство. В XVII в. свои торговые
пункты на Тиморе основали и голландцы. В середине
XIX в. было достигнуто соглашение, в результате
которого остров был поделен: португальцы
сохраняли контроль над Восточным Тимором, а
голландцы — над западной половиной острова.
После провозглашения независимости Индонезии в
1945 г. и ухода голландцев западная часть Тимора
вошла в состав молодого государства, а Восточный
Тимор до 1974 г. оставался португальской
колонией. Когда после падения диктаторского
режима Португалия отказалась от всех своих
заморских владений, претензии на территорию
Восточного Тимора предъявила Индонезия.
Переговоры между Индонезией и Португалией о
суверенитете для Восточного Тимора в августе
1975 г. закончились провалом. Началась
гражданская война между сторонниками
независимости, преимущественно христианами, и ее
противниками, преимущественно мусульманами,
переселившимися из других частей Индонезии.
Потоки беженцев покидали Восточный Тимор. В
декабре 1975 г. он был оккупирован
индонезийскими войсками, а в следующем году
объявлен, вопреки решению Генеральной Ассамблеи
ООН, индонезийской провинцией.
В 1998 г. новое правительство Индонезии
согласилось на проведение под эгидой ООН
референдума в Восточном Тиморе, который должен
был определить, хотят ли его жители получить
статус автономного района в составе Индонезии
или стать независимым государством. В августе 1999
г. большинство населения высказалось в пользу
полной независимости.
Сразу же после референдума начались
кровопролитные стычки между сторонниками
независимости и местной милицией, состоящей из
мусульман и поддержанной индонезийской армией.
Тысячи восточнотиморцев пропали без вести,
бежали в лагеря беженцев в западную часть
острова, скрылись в горах. Многие были убиты
индонезийской милицией и армией.
Административный центр территории Дили и другие
города были сильно разрушены, почти полностью
уничтожена инфраструктура, тысячи людей
лишились жилья. Кровопролитие продолжалось в
течение нескольких недель, прежде чем войска ООН
смогли войти в Восточный Тимор и восстановить
порядок. В 2000 г. в Восточном Тиморе прошли
выборы, а в мае 2002 г. появилось самое молодое в
мире государство Тимор Лоросае*.
Достижение Восточным Тимором суверенитета
оказало глубокое и противоречивое воздействие
на индонезийское общество и усугубило
внутриполитическую напряженность. Прецедент
успеха национально-освободительного движения
стимулирует сепаратистские движения на Молукках
и в Папуа. Опасность распада государства ведет к
усилению радикальных исламских партий и
движений, выступающих за исламизацию
государства.
* Подробнее см.: Д.В. Заяц. Тимор Лоросае//География, № 37/2001, с. 11—14, 19—22.
Бали
Тела погибших в результате
|
Провинция занимает одноименный остров
площадью 5,6 тыс. км2 с населением около 3 млн
человек. По размерам ВРП на душу населения у Бали
8-е место среди районов Индонезии.
Остров Бали — «туристический рай», заповедник
культуры доисламского периода истории
Индонезии. Большинство балийцев исповедуют
местный самобытный религиозный культ,
соединивший в себе элементы индуизма, буддизма и
анимистические верования. Этот синкретический
культ известен своими красочными ритуалами,
привлекающими множество иностранных туристов.
Туристический сектор острова приносит крупные
доходы в экономику страны. Привлекательность
Бали до кровавого террористического акта в
октябре 2002 г. базировалась на его репутации
спокойного и безопасного места отдыха.
Взрывы в популярных среди иностранных туристов
местах отдыха на Бали в районах Кута-Бич и Санур,
произошедшие 12 октября 2002 г., унесли жизни
около 200 человек, преимущественно иностранцев
(австралийцев, немцев и др.). Имеются
свидетельства того, что эти взрывы — дело рук
одной из групп воинствующих исламистов. Несмотря
на то, что по конституции Индонезия — светское
государство, влияние исламского фундаментализма
в обществе нарастает.
Вид взорванного отеля на Бали.
|
Наряду с легальными исламскими партиями
действуют многочисленные незаконные
вооруженные формирования, связанные с
международным терроризмом, в частности с
одиозной организацией Аль-Каида. Их члены
проходили подготовку у талибов в Афганистане.
Многие из этих мусульманских экстремистов
принимали участие в резне христиан на Молуккских
островах и в Восточном Тиморе.
Одна из известных панисламистских организаций,
Джемаа Исламие, ставит своей целью создание
единого исламского государства в регионе.
Взрывы на Бали поразили сразу много целей.
Во-первых, это серьезный удар по правительству в
Джакарте, ведущий к еще большей дестабилизации и
без того напряженной внутриполитической и
экономической ситуации. Во-вторых, они явно
направлены против интересов стран Запада в
регионе, что может привести к изоляции страны на
международной арене и существенно уменьшит
поток иностранных инвестиций в страну,
пребывающую в затянувшемся экономическом
кризисе.