Автомобильная странасо сверхсовременными поездами и
самолетами, ТРАНСПОРТ ЯПОНИИИ.С. ТИХОЦКАЯ
По грузоперевозкам (50% их общего количества)
и по перевозке пассажиров (70%) среди видов
транспорта в Японии с 70-х годов лидирует
автомобильный транспорт. У Японии одно из первых
мест в мире по плотности автодорожной сети (3 км
на 1 км2). Все города с населением более 500 тыс.
человек соединены сетью высокоскоростных
автомагистралей (первая появилась в 1963 г.). В 2001 г.
длина шоссейных дорог высшего класса в Японии
составляла почти 8 тыс. км, и их строительство
продолжается. Но число автомобилей очень велико,
поэтому показатели протяженности скоростных
дорог в расчете на один автомобиль здесь
существенно ниже, чем в других развитых странах
— 0,09 км против 0,45 в США, 0,30 во Франции, 0,26 в
Германии, 0,21 в Италии, 0,14 в Великобритании. Плата
за проезд по высокоскоростным автодорогам
весьма высока.
Японии прокладывались в соответствии с
миграционными потоками населения, и станции
стали своего рода центрами притяжения: возле
станций и крупнейшие универмаги, и закусочные на
любой вкус. К станциям тяготеют развлекательные
учреждения и культурные центры, гостиницы.
Сложная экономическая ситуация заставляет все
компании диверсифицировать свою деятельность.
Железнодорожные компании не стоят в стороне —
они всё активнее включаются в новые сферы
деятельности, предоставляя новые виды услуг,
включая косметические, массажные, турбизнес
(здесь можно заказать гостиницу в популярных
местах туризма и отдыха, купить билеты, например,
в пользующийся необыкновенной популярностью в
Японии токийский Диснейленд) и информационный
бизнес.
Поистине всемирную известность получили
японские сверхскоростные суперэкспрессы
железнодорожной системы Синкансэн (что
означает «линии новой колеи»). Первая линия
Синкансэн, между Токио и Осакой (553 км), была
пущена накануне токийской Олимпиады 1964 г. В
настоящее время эта система пронизывает всю
Японию: на поездах, развивающих скорость более 200
км/час, можно менее чем за 5 часов добраться из
Токио до Фукуоки на севере Кюсю или еще быстрее
до севера Хонсю. Общая протяженность линий
Синкансэн — более 2 тыс. км. Поездка на
сверхскоростном поезде, конечно, обходится
дороже, чем на обычных поездах, но и уровень
комфорта здесь неизмеримо выше. Откидывающиеся
кресла удобнее, чем в самолете, они
поворачиваются на 180°. На конечной станции в
каждый вагон входят специальные служащие,
которые убирают мусор, поворачивают кресла так,
чтобы они все были по ходу поезда (при желании
пассажиры всегда могут их повернуть так, как
удобно им). Между вагонами есть туалеты
(обязательно и японского, и европейского типа) и
умывальники, мусоросборники, телефоны-автоматы.
В середине состава — вагон-ресторан. Туда-сюда по
составу проходят служащие с тележками, предлагая
горячие и холодные напитки, сладости, дорожные
коробки с набором еды «о-бэнто», а также сувениры
— на память о каком-либо регионе или о поездке по
линии Синкансэн. Конечно, все это продается с
довольно существенной наценкой, и бережливые
японцы предпочитают покупать «о-бэнто» и напитки
на станции отправления. Все же находятся и такие,
кто делает покупки в поезде. Над дверью по ходу
поезда бегущей строкой дается информация о
предполагаемых остановках, времени в пути,
стоянках (не превышающих 1—2 минуты), а также
новости дня со ссылкой на информационные
агентства или газеты. Периодически проходят и
контролеры, хотя вся система устроена таким
образом, что безбилетный проезд исключен2.
Первая «железнодорожная революция»
произошла во второй половине XIX в. — появление
паровоза, вторая связана с Синкансэн. Похоже, в
скором времени возможна уже третья — именно так
специалисты оценивают появление в Японии пока
экспериментального вагона «Маглев», работающего
по принципу магнитной левитации. Такой вагон,
разогнавшись за 130 секунд до скорости 130 км/час,
отрывается от рельсов и далее силой магнитного
отталкивания удерживается в воздухе на
небольшой высоте от поверхности. Благодаря
отсутствию трения и мощному двигателю «Маглев»
достигает самой высокой в мире скорости — 550
км/час (в 1990 г. во Франции была достигнута
скорость 515 км/час). Пока проложена лишь
экспериментальная трасса у подножия горы Фудзи в
префектуре Яманаси длиной около 20 км. Если такой
линией удастся соединить Токио и Осаку — с
древности именно между этими городами проходила
основная магистраль страны, — то пассажиры будут
затрачивать на дорогу не три часа, как сейчас на
Синкансэн, а только час. Пока же ведутся расчеты
экономической рентабельности нового чуда
техники. Трудно прогнозировать, как долго новый
поезд в случае его появления сможет привлекать
пассажиров — ведь билет на него будет стоить еще
дороже, чем на уже привычный комфортабельный
Синкансэн.
Удельный вес авиаперевозок невелик (примерно 5% пассажиров и 0,2% грузов), но объем их постоянно увеличивается. Рост международных авиаперевозок — следствие активного развития в Японии международного туризма, начавшегося с конца 80-х годов. Наиболее крупные аэропорты — Нарита и Ханэда в Токио, Кансай в Осаке, Ситосэ в Саппоро. Особое значение для страны, разбросанной на многих островах, имеют аэропорты, расположенные в Фукуоке (на Кюсю) и Наха (на Окинаве). Роль линий Синкансэн постоянно возрастает в поездках на короткие и средние расстояния, а в дальних перевозках растет роль авиатранспорта — самолеты вылетают из японских аэропортов чаще, чем у нас отходят электрички со столичных вокзалов. Однажды по приглашению одного из университетов я должна была лететь в Саппоро, и мне оттуда прислали авиабилет — без даты и номера рейса. Прибыв в токийский аэропорт Ханэда, я просто подошла к регистрационной стойке и меня спросили, каким рейсом и какой авиакомпании я хотела бы лететь. Регистрация не заняла и пяти минут!
В настоящее время все четыре главных острова Японии не только покрыты густой сетью автомобильных и железных дорог, но и соединены между собой мостами и тоннелями, и таким образом действительно создано единое географическое пространство. В 80—90-х годах реализованы грандиозные проекты: серия мостов соединила острова Хонсю и Сикоку в трех местах. В центральной части Внутреннего Японского моря сооружено шесть последовательно соединенных мостов Сэто-Охаси («Большой мост через Внутреннее Японское море»). Магистраль идет по мостам и «сцепленным» ими пяти небольшим островкам, лежащим в этом месте между Хонсю (от города Курасики) и Сикоку (до города Сакаиде). Сэто-Охаси — полимагистраль: в верхнем уровне по мостам движутся автомобили, в нижнем — поезда, причем и поезда Синкансэн. В западной части моря прошла магистраль, связавшая через цепочку островов города Ономити (на Хонсю) и Имабари (на Сикоку). На этой магистрали, в частности, построен самый большой в мире вантовый мост — мост Татара с пролетом 890 м. На востоке Внутреннего Японского моря высится самый длинный в мире (3911 м) висячий мост. Это мост Акаси-Кайкё между островами Хонсю и Авадзи, часть автотрассы, пересекающей море между Кобе (на Хонсю) и Наруто (на Сикоку) через проливы Акаси, Наруто и остров Авадзи. Часть той же трассы, мост Онаруто между Авадзи и Сикоку — тоже своеобразный рекордсмен. Высота его опор — около 300 м — это высота Токийской телебашни!
Между островами Хонсю и Хоккайдо проложен тоннель Сэйкан. Он строился с 1946 г., когда начались подготовительные работы, по 1983 г. (год открытия), то есть почти 40 лет. Пробный тоннель длиной 23,3 км был построен в 1964 г. Активное строительство возобновилось только в 1972 г., и лишь спустя десятилетие было завершено строительство тоннеля общей длиной 53,85 км (подводная часть — 22,5 км). Он проходит на глубине 240 м под уровнем моря и в 100 м ниже уровня дна под проливом Цугару. Высота тоннеля — 7,9 м, ширина — 9,8 м. В тоннеле проложены две железнодорожные колеи. 1 На каждой станции в нескольких
местах крупными буквами (дублирующими иероглифы)
написаны названия. Как правило, есть и схема
местных линий, иногда указано время в пути между
станциями, машинисты постоянно информируют
пассажиров не только о маршруте следования и
станциях, но и о том, где следует пересесть на
экспресс или другой поезд, чтобы быстрее
добраться до конечного или пересадочного пункта. Спонсор публикации статьи – интернет-магазин «Мастер-дом». Являясь официальным представителем предприятий-изготовителей массажного оборудования, компания предлагает широкий спектр массажной продукции, как для дома, так для фитнес-центров и медицинских кабинетов. В ассортименте представлены профессиональные массажные столы для остеопатов, складные массажные столы и оборудованные электроприводом, для проведения лимфодренажа, физиотерапевтических процедур, всех видов массажа, акупунктуры, процедур SPA, так же в наличии массажные кресла, различные массажеры, спортивные тренажеры и пр. |