Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №48/2002
Проблемная ситуация

Международное географическое соревнование школьников
в Южно-Африканской Республике

Продолжение.
См. № 42 и 44/2002

ТРЕТИЙ ТУР

РЕШЕНИЕ ПРИКЛАДНЫХ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ЗАДАЧ

Южный Дурбан:
подверженность риску и планы изменения существующего положения

Время выполнения: 2,5 часа.
В ходе выполнения задания разрешается использовать выданные карты и аэрофотоснимки. Ответы на вопросы должны содержать общие идеи, объяснения, доводы.

 Формулировка задачи

Как географам, вам поручили разработать проект, требующий изучения экологического риска в селитебных (жилых) районах Южного Дурбана и подбора подходящих методов решения проблемы в случае прекращения работы Дурбанского международного аэропорта и строительства аэропорта на новом месте, в 40 км к северу от Дурбана (аэропорт Ла-Мерси). Задание состоит из двух основных пунктов:
1. Оценка риска, характеризующая современную ситуацию в округах Южного Дурбана.
2. Разработка наиболее подходящих путей решения проблемы загрязнения воздуха в Южном Дурбане после прекращения функционирования нынешнего аэропорта.

 Часть 1.
Исследование сложившейся ситуации

Ситуация в Южном Дурбане

Один из путей поддержания стабильных условий окружающей среды в городах — увеличение уровня благосостояния населения в городских округах, особенно в тех, которые могут стать маргинальными по экономическим, социальным причинам и вследствие неблагоприятной экологической ситуации.
Один из элементов этой работы — изучение уровней риска, которому подвергается население. Риск может быть постоянным (например, медленное, малозаметное ухудшение состояния здоровья детей в связи с длительным воздействием токсичных химических веществ, выбрасываемых в атмосферу) или внезапным (например, быстро возникшая неожиданная опасность пожара, вызванного аварией на промышленном предприятии). В Южно-Дурбанском промышленном узле население подвергается значительному постоянному риску.
Южно-Дурбанский промышленный узел расположен в пределах муниципального округа Этхеквини. Он лежит к югу от центрального делового района города, недалеко от побережья океана. В основном земля здесь используется под селитьбу (жилую застройку), а также под природные парки, промышленные площадки и аэропорт. Промышленный район протянулся от Умбогинтвини на юге до Дурбанского порта на севере; его приблизительная ширина составляет пять километров. Это один из важнейших индустриальных центров страны. Ключевыми отраслями в нем являются пищевая, текстильная, швейная, целлюлозно-бумажная, нефтеперерабатывающая и нефтехимическая промышленность, сборка автомобилей.
Дурбан — крупнейший центр производства бензина и других нефтепродуктов, есть планы дальнейшего развития здесь нефтехимической промышленности. Однако люди, проживающие на этой территории, не желают расширения промышленного производства, так как они уже сильно страдают от загрязнения окружающей среды.
Южный Дурбан был местом долгой и изнурительной борьбы против неконтролируемого городского развития и ухудшения состояния окружающей среды. В годы апартеида «цветным»*, индийцам и африканцам приходилось селиться близ промышленных зон. Предприятия таким образом получали рабочую силу «под боком», а лучшие в экологическом отношении кварталы (вдали от промзон) доставались белым. Этот порядок поддерживался на основе Акта о групповой территориальной сегрегации (1951 г.).
В прошлом решения принимались без учета влияния тяжелой промышленности на окружающую среду, на состояние здоровья и качество жизни людей. В результате Южный Дурбан представляет собой классический пример воплощения в жизнь расистских взглядов.
В настоящее время «цветное» население Вентворта, населенные индийцами округа Меребанк, Меревент, а также Исипинго, Умлази, где доминируют африканцы, и белые общины в Блаффе расположены очень близко к промышленным зонам и аэропорту. Население здесь дышит загрязненным воздухом, страдает от шумового загрязнения и живет в постоянном страхе, ожидая аварий на заводах и утечек химических веществ.
Для того чтобы выполнить задания, вам необходимо будет использовать имеющуюся информацию для проведения оценки рисков по текущим данным в Вентворте. Перед тем как вы придете к какому-либо заключению по поводу экологического риска для жителей округов промышленного района, вам следует ответить на приведенные ниже вопросы.
Для ответа используйте карту Дурбана масштаба 1:50 000.
1. Как называется крупнейшая промышленная зона, показанная на карте? Приведите четыре обоснования, почему она расположена здесь.
2. Найдите Вентворт и опишите виды экономической деятельности, характерные для него.
3. Изучите горизонтали на карте и опишите рельеф промышленного района.
4. Каким образом особенности рельефа территории увеличивают уровни риска для населения?
Ответьте на следующие вопросы, используя аэрофотоснимки и карту:
5. Определите месторасположение завода в Монди. Опишите виды использования земли около завода.
6. Определите расстояние (в километрах) от завода в Монди до начальной школы в Вентворте. Воспользуйтесь картой для нахождения школы на аэрофотоснимке. Какой вывод можно сделать при ответе на этот вопрос?
7. Сколько школ вы видите на фотографии? Что ваши наблюдения дают для оценки экологического риска, учитывая тот факт, что на снимке видно большое количество промышленных предприятий?
8. Опишите виды использования земель, окружающих аэропорт.
9. Объясните, почему дороги в пригороде Меревент извилистые.
10. Почему река Млази была превращена в канал в месте ее впадения в океан?
11. Опишите растительность на песчаных дюнах к востоку от Меревента. Используйте карту для нахождения Меревента на аэрофотоснимке.
Ответы на поставленные выше вопросы дадут вам возможность получить информацию, необходимую для формулирования выводов об уровнях риска, с которым сталкивается население, и степени экологической безопасности в этой местности.
12. Чем могут быть полезны карты и аэрофотоснимки для понимания экологических конфликтов и проблем в Южном Дурбане?
13. Каким видам риска подвержено население в изучаемом районе?

 Часть 2.
Решение практической задачи

В 1996 г. органы местного самоуправления Дурбана признали, что загрязнение, вызванное сосредоточением промышленных предприятий, отрицательно повлияло на жизнь людей. Было принято решение организовать Стратегический исследовательский центр по окружающей среде для получения большей информации об экологических проблемах территории и оценки трех вариантов размещения нового аэропорта.
Прочтите заключение Стратегического исследовательского центра по окружающей среде, обращая особое внимание на планируемое использование освободившейся из-под аэропорта земли.

Заключение Стратегического исследовательского центра

В 90-х годах правительство провинции Квазулу-Наталь приняло решение о переносе аэропорта с его нынешнего места на 40 км к северу от Дурбана, в район Умдлоти. В настоящее время аэропорт занимает большую площадь, и его перемещение даст возможность использовать освободившиеся 420 гектаров земли для дальнейшего развития территории. Для того чтобы сделать ЮАР более конкурентоспособной в мире, Министерство по торговле и промышленности предполагает использовать это место для развития центра нефтехимической промышленности. Развитие нефтехимии позволит создать 40 500 новых рабочих мест к 2020 году. Это также позволит к 2020 году получить прибыль в размере 11,7—14,4 млрд рандов (в ценах 1998 года). В пользу плана дальнейшего развития промышленности в этом районе говорит то, что в Южном Дурбане уже расположены нефтеперерабатывающие заводы, поблизости находится порт и широко представлены нефтехимические производства. Другой предложенный вариант касается создания второго порта ввиду того, что гавань Дурбана слишком загружена и это вызывает задержки в проходе судов. Последний вариант заключается в развитии легкой промышленности и жилищного строительства. Он был предложен населением данного района.

Используя данные, полученные в результате выполнения первой части задания, и заключение Стратегического исследовательского центра по окружающей среде для территории Южного Дурбана, а также свои полевые наблюдения, решите, какой из предложенных выше вариантов является наиболее подходящим. Ответ обоснуйте.

Перевод Н.В. Мазеина


* «Цветными» в ЮАР называют метисов — потомков от смешанных браков европейцев и африканцев. — Прим. ред.