Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №48/2002

Рецензия


Словарей никогда не бывает много

Словарь-справочник составлен в соответствии с обязательным минимумом содержания образования, базовыми и надбазовыми требованиями к уровню подготовки выпускников школы по экологии и географии.
Словарь содержит около 550 терминов и понятий по географии, экологии, смежным учебным дисциплинам — биологии, химии, физике, ОБЖ, без которых сегодня невозможно осмыслить «плюсы» и «минусы» взаимосвязи, взаимозависимости, взаимодействия человека с окружающей средой.
«Окружающая среда» — сквозное, ключевое понятие современного школьного географического образования от 6-го до 10-го классов. Это понятие можно считать не только основой географической компетентности, но и «человекоформирующим», независимо от будущей профориентации. Отношения человека, человечества с окружающей средой сегодня на нашей планете вошли в свой «час пик». Географическое и экологическое образование призвано помочь учащимся сформировать на основе достоверной информации представление об окружающей человека среде на местном, региональном, государственном уровнях.
Эколого-географические термины и понятия словаря, связанные с окружающей средой, расположенные в алфавитном порядке, привлекают внимание и повышают интерес старшеклассников к географии. При всей четкости, точности и научности представления терминов и понятий их «алгоритмическая» сущность проникает не только в мысли, но и в чувства читателя. Ненавязчиво возникают волнующие, удивляющие вопросы: неужели, как, почему, где, а что будет?.. На мой взгляд, в каждой семье неплохо иметь данное издание, так как оно обладает научно-популярной доступностью, адаптированностью к возможностям восприятия старших школьников.
Словарь-справочник помогает ориентироваться в системе «человек—природа—хозяйство—окружающая среда», содействует накоплению актуальных знаний. Он учит воспринимать окружающую среду как живой организм, который уже сегодня взывает о помощи.
Издание насыщено различной количественной информацией, представленной в динамике, содержащейся как в текстах статей, так и в отдельных таблицах. Эколого-географические данные могут быть успешно использованы для углубленного освоения материала всех школьных курсов (6—11-й классы). Содержание словаря-справочника поможет учащимся выбрать и темы для исследовательских проектов.
В конце словаря есть именной и предметный указатели, большой список использованной литературы.
Экологический словарь-справочник нужен для школьной библиотеки, его с одобрением встретят учащиеся, а также учителя географии и смежных дисциплин.

М.В. СМИРНОВА,
методист по географии
методического центра
Северного адм. округа,
Заслуженный учитель РФ
г. Москва

Л.Л. Розанов. Экология—География: Словарь-справочник. 9—11 классы. — М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2002. — 88 с. — (Школьная библиотечка).