Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №46/2002

Отрасль


Тихоокеанский промышленный пояс

и другие

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЯПОНСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

И.С. ТИХОЦКАЯ

На этом космическом снимке, сделанном коммерческим спутником IKONOS (см. о нем: «География», № 12, 14/2002), показана территория на западе острова Хонсю, близ города Токуяма. Хорошо видно, что прибрежная, обращенная к Внутреннему Японскому морю полоса буквально засижена портово-промышленными комплексами, транспортными и селитебными объектами. Струйки человеческой деятельности пытаются подниматься от уровня моря вверх по долинам небольших речек, но это им не так уж хорошо удается. Над густо заселенной («яблоку упасть негде») полосой побережья нависают лесные склоны малоосвоенных гор
На этом космическом снимке, сделанном коммерческим спутником IKONOS (см. о нем: «География», № 12, 14/2002), показана территория на западе острова Хонсю, близ города Токуяма. Хорошо видно, что прибрежная, обращенная к Внутреннему Японскому морю полоса буквально засижена портово-промышленными комплексами, транспортными и селитебными объектами. Струйки человеческой деятельности пытаются подниматься от уровня моря вверх по долинам небольших речек, но это им не так уж хорошо удается. Над густо заселенной («яблоку упасть негде») полосой побережья нависают лесные склоны малоосвоенных гор

Фото с сайта www.spaceimaging.co.jp

В Японии нет значительных запасов полезных ископаемых, и добывающая промышленность не имеет сколько-нибудь важного значения. Даже небольшая добыча немногих видов полезных ископаемых, которая велась в период высоких темпов экономического роста и которую предполагалось сохранить для снижения зависимости страны от импорта, постепенно сводится на нет. Последняя из действовавших угольных шахт, находившаяся недалеко от Кусиро на Хоккайдо,
в начале января 2002 г. закрылась, не выдержав международной конкуренции из-за высокой себестоимости добычи.
За счет собственной добычи нефти (менее 1 млн т в год) удовлетворяется не более 0,3% потребностей японской экономики. Немногим более Япония обеспечивает себя и природным газом — около 4%, добывая примерно 2,3 млрд м3. Нефтегазоносность в пределах Японских островов связана с рядом сравнительно небольших по площади впадин. Основным районом добычи нефти и природного газа является префектура Ниигата (западный фасад Хонсю), на которую приходится более 80% общей добычи как нефти, так и газа в стране, в том числе и с месторождений континентального шельфа.
На путь промышленного развития Япония вступила позже других развитых стран, лишь во второй половине XIX в., после реставрации Мэйдзи1. Быстрыми темпами развивалась текстильная и одновременно росла тяжелая промышленность, чему в немалой степени способствовало государство. В отличие от Америки, где средой деловых отношений стала свободная конкуренция, в Японии основной ценностью считалась не экономическая свобода, а патернализм, покровительство со стороны государства. В конце XIX в. государство активно организовывало на казенные средства предприятия и продавало их затем в частные руки. Так, в собственность компании «Мицубиси» был продан самый крупный в Японии судостроительный завод в Нагасаки, позже она же получила и золотые рудники на острове Садо (находящемся недалеко от Хонсю, близ города Ниигата), серебряные рудники Икуно (к северо-западу от Кобе), угольные шахты Хоккайдо. Торговый дом «Мицуи» получил текстильные фабрики и угольные шахты Миикэ (на западе острова Кюсю, в префектуре Кумамото) и пр. Обрабатывающая промышленность, ускоренное развитие которой на современной технической основе началось в Японии сразу после Второй мировой войны, без преувеличения, явилась «локомотивом» экономического развития этой страны. Именно благодаря ей были впервые в мире получены поистине феноменальные результаты — среднегодовые темпы роста японской промышленности в период 1955—1973 гг. превышали 10%. Постепенно структура японской промышленности дополнялась все более сложными и современными отраслями, прежде всего машиностроительными, ориентированными на экспорт.
В конце 60-х годов по объему промышленного производства страна вышла на второе место в мире после США, а теперь уже является не только одним из мировых промышленных лидеров, но и самой индустриализованной страной в мире: показатель условно чистой промышленной продукции2 на душу населения в США составляет менее 1/4 от уровня Японии. Таким образом, несмотря на то, что страна перешла уже на постиндустриальную стадию развития (на отрасли третичного сектора здесь приходится более 60% ВВП и более 60% занятых), обрабатывающая промышленность сохраняет свое значение, хотя ее доля и неуклонно снижается и составляет немногим более 20% ВВП. Это больше, чем в США, но уже близко к показателям Германии, Великобритании или Франции, где также наблюдается неуклонное снижение удельного веса промышленности в экономике и стремительный рост доли сектора услуг. Софтизацию3 экономики иногда ошибочно противопоставляют промышленному развитию, в действительности же дело обстоит иначе: софтизация обеспечивает качественный рост промышленности, а не заменяет ее.
В условиях глобализации мировой экономики в промышленных отраслях, ориентированных на потребление, стала расти доля зарубежного производства: многие японские фирмы стали выносить свои заводы в другие страны. В середине 80-х годов доля зарубежного производства составляла около 3%, а к концу XX в. превысила 10% — и заговорили было о выхолащивании японской промышленности. Вместе с тем не только наиболее современные интеллектоемкие отрасли с высокой долей добавленной стоимости активно развиваются в самой Японии (и более того, в самом ее центре — Токио), но и сохраняют свое значение предприятия таких «классических» отраслей, как автомобилестроение, металлургия, химическая промышленность. Произошедшее в 90-е годы снижение основных показателей развития промышленности — результат структурных изменений в экономике, совпавших по времени с общей неблагоприятной ситуацией в экономике. Так, за 1990—2000 гг. число предприятий сократилось на 22% — с 436 до 341 тыс., число занятых на 18% — с 11,2 до 9,2 млн человек, a объем продаж — с 340,8 до 300 трлн иен.

«Электронный город» в Токио близ железнодорожной станции Акихабара (к северу от Токийского вокзала) — известный на весь мир рынок компьютерной и электронной продукции, своего рода народный выставочный зал японского высокотехнологичного машиностроения. Летом, которое длится тут с апреля по ноябрь, компьютеры выставляют прямо на улице и тут же публике дают объяснения о свойствах того или иного товара, покупки же совершаются в магазинах
«Электронный город» в Токио близ железнодорожной станции Акихабара (к северу от Токийского вокзала) — известный на весь мир рынок компьютерной и электронной продукции, своего рода народный выставочный зал японского высокотехнологичного машиностроения. Летом, которое длится тут с апреля по ноябрь, компьютеры выставляют прямо на улице и тут же публике дают
объяснения о свойствах того или иного товара,
покупки же совершаются в магазинах

В послевоенный период ускоренно развивались такие базовые материалоемкие отрасли промышленности, как черная металлургия, химия и нефтехимия. Заводам этих отраслей требуется крупногабаритное оборудование, и они размещались на равнинных, доступных с моря участках в юго-восточной части Тихоокеанского побережья Хонсю и в северо-западной части Кюсю — там, куда из стран Юго-Восточной Азии, Северной и Южной Америки, Австралии и Океании поступало импортное сырье. Там же, в портах концентрировались и предприятия легкой, прежде всего текстильной, промышленности, ориентированные на экспорт.
По мере развития центральное место в обрабатывающей промышленности заняли машиностроительные отрасли, доля добавленной стоимости в продукции которых постоянно повышалась, — от производства простого оборудования и автомобилей к точному машиностроению, сложному станкостроению, электронике и т. д. Соответственно менялись и факторы размещения. На первое место выходил уже фактор экономии на транспортных издержках, предприятия тяготели к основным потребителям — крупным промышленным центрам, и размещались все на том же Тихоокеанском побережье. Ориентирующиеся на дешевую рабочую силу электротехнические предприятия иногда, правда, располагались во внутренних районах Хонсю — в таких городах, как Сува, Мацумото, Кофу, Такасаки, Нагано, Корияма, Ёнэдзава, Ямагата и др., но общей картины размещения промышленности по территории страны они не изменили.
Постепенно увеличивалась и экспортная ориентация японской промышленности, что также способствовало размещению предприятий в крупных портовых городах. В Тихоокеанском промышленном поясе на рубеже 60—70-х годов было сконцентрировано более 60% населения, более 65% ВВП и национального дохода и почти 70% промышленного производства. Подобная сверхконцентрация населения и производства имела серьезные негативные последствия: ухудшилась экологическая обстановка, ухудшились и условия для функционирования и развития самой промышленности (нехватка пресной воды и дефицит земли для промышленных площадок).
С середины 70-х годов в стране развернулась структурная перестройка промышленности — на первый план вышли высокотехнологичные, наукоемкие отрасли и производства4, размещение которых, в отличие от лидировавших до этого энерго- и материалоемких отраслей, не требует непременного приближения к портам ввоза сырья и энергоносителей. Теоретически это могло бы позволить их развитие во внутренних, периферийных по отношению к Тихоокеанскому поясу районах, тем более что удельные издержки их транспортировки невелики в силу высокой стоимости и сравнительно небольшого объема продукции. Однако локализация и этих предприятий стала тяготеть к Тихоокеанскому промышленному поясу, поскольку именно здесь сосредоточены основные информационные ресурсы, ведущие научно-исследовательские центры, наиболее квалифицированная рабочая сила.
Относительное сокращение доли вклада живого труда в экономический рост при быстром увеличении доли капитала и инноваций также снижало преимущества периферии (удаленной от основных «денежных мешков» и лежащей в стороне от магистральных путей распространения нововведений). К тому же, когда у промышленных корпораций появились широкие возможности выносить предприятия за рубеж, в страны с низкой стоимостью рабочей силы, привлекательность периферийных районов Японии для нового промышленного строительства стала еще меньше (преимуществ мало, а платить рабочим нужно по общеяпонским ставкам). Поэтому предприятия высокотехнологичных отраслей наследовали ту же модель размещения, что и их материалоемкие предшественники — в Тихоокеанском промышленном поясе. Лишь рассредоточение некоторых (далеко не самых инновационных) предприятий электронной промышленности по всей Японии — от Кюсю до южной части Хоккайдо косметически сглаживало общую тенденцию.
Примерно то же можно сказать и о факторах размещения высокотехнологичных услуг — информационных, образовательных, связанных с развитием ресурсов человека и т. д.: наиболее привлекательными для них, конечно же, являются крупные города. Превращение в 80-e годы Токио в один из мировых финансовых центров, разумеется, не способствовало ослаблению привлекательности центра, напротив, именно сюда устремились штаб-квартиры ведущих корпораций мира, что, в свою очередь, создает дополнительный спрос на различные виды услуг и объективно способствует дальнейшей концентрации здесь промышленности.

Токио. Здание штаб-квартиры компании «Фудзи-Телевижн» — образец нового архитектурно-промышленного дизайна
Токио.
Здание штаб-квартиры компании «Фудзи-Телевижн» —
образец нового архитектурно-промышленного дизайна

В Японии сложилось четко выраженное хозяйственное ядро из трех крупных индустриальных урбанизированных зон, в которых сосредоточена основная часть экономического и научного потенциала, высококвалифицированных кадров, а также представлена наиболее развитая производственная и социальная инфраструктура страны. Эти зоны (с северо-востока на юго-запад) суть: Кэйхин (с центром в Токио, на долю этого района приходится 22% промышленного производства страны), Тюкё (Нагоя, 16%), Хансин (Осака, 12%). Суммарная их доля составляет 50%.
Все остальные районы Японии обычно рассматривают как периферию, хотя поблизости от центра сформировалось еще пять заметных индустриальных районов: Китаканто (Северный Канто — префектуры Тотиги, Ибараки, Гумма, соседствующие с Токийской агломерацией с севера и дающие 9% промышленного производства Японии), Сэтоути (прибрежная полоса Внутреннего Японского моря в префектурах Окаяма, Хиросима, Ямагути, Кагава, Эхиме, 8%), Токай (на Тихоокеанском побережье, между Канто и Хансин, префектура Сидзуока, 6%), Хокурику (обращенный к побережью Японского моря, от города Ниигата до залива Вакаса, 4%), а также Китакюсю (Северный Кюсю — Фукуока, 3%). Последний еще в 50—70-е годы относился к высокоразвитым районам, но вследствие переориентации энергобаланса страны с каменного угля, запасы которого там имелись, на нефть и расширения географии импортных поставок сырья и топлива сдал свои позиции. В целом на восемь индустриальных районов (три ведущих и пять второстепенных) приходится 80% промышленного производства Японии5. Таким образом, несмотря на провозглашение правительством курса на более равномерное распределение экономических ресурсов по территории страны и все предпринимаемые попытки по деконцентрации промышленности, экономика остается территориально сверхсосредоточенной. Принято считать, что всерьез экономически освоено не более 1/3 площади Японии.


1 Реставрация Мэйдзи — события 1867—1868 гг. в Японии, когда была свергнута власть сёгунов, опиравшихся на военно-феодальное сословие, и страна возвратилась к правлению императоров (власть у которых была отобрана сёгунами в 1185 г.). Некоторые исследователи определяют реставрацию Мэйдзи как незавершенную буржуазную революцию, так как она открыла путь для реализации новых идей и социально-экономических преобразований, способствовавших ускоренному развитию страны.
2 Условно чистая продукция — стоимость произведенного продукта за вычетом стоимости сырья и полуфабрикатов, но, как правило, без вычета стоимости амортизации промышленного оборудования.
3 Софтизация — процесс возрастания роли нематериальных ресурсов в обеспечении общественного воспроизводства. Термин образован по аналогии с компьютерным делом, где software — программное обеспечение, а hardware — собственно машина, компьютер. Результативность работы на компьютере может быть повышена как за счет совершенствования самой машины, «железа», так и за счет более рациональных, изощренных, утонченных программ. Так же и в экономике — результативность может быть повышена не только за счет создания новых производственных мощностей («харда»), но и за счет труда множества людей, ничего непосредственно не производящих, но повышающих рациональность экономики («софт»). Говоря о софтизации экономики, имеют в виду прежде всего насыщение ее научно-техническими разработками, информацией, современными средствами связи, оптимизацию и оперативность управления, рост значения таких деловых услуг и систем, как консалтинг, инжиниринг, маркетинг. Термин софтизация сближается с термином сервисизация экономики. — Прим. ред.
4 Изменение структуры японской промышленности вследствие ее высокой ориентации на экспорт легко проследить по преобразованию структуры внешней торговли: до войны 60% экспорта приходилось на текстильные изделия, теперь же только 2%; доля же машиностроения, напротив, увеличилась с 3 до 72% (в том числе экспорт автомобилей — 16,5%).
5 На периферии образовалось семь более мелких промышленных очагов: к северу от Осаки, к востоку от Токио, вокруг города Сендай, на Хоккайдо с центром в Саппоро и три на Кюсю — вокруг городов Оита, Кумамото и Нобеока. В остальных районах промышленное производство развито слабо: на долю префектур Окинава и Коти приходится только по 0,2%, а на долю Аомори, Тоттори, Симане, Токусима, Миядзаки — менее 0,5% промышленного производства.