Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №45/2002

Мнение читателя


№ 39: «Надежды каждый раз оправдываются»

Ожидая новый выпуск «Географии», всегда надеешься на чудо. Что еще нового, интересного предложат авторы, на какие вопросы дадут ответы, какими доводами подтвердят, что «Без географии вы нигде»? И ведь надежды каждый раз оправдываются.
Отклик Н.П. Петрушиной из Москвы заставил задуматься еще раз о стандарте. Мне как методисту важно понять, насколько реален предложенный в проекте минимум. Многих проект разочаровал. Да, не будет он «светом в конце тоннеля». Соответствие минимума программам считаю обязательным, но нельзя забывать, что учитель работает сегодня на трех уровнях обученности: классы педагогической поддержки требуют ознакомления с основами предмета, таких детей нельзя перегрузить, важно помочь им обрести практический опыт применения знаний; обычные классы — это полисубъектная среда, и вот здесь-то простор для дифференцированного подхода, приемов, позволяющих создать мотивацию, в соответствии с принципом природосообразности, включить в урок все возможные присущие ребенку формы жизнедеятельности: игру, труд, общение, творчество, достижение личностных смыслов; а вот третий уровень — профильный — от учителя требует максимума усвоения научного содержания предмета, анализа данных, выяснения основных тенденций развития мирового сообщества. А где же минимум? Наверное, и права Петрушина: учитель сам определит, каково должно быть содержание для выполнения требований минимума. Единственно возможное решение здесь — принятие такого образовательного стандарта, такого минимума, при котором бы снизилась нагрузка на ученика и на учителя, а изучение географии осталось бы увлекательным (что в большей степени зависит от профессионализма педагога).
С большим увлечением изучил очерк В.П. Максаковского «Конфликтные ситуации». С нетерпением жду нового издания «Географической картины мира», обещанного на «Педагогическом марафоне». Проблема воспитания установок толерантного сознания актуальна сейчас как никогда. Последние события в столице показали нам это. Важным в этом деле считаю принятие общенациональной программы толерантности. В 2001 году в Правительстве была принята Федеральная целевая программа «Формирование установок толерантного сознания и профилактики экстремизма в российском обществе (2001—2005 годы)». Но то ли ее реализацией занялись не те институты, то ли «захлебнулась» она в своих высоких целях. Важно, чтобы каждый гражданин, каждый ребенок смог осознать, что его поведение во многом зависит от принятия установки терпимости. Наибольшую роль в этом должен сыграть учитель географии. Именно он, каждый урок показывая многообразие мира, сможет найти примеры толерантности — гармонии в многообразии. Мне видится, что наша газета не стоит в стороне от этой проблемы, а, опубликовав подборку интересных материалов к Дню толерантности, обогащает содержанием, дает базу для учителя в этом нелегком направлении воспитания.
В рубрике «Я иду на урок» очередная находка. Еще какая! Выучив принцип данной схемы записи, предложенный В.П. Шпетным, ребенок сможет приобрести не только опыт краткой записи, но и научиться работать с картой, с тетрадью, в одиночку или с товарищами. Прием позволит оживить урок, внести в него коммуникативную черту: работу в парах, в группе. Благодарю за ценную находку!
Разгадывая очередные задачи С.В. Рогачева «Властелин колец», нашел в этом номере «Географии» кое-что и о нашей области (задача 53). Именно в городе Новомосковске берет свое начало славная река Дон. А русскую сказку о Доне и Шате знает, наверное, каждый юный житель нашего города. Использовать такие задачи стал не сразу, но поняв весь их потенциал, предлагаю и в качестве разминки в начале урока и в качестве домашней работы.
Очень ценным считаю предложение С.А. Тархова в рубрике «Мнение читателя». Редакции следовало бы обратить внимание на пожелания читателей об издании справочного библиографического выпуска. Этот выпуск станет большим подспорьем в работе учителей и в особенности методистов.

Е.Ю. СУРИНОВ,
методист
информационно-методического
центра
г. Новомосковска
Тульская обл.