Экономическое чудо закончилось
Е.Л. ЛЕОНТЬЕВА
|
Антропометрические
измерения показывают,
что японцы развиваются.
Экономические измерения
свидетельствуют
о спаде в экономике
|
Япония — страна экономического успеха,
сумевшая в исторически короткий срок стать одним
из мировых лидеров. Ее новейшая история началась
в 70-х годах XIX в., когда она вышла из феодальной
изоляции с сильным национальным устремлением
избежать участи колонии Запада. Японии
требовались западные технологии и образцы
государственной организации. Все это было
импортировано и усвоено. Проведение ускоренной
индустриализации опиралось на внутренние
финансовые и людские ресурсы, без прямой
финансовой помощи стран Запада.
После реставрации Мэйдзи (1868 г.) Япония за сто
лет прошла путь от традиционной феодальной
социально-экономической системы к развитой
рыночной экономике. Еще в начале модернизации
страна столкнулась с острым противоречием между
потребностями промышленного развития в сырьевых
и топливных ресурсах и бедностью собственных
недр. Это противоречие решалось методами военной
экспансии и захвата колоний — Тайваня (1896 г.),
Сахалина (1905 г.), Кореи (1910 г.), Маньчжурии
(1931 г.). Страна пережила периоды промышленного
подъема в первые десятилетия XX в., финансовый
кризис в 1927 г., была охвачена мировым
экономическим кризисом 30-х годов.
В середине 30-х годов в среде высшей японской
бюрократии, офицерства и части делового мира
сложилась идеология «преображения Японии»,
оправдывавшая военную экспансию в Китае и
подготовку страны к большой войне. В 1938 г. был
установлен прямой контроль над производством,
ценами и распределением продукции в отраслях
стратегического значения. Гражданское население
было мобилизовано на военные заводы, в городах
введено карточное снабжение.
Военный контроль над экономикой Японии распался
в конце войны, в условиях блокады портов и
бомбежек с воздуха, разрушивших около четверти
промышленных предприятий и сильно повредивших
транспортную сеть, жилищное хозяйство и системы
искусственного орошения сельскохозяйственных
земель. Япония потеряла колонии, которые были
основой ее сырьевого снабжения, утратила
океанский флот. Военные потери составили 2,8 млн
чел. убитыми, но приток репатриантов из бывших
колоний увеличил численность населения на 10%.
После войны американская оккупационная
администрация провела в Японии серию глубоких
реформ: либерализацию цен, оздоровление бюджета,
демонополизацию экономики. Аграрная реформа
ликвидировала крупные земельные владения,
массовая перепродажа земли привела к
формированию мелкого независимого фермерства.
Оккупационные власти добились финансового
оздоровления корпораций и банков и провели
налоговую реформу, которая обеспечила
предприятиям внутренние источники накопления.
Они ввели фиксированный курс иены к доллару (360
иен за доллар), с которым Япония вернулась в
международную торговлю.
Без этих реформ «экономическое чудо» в Японии не
могло бы состояться.
Термином «экономическое чудо» обозначается
рывок в экономическом развитии стран, переживших
поражение во Второй мировой войне и послевоенную
разруху, превративший их в лидеров современного
мира.
В Японии это произошло в течение 1955—1973 гг.,
когда среднегодовые темпы ее экономического
роста составляли 9,5%. За эти годы объем
промышленного производства вырос в 6,6 раза,
национальный доход на душу населения увеличился
более чем в 8 раз и дошел до уровня Великобритании
и Италии.
«Экономическое чудо» было явлением
индустриального общества. Япония осваивала
технологии массовой переработки сырьевых и
топливных ресурсов и массового
стандартизованного выпуска готовых изделий. В
50-х годах были реконструированы
металлургические заводы, угольные шахты и
электростанции и заново построен разрушенный во
время войны торговый флот. В 60-х на базе конверсии
военных предприятий и строительства «с нуля»
были созданы производство бытовых
электроприборов и радиоприемников,
автомобильная промышленность. Началось создание
отраслей послевоенного поколения: нефтехимии,
производства синтетических волокон и смол,
электроники.
Создание на новой технической базе широкого
набора отраслей обрабатывающей промышленности
было продиктовано сочетанием следующих
факторов: дешевая, хорошо обученная и обильная
рабочая сила; первоклассные предприниматели и
сильные инженерно-технические кадры; отсутствие
собственного сырья и топлива, которое нужно было
ввозить, оплачивая выручкой от экспорта;
доступность новых технологий, которые можно было
импортировать; достаточные внутренние источники
накопления и механизмы финансирования
капиталовложений.
У Японии не было сколько-нибудь значительной
внешней задолженности, и, кроме нескольких
целевых займов Всемирного банка, она не
пользовалась крупными внешними кредитами.
Банковская система аккумулировала сбережения
населения. Бюджет сводился с профицитом в
течение 1949—1968 гг., и запас прочности денежной
системы позволял Банку Японии поддерживать
низкие кредитные ставки. Капиталовложения
предприятий финансировались главным образом
банками.
Послевоенный бум деторождения дал стране
прирост численности населения между 1955 и 1970 г.
с 90 до 104 млн чел. Индустриализация вызвала
массовый отток рабочей силы из сельского
хозяйства. Этот процесс сопровождался
беспрецедентно быстрым ростом доходов наемных
работников (в среднем на 10% в год) и массовым
созданием новых мелких предприятий, число
которых выросло в полтора раза. Период высоких
темпов создал в Японии современный средний
класс.
На экономический рост затрачивалось около 30% ВВП,
в том числе 18—20% приходилось на инвестиции в
оборудование и производственное строительство.
Главным ограничителем роста было состояние
внешних расчетов. При фиксированном курсе иены,
который существовал в 1949—1971 гг., на высших
точках промышленного подъема вырастал объем
импорта, а не цены импортных товаров, как это было
бы в случае свободного курса иены.
Для данного периода было характерно активное
вмешательство государства в распределение
ресурсов между отраслями и в организацию
отраслей с целью формирования определенной
структуры промышленности, то есть
осуществлялась активная промышленная политика.
Ее важнейшим инструментом была система валютных
квот на оплату необходимого импорта, то есть
практически карточное распределение валютных
ресурсов и разрешение доступа для иностранных
инвесторов только на индивидуальной основе. Тем
самым сводилась к минимуму иностранная
конкуренция на внутреннем рынке. Протекционизм
был главной составляющей тогдашней промышленной
политики. Другой составляющей были налоговые
льготы приоритетным отраслям.
К концу 60-х годов в Японии был создан
промышленный потенциал для
конкурентоспособного экспорта.
По мере того как продукция обновленной
промышленности выходила на международные рынки,
внутренний рынок открывался для конкуренции
иностранных товаров. В середине 60-х годов исчезли
периодические дефициты торгового баланса. В 70-х
годах два мировых нефтяных кризиса вызвали в
Японии острые вспышки инфляции и резкое
замедление темпов роста. «Экономическое чудо»
закончилось, но благодаря ему Япония достигла
западных стандартов благосостояния.
В 90-х годах экономика страны вступила в полосу
затяжного кризиса, причиной которого был
финансовый «мыльный пузырь». Так называется
быстрый рост рыночной стоимости финансовых
активов (акций, недвижимого имущества, земельных
участков), в которые вкладываются свободные
денежные средства ради извлечения спекулятивной
прибыли. Сделки заключаются под банковский
кредит, и в формирование пузыря вовлекаются
банки. Игра спекулянтов на понижение сбивает
динамику цен, пузырь лопается, оставляя игроков с
долгами, которые они должны гасить из своих
реальных доходов и имущества.
Финансовый мыльный пузырь надувается тогда,
когда в экономике появляется избыток свободных
денег, которые нельзя прибыльно вложить в
реальный сектор. В Японии оказалось два
источника таких средств. Первый — очень высокий
уровень сбережений населения (около четверти
годового дохода в городских семьях и более 35% в
сельских). В развитой стране это создает
постоянный избыток капитала при недостатке
потребительского спроса. Второй источник — как
ни странно, мощная конкурентоспособная
промышленность, которая реализует на внешних
рынках более трети своей продукции и дает
постоянный приток денежных ресурсов.
Последствиями лопнувшего мыльного пузыря стали
безнадежные долги компаний банкам, массовые
банкротства и общее падение деловой активности.
Государственный бюджет терял налоговые
поступления, и бюджетный дефицит, покрываемый
эмиссией облигаций, вызвал опасное накопление
внутреннего долга.
В 1996—2000 гг. кабинеты Р. Хасимото, К. Обути и Ё.
Мори откладывали принятие многих назревших мер.
Реформа финансовых рынков, проведенная в 1998—1999
гг., не помогла японской экономике выйти из
застоя. Только премьер Дз. Коидзуми пошел на
решительную смену приоритетов. В пакет реформ, с
которым выступил кабинет Коидзуми, входит
решение задач, за которые предыдущие
правительства не могли и не хотели браться:
максимальная приватизация компаний госсектора,
изменение принципов финансирования
государственных подрядных работ, а также реформа
пенсионной системы и медицинского страхования,
пересмотр ряда положений налогового
законодательства и многое другое.
Первоочередной задачей остается до сих пор никак
не удававшееся оздоровление банков.
Состояние экономики Японии в начале XXI в.
показывает, что перелом длительной тенденции еще
не достигнут. |