Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №2/2003

Корреспонденция


E pluribus unum
(Единство в многообразии)

Мы разрабатываем программу по экологии и географии для Татарстана и стремимся к тому, чтобы региональные методические находки укрепляли единство нашей страны. Сильные регионы — сильная Россия. Если в России каждый народ и его традиции, опыты воспитания и обучения не развиваются, то Россия ослабеет. Пусть каждый народ развивает, возобновляет свои народные традиции — от этого выигрывает наше государство.

З.А. Хусаинов
канд. пед. наук,
учитель-исследователь
татарской гимназии № 4 г. Казани

Принципы создания программ
по экологии и географии
Татарстана

Старинный герб города Казани, утвержденный в 1781 г.
Старинный герб
города Казани,
утвержденный в 1781 г.

Отбор компонентов содержания образования — спектр знаний, которыми овладевают учащиеся в процессе изучения природоведения, экологии и региональной географии, а также соответствие этих знаний разнообразным интересам и способностям школьников национальной школы — стал интересовать учителей в большей мере, чем преподавание школьных предметов ради них самих.
При составлении программ по экологии и географии Татарстана изучался совместный труд десяти видных географов, членов Комиссии по географическому образованию при Международном географическом союзе, использовался разнообразный зарубежный опыт. Вот хороший пример, которому не грех и последовать.
В программе «Региональная география мира», используемой в Великобритании, на первом году обучения изучается местный район как своего рода природная лаборатория, в которой школьники учатся наблюдать, вести записи наблюдений и описывать ландшафты, сопровождая это объяснениями. В большинстве случаев дается общая описательная характеристика и той страны, гражданами которой являются учащиеся.
На втором году изучаются отдаленные континенты: учителя считают, что, хотя они и не представляют непосредственного практического интереса для учащихся, они легче для изучения. А на третьем и четвертом году анализируются наиболее густонаселенные районы и изучаются проблемы использования ресурсов. На последнем году подробно изучается родная страна в сочетании с повторением региональной географии мира.
При таком подходе в английских школах учебный курс выглядит следующим образом:
1 год: Местный район и Британские острова.
2 год: Южные континенты — Африка, Австралия и Южная Америка.
3 год: Северная Америка и Азия.
4 год: Британские острова и повторение географии мира.
Мнение учащихся и учителей таково: курс географии должен в большей мере отвечать потребностям и интересам национальной школы и усвоение сведений о физической и экономической географии своего региона и родной страны должно предшествовать изучению зарубежной географии. Это в Англии привело к разработке концентрической программы. Такая программа предусматривает изучение вначале местного района, а затем отдельных регионов в пределах данного материка, а затем и в других частях мира.
Такая разработка соответствует и нашим принципам: от близкого к далекому, неизвестному, от родного порога — к другим странам. Продолжая данную мысль, придем к такой формуле: «От освоения национальной культуры — к культуре народов совместного проживания, затем к мировой культуре».
Один из принципов концепции развития татарского просвещения и татарской национальной школы — приобщение подрастающего поколения к национальной культуре, обычаям и традициям своего народа, его духовным и нравственно-этическим ценностям. Разработанные нами программы имеют соответствующую структуру и — основываясь на народных знаниях о природе — способствуют формированию у учащихся экологической культуры.

КАКИЕ уроки можно извлечь из этого материала при построении
учебного процесса

Отметим наиболее сильные стороны тех принципов построения учебного курса, которые изложены в статье З.А. Хусаинова:
1. Преподаем не ради того, чтобы создать специалиста, а ради того, чтобы дать знания и умения, важные для молодого человека, для гражданина России, для представителя своего народа. То есть наши цели:
— выпустить не будущего географа, а образованного и развитого юношу,
— преподать ученикам не науку географию, а дать те тщательно отобранные географические знания, которые реально нужны для полноценной жизни в современном мире.
2. При структурировании материала не нужно идти слепо по правилам внутренней логики науки. Правильнее разворачивать материал, следуя внутренним духовным и интеллектуальным запросам учащегося, логике нормального человеческого познания.
3. География в школе должна быть максимально конкретной: тех малосодержательных абстракций, которыми наполнен курс 6-го класса, не нужно; во всяком случае, с них никак нельзя начинать изучение географии. А вот «свой район как природная лаборатория» — весьма достойный зачин. Заслуживает внимания и опора на «национальную культуру, обычаи и традиции своего народа».
4. Структурирование материала должно быть страноведческим; хороша идея учебно-страноведческих концентров.