Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №47/2002
Я иду на урок

Поиск и анализ геодемографической информации

Самостоятельная работа для 8-го класса

Л.М. ФЕДОСЕЕВА
учитель гимназии № 524
г. Санкт-Петербург

Фото А. Горюнова из серии "Деревенские портреты"
Фото А. Горюнова из серии
"Деревенские портреты"

Приведу пример работ, для выполнения которых я направляю учащихся к самостоятельному поиску источников географической информации. Эта работа занимает много времени, но повышает интерес к предмету, вырабатывает у учащихся общеучебные умения и навыки. Работа носит опережающий характер, она не может быть выполнена к следующему уроку, а требует подготовки в течение одной—трех недель. Во втором полугодии при изучении темы «Население России» мы организуем два социологических опроса. Школьники опрашивают своих родителей и родных по следующим темам.

1. Число детей в семьях моих родословных ветвей

Работа оформляется в виде таблицы:

Линия мамы (папы) Число детей
Прапрабабушки  
Прабабушки  
Бабушка  
Мама  
Прогноз для моей будущей семьи  

Составляется график изменения количества детей в семьях.
Делаются выводы.

2. Миграции в семьях моих родных

Составляется таблица:

Родственники (кого знаю) Район проживания Откуда приехали Причины переезда
Прапрабабушки      
Прапрадедушки      
Прабабушки      
Прадедушки      
Бабушки      
Дедушки      
Мама      
Папа      

Мои планы

Где живу
Куда планирую переехать (если планирую)
Зачем
Делаются выводы о причинах миграций.

В Японии считается, если человек не знает свою родословную до девятого колена, то он растет сиротой. Что же тогда сказать о россиянах? Реформы в России идут второе десятилетие. Вокруг столько негативной информации, что человек часто не видит положительного. На последнем уроке в 8-м классе даю летнее задание: «Что хорошего произошло в моей семье, в доме, на улице, в городе за лето. Благодаря каким причинам произошло это событие». На первом уроке в 9-м классе идет открытый, доверительный разговор на предложенную тему. Жизнь страны фокусируется в жизни семьи. Такой урок настраивает учащихся на изучение экономической географии своей страны, на необходимость стать образованным и воспитанным человеком.