Сохранить в географии романтику
|
Джон Уильм Уотерхаус
Судьба. 1900
|
Статья С.В. Рогачева «Как сформулировать
удовлетворительный стандарт географического
образования» («География», № 41/2002) не может
оставить равнодушным ни одного
профессионала-географа, ни одного любящего
географию.
Интеллектуально мощный авторский анализ
состояния географического образования и его
перспектив, на мой взгляд, содержателен и точен. Я
сторонник позиции С.В. Рогачева относительно
сути («знать карту»), роли, места, структуры,
направлений совершенствования географического
образования.
Хочу подчеркнуть присутствующую в статье, но, по
моему мнению, не очень четко высказанную
авторскую мысль.
Да, адмирал Николай Николаевич Зубов,
высказывание которого приводится в статье, прав,
что в 20 лет бывают гениальные математики и
физики, но не бывает гениальных географов — их
формирует время. Однако смею утверждать, что в
колыбель появившегося на свет младенца природа
наряду с поэтическими, музыкальными, актерскими,
математическими, медицинскими, техническими и
прочими призваниями закладывает и неподдельное
любопытство к земному пространству, в котором
предстоит жить. Этот дар — назовем его
«географическим романтизмом» — надо не дать
затоптать сухими прагматическими умствованиями,
чужими научными, а подчас и псевдонаучными
схемами, привнесенными из других областей знаний
анализами и синтезами. Поддержание и развитие в
общеобразовательной школе «географического
романтизма» поможет в дальнейшем сформировать и
широко образованного специалиста
(«информированного реалиста», по
С.В. Рогачеву), и, что не менее важно, духовно
наполненного человека, которому на всем
протяжении его жизни будет интересно узнавать,
что «там, за поворотом».
Е.Н. КОЛОСОВ,
канд. геогр. наук, доцент кафедры
экономической и политической географии
Российского университета Дружбы народов
г. Москва
|