Попробуем разобраться спокойно
К.С.ЛАЗАРЕВИЧ
кандидат географических наук
Проект стандарта опубликован, мнения высказаны*. Высказаны резко, порой с
неизбежными в таких случаях полемическими
перехлестами. И если не вчитываться очень
внимательно, то только резкий тон, только эти
перехлесты в памяти и останутся. Останется вот
что.
— Проект никуда не годен, потому что география —
это собрание фактов, а законов у нее никаких нет.
Нужно изучать не геосферы и комплексы, а только
карту.
— Отрицать существование географических
законов — это географический нигилизм, никто не
отведет учебное время на такую — только
информационную, а не научную — географию.
Где же истина?
Никто не стал бы говорить о необходимости
изменений в обучении географии, если бы не один
печальный факт: школьники знают этот предмет
плохо. Можно говорить о призерах международных
географических олимпиад, об успехах (и нередко
больших успехах) отдельных учителей, но трудно
спорить с тем, что школьники не умеют показать на
карте Боливию или Памир, не знают, в каком порядке
идут с запада на восток три крупнейшие сибирские
реки. В телевикторинах (вроде «Кто хочет стать
миллионером?») вопрос по географии — как правило,
вопрос на засыпку.
Основная беда всех действующих программ и
предлагаемых стандартов образования состоит в
том, что не определен тот перечень
географических объектов, которые ученик должен
знать, уметь показать по карте, без карты
ответить, как они пространственно соотносятся
между собой. Я вижу новый учебник для 6-го класса и
с недоумением спрашиваю, знают ли ученики океаны,
о которых в нем говорится как об уже известных, а
мне отвечают, что они должны знать это еще в
начальной школе, из курса природоведения. Но это
нигде, ни в какой программе, ни в какой инструкции
не оговорено. Если учитель не объяснит ученикам,
что такое гидросфера, с него строго взыщут,
потому что гидросфера в программе есть. Но нет
там взаимного расположения материков и океанов,
нигде не сказано, что ученик должен знать:
западный берег Америки — это восточный берег
Тихого океана.
Так что же, знать карту — и ничего больше? А где же
закономерности, взаимосвязи? Никто не собирается
ограничивать школьную математику четырьмя
действиями арифметики. Но человеку, убежденному,
что дважды два — семь, квадратные уравнения ни к
чему. Так и в географии. Закономерности,
взаимосвязи нужны. Прочитайте статьи
С.В. Рогачева о Дунае,
о Роне, о подмосковных столицах, о Великом Устюге
и убедитесь в том, что этот, казалось бы, ярый
противник географических законов отнюдь ими не
брезгует. Но пока в сознании ученика не
разместились в пространстве материки и океаны,
литосфера и гидросфера — пустой звук.
Еще одна беда: несогласованность программы по
географии с программами по другим предметам, в
первую очередь по физике. Нельзя говорить об
атмосферном давлении, пока не введены понятия
давления вообще и плотности. 760 миллиметров
ртутного столба — это абракадабра для
шестиклассника, который еще не начинал изучать
физику. Он не знает, что плотность ртути равна 13,6
г/см3, но если вдруг и знает, ему от этого не
легче, потому что понятия не имеет, в чем
измеряется давление.
Мы начинаем строить дом с крыши. О какой миграции
между экономическими районами России может идти
речь, если ученик не знает, где Поволжье? Мне
ответят: любой учитель географии должен научить
этому школьников. Может быть, и должен, но это
нигде не зафиксировано официально,
следовательно, никто за это с учителя не спросит.
Я уже писал однажды, что хорошо бы ввести
географию в начальной школе. Это не взято с
потолка:
в 30—40-х годах ее изучали в третьем и четвертом
классах. От курса 3-го класса ничего в памяти не
осталось, кроме компаса, но в 4-м изучали
географию СССР по природным зонам, отнюдь при
этом не
ограничиваясь природой. Курс был насыщенный,
довольно трудный, но очень интересный. Предвижу
возмущение: школьники и так перегружены. Не стану
даже покушаться на всякие ОБЖ, просто напомню,
что многие географические темы изучаются в курсе
природоведения. Выделить их, сделать единый курс
географии от 3-го до 11-го класса (хотелось бы,
чтобы это был 11-й, а не 10-й и тем более не 9-й),
составить для него общую программу. Такую, чтобы,
окончив школу, ученик:
— знал карту;
— умел пользоваться картой, мог извлечь из карты
и комплекта карт (атласа) максимум информации;
— знал взаимоотношения между компонентами
природы, между природой и производством,
природой и человеком, между отраслями
производства.
Но что касается последнего из этих трех пунктов,
он обязательно должен базироваться на знании
карты и на умении получить из нее информацию.
Географические закономерности нужно вводить
постепенно, основываясь на территориях, которые
изучаются. Если взять, например, уже упомянутое
изучение России по природным зонам, то,
рассказывая о тундре, можно дать понятие о
полярном дне и полярной ночи, о белых ночах.
Рассказать о том, что тундра протягивается вдоль
северного побережья, тем самым вводя понятие о
зонах. А потом уже перейти к тайге и рассказать,
что тайга не всюду одинакова. И хозяйство в тайге
не такое, как в тундре.
И вот здесь главный упрек программам и проекту
стандарта. При ничтожно малом базовом запасе
географических знаний сразу, на пустом месте,
дается общее землеведение. Для того и
предполагается ввести курс общей географии,
чтобы сделать обобщение на основе уже имеющихся
знаний. Общая география должна быть такой, как о
ней сказано в предисловии к вышедшему год назад
пробному учебнику, но не такой, какая
представлена в самом учебнике. Здесь можно даже
(впрочем, предварительно серьезно подумав)
ввести понятие географической оболочки, но не
раньше.
Хорошо, ответят мне, будем строить дом с
фундамента. А что делать ученику, который уйдет
из школы после 9-го класса? У него, как во
французской песенке, останется домик без крыши?
Одни факты и никаких закономерностей? Нет,
закономерности нужно вводить по ходу изучения
географии, иначе этот набор фактов школьники
просто не запомнят.
Но еще и еще раз — сначала факты, а уже на их
основе закономерности.
Так, может быть, не поздно, коллеги? Пересмотрим
программы, построим новый стандарт, в котором
четко укажем, что же должен знать ученик. И так,
чтобы ничто не подразумевалось само собой, чтобы
все было написано черным по белому. Чтобы каждый
учитель знал, чему учить, что спрашивать. Чтобы
ученик умел нанести на контурную карту Гималаи и
подписать Енисей; чтобы мог на экзамене,
пользуясь атласом, подробно рассказать о любой
территории; чтобы знал, что нет на Балтийском
щите месторождений нефти и не должно быть, а
Норвегия добывает ее в осадочных породах шельфа.
Если же он сумеет рассказать об отрицательном
естественном приросте населения Венгрии, но
будет искать эту страну где-то на берегу моря, то
ему не место среди знающих географию.
* Проект образовательного
стандарта... //География, № 33, 34/2002; С.В. Рогачев.
Как сформулировать удовлетворительный
стандарт...//География, № 41/2002;
В.П. Максаковский. Открытое
письмо...//География, № 47/2002. |