фасаду и равнинам
К Тихоокеанскому
|
Иокогама. Ультрасовременный квартал
Минатомираи-XXI
|
В Японии 13 городов, насчитывающих более
1 млн жителей в административных границах (Токио
— 8,2 млн человек, Иокогама — 3,5, Осака — 2,6, Нагоя
— 2,2, Саппоро — 1,8, Кобе — 1,5, Киото — 1,5, Фукуока —
1,4, Кавасаки — 1,3, Хиросима — 1,1, Сайтама — 1,0,
Китакюсю — 1,0, Сендай — 1,0)2 и
только три из них (Киото, Саппоро и Сайтама,
последний был образован лишь в 2001 г. в результате
слияния трех городов: Урава, Омия и Кавагути) не
выходят на побережье Тихого океана.
Десять крупнейших городов страны расположены на
острове Хонсю, два на Кюсю, один на Хоккайдо, а на
Сикоку и в архипелаге Рюкю городов-миллионеров
нет. Самый крупный город на острове Сикоку —
Мацуяма (около 0,5 млн жителей), а в префектуре
Окинава (то есть в архипелаге Рюкю) — город Наха с
населением чуть больше 300 тыс. человек.
В городах-миллионерах проживают 27,3 млн человек,
что составляет 28% городского или 21,5% всего
населения страны. Вокруг крупнейших городов
страны сформировались три крупные городские
агломерации — Кэйхин (с центром в Токио, более 31
млн жителей), Хансин (Осака, 17,6 млн), Тюкё3
(Нагоя, 8,6 млн), вместе с расположенными между ними
городами и другими населенными пунктами
образовавшие единую урбанизированную систему —
крупнейший в мире мегалополис Токайдо, названный
так по аналогии с дорогой, с давних пор
связывающей его основные города — от Токио
(древнего Эдо) до Осаки. Общая численность
городского населения мегалополиса превышает 60
млн человек, почти половина населения страны.
За пределами мегалополиса сформировались еще
две весьма заметные городские агломерации —
Китакюсю—Фукуока на севере острова Кюсю (более 4
млн человек) и Саппоро—Отару на Хоккайдо (более 2
млн)4. Быстрым ростом населения
отличается региональный центр Сендай (на
северо-востоке Хонсю, при вступлении в XXI в.
пополнивший ряды городов-миллионеров.
Концентрация населения в городах продолжается,
но усиливается и субурбанизация, переселение
жителей крупных городских ядер в пригороды, что
приводит к растеканию агломераций. Хорошо
развитая система общественного транспорта в
Японии позволяет людям, проживая в сельской
местности (в более дешевом жилье и в лучших
экологических условиях), работать в городах.
В пределах всего Тихоокеанского пояса,
занимающего менее 2/5 территории страны,
сконцентрировано около 2/3 всего японского
населения. В префектуре Токио средняя плотность
населения превышает 5 тыс. чел/км2, в Осаке —
4,5 тыс. В большей части префектур центральной и
юго-западной Японии средняя плотность населения
составляет не менее 300 чел/км2, а на Хоккайдо
и в трех северных префектурах Хонсю — менее
100—150.
1 Другие относительно крупные
равнины — Цукуси и Миятаки (соответственно на
северо-западе и юго-востоке Кюсю), Этиго (на
северо-западном побережье Хонсю), а также долины
рек Исикари и Кусиро на Хоккайдо.
2 Подчеркнем еще раз, что данные о
численности населения даны по городам в
административных границах, а не в рамках
реальных агломераций. Оценочные данные о
людности крупнейших сгустков городского
населения в мире, среди которых много японских,
см.: Крупнейшие агломерации мира с населением
более 1 млн человек,
2002 г.//География, № 35, 37/2002.
3 Кэйхин означает «столичное
побережье». Название Хансин составлено из
иероглифов, входящих в название городов Осака и
Кобе. Тюкё означает «средняя столица» или
«между столицами».
4 Четыре из пяти городских
агломераций Японии входят в первую сотню
крупнейших мировых агломераций, причем Кэйхин
является мировым лидером, Хансин занимает 6-е
место, а Токай попадает в третью десятку.