Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №46/2002

Отрасль


10 миллионов машин в год

Японское автомобилестроение

На сборочной линии нет рабочих. Автомобили создаются «хорошо обученными» роботами
На сборочной линии нет рабочих.
Автомобили создаются
«хорошо обученными» роботами

Фото из журнала «Ниппония»

Япония — один из признанных мировых лидеров в автомобилестроении. В стране насчитывается 11 (!) автомобильных компаний. Однако 9/10 производства сосредоточено лишь в пяти фирмах. Во всем мире хорошо известны названия крупнейших японских компаний: «Тоёта» (на долю которой приходится 35% выпускаемых японскими компаниями легковых автомобилей и 25% грузовиков и автобусов), «Ниссан» (около 15% и 10% соответственно), «Хонда» (около 15% легковых автомобилей), «Мицубиси» (около 10% и 15%), а также «Судзуки» (8,5 и 11), «Мазда» (8 и 5).
Первым японским предприятием по производству автомобилей стал завод, открытый в 1933 г., компанией «Ниссан». Однако по-настоящему автомобилестроение стало развиваться лишь после Второй мировой войны, и значительный импульс его развитию дало размещение в Японии американских специальных заказов в связи с войной в Корее. В 1936 г. в Японии было произведено 18 тыс., в 1950 г. — 32 тыс. автомобилей, а в 1960 г. — уже 760 тыс. (хотя и в 10 с лишним раз меньше, чем в США). В 1961 г. был перейден миллионный рубеж выпуска. Именно тогда автомобилестроение Японии вступило в фазу «бума» и стало приобретать все более выраженную экспортную направленность, а к середине 70-х годов страна заняла лидирующие позиции в мире и вплоть до 1990 г. неуклонно наращивала выпуск автомобилей (13,5 млн машин).
Японцы первыми начали выпускать экономичные малолитражные, потребляющие мало бензина автомобили, и это помогло отрасли пережить тяжелые времена, когда в 1973 и 1978 гг. произошли два «нефтяных шока», вызвавшие резкое подорожание бензина. В связи с ухудшением экономической ситуации в стране с начала 90-х годов и активным размещением заводов по сборке автомобилей за рубежом, в местах потребления, лидерство в отрасли с 1994 г. вновь перешло к США, а производство в Японии снизилось до уровня 10—11 млн автомобилей в год. Вместе с тем отрасль остается одной из ведущих в японской промышленности: на ее долю приходится более 10% суммарного промышленного производства.
В автомобилестроении занято более 5 млн японцев. От благополучия этой отрасли зависит положение целого ряда других отраслей, в частности резинотехнической, черной и цветной металлургии. 20% производимых в стране полупроводников, более 30% станков и половина роботов создаются в расчете на использование в автомобилестроении.

Логотипы крупнейших японских автомобилестроительных компаний
Логотипы крупнейших японских автомобилестроительных компаний

Японские автомобили отличаются высокой экологичностью, а вышедшие из употребления автомобили утилизируются, и рециклированию подлежит примерно 75% их массы.
Отличительной чертой деятельности японских автомобилестроительных концернов является четкая система взаимодействия между головными предприятиями и их субподрядчиками, число которых в общей сложности может составлять несколько сот тысяч (в отличие от нескольких тысяч у американских компаний). По существу, японская организация производственных связей представляет собой «пирамиду»: каждый из субподрядчиков имеет тысячи собственных поставщиков, размещающих заказы в свою очередь на еще более мелких предприятиях. Такая система обладает большей гибкостью и маневренностью. Японским производителям автомобилей для реализации новой идеи и выпуска новой модели автомобиля требуется всего 1—2 года.
Японское автомобилестроение вовлечено в процесс глобализации: отрасль все более стремительно выходит за национальные рамки. Даже несмотря на технологическое совершенство и широкое использование робототехники, японским заводам все труднее конкурировать с предприятиями в новых индустриальных странах, где уровень заработной платы несравненно ниже (а уровень оплаты труда в столь трудоемкой отрасли, как автомобилестроение, имеет принципиальное значение). Не способствует дальнейшему расцвету отрасли на японской территории и чрезвычайно высокая стоимость земли в Японии. Все чаще рентабельнее оказывается ввезти в Японию японский автомобиль, сделанный за рубежом, чем производить его в Японии. Крупная японская автомобильная компания «Хонда» более 10% своих продаваемых на японском рынке автомобилей ввозит из США!

Пусковая установка на космодроме в Утиноуре
Пусковая установка на космодроме в Утиноуре

Схема
Общепризнанно, что Япония добилась значительных успехов в развитии различных технологий, совершенствовании производственных процессов, повышении качества и надежности наукоемкой продукции, лидирует во многих отраслях промышленности. Однако столь же общеизвестно отставание Японии в фундаментальных научных исследованиях и основанных на применении их результатов в отраслях промышленности, к которым прежде всего относится космическая.
Вклад Японии в освоение космоса не может идти в сравнение с вкладом СССР или США. Однако и в этой области японцы себя все-таки проявили. Предприятия аэрокосмической промышленности сосредоточены в Токийской агломерации (здесь производятся искусственные спутники, средства космической связи). Центр космических исследований и космодром находятся близ города Утиноура в префектуре Кагосима на крайнем юге острова Кюсю (поближе к экватору)

Лидер автомобильной промышленности Японии «Тоёта» выпускает около 6 млн автомобилей в год и занимает среди автомобилестроительных корпораций мира третье место. Компания имеет 54 завода в 27 странах мира. Одним из главных факторов лидерства компании на мировом рынке является применяемая на всех без исключения ее заводах, включая и поставщиков, хорошо известная в мире ее фирменная производственная система, так называемый «тоётизм»1. Суть ее состоит в минимизации складских запасов, совершенствовании производственной деятельности и максимизации производительности, достигаемых за счет совершенствования потоков материалов внутри заводов компании. Эта система предполагает такую организацию производства, при которой вместо создания больших (и занимающих много драгоценной земли) складских запасов устанавливается порядок, при котором материалы идут непрерывным потоком, поступая точно в срок (just-in-time). Производственные процессы осуществляются «гладко», без каких-либо «накладок» или задержек, ежедневно, а если необходимо ежечасно, точно по графику в нужное место подвозятся требуемые материалы и комплектующие. Эту систему обычно еще называют «постфордистской», поскольку она появилась в условиях перехода от массового производства к диверсифицированному и индивидуализированному, когда для сборки практически каждого автомобиля требуются комплектующие особой спецификации.
Все 12 головных предприятий компании расположены в префектуре Айти, и главным образом в городе Тоёта2, или Тойота-Сити (в 25 км от города Нагоя) и его окрестностях, это и есть главный центр автомобилестроения в Японии. Здесь же производятся и электронные компоненты. Дочерние предприятия и филиалы «Тоёты» можно встретить по всей Японии, причем не только на главном острове, но и на Хоккайдо, Кюсю, Сикоку и даже на Окинаве.

И.С. ТИХОЦКАЯ

Публикация статьи произведена при поддержке автоцентра Vipton. В широкий спектр предложений автоцентра Vipton входит такая услуга, как покрытие автомобиля защитной пленкой. Высококачественная антигравийная пленка Venture Shield, большой опыт работы и профессионализм работников автоцентра, обеспечат надежную защиту Вашего автомобиля от царапин ветками деревьев или магазинных тележек, летящего гравия, дорожного мусора и других случайных ударов. Подробнее ознакомиться с предоставляемыми услугами и прочитать отзывы о работе автоцентра Vipton, можно по адресу http://www.vipton.ru/


1 См.: А.И. Громов. Тойотизм. Новая форма организации труда и производства//География, № 28/99, с. 3—4. — Прим. ред.
2 См.: Тойота-Сити — гнездо Тойотизма//География, № 28/99, с. 4. — Прим. ред.