E pluribus unum
(Единство в многообразии)
Мы разрабатываем программу по экологии и
географии для Татарстана и стремимся к тому,
чтобы региональные методические находки
укрепляли единство нашей страны. Сильные регионы
— сильная Россия. Если в России каждый народ и
его традиции, опыты воспитания и обучения не
развиваются, то Россия ослабеет. Пусть каждый
народ развивает, возобновляет свои народные
традиции — от этого выигрывает наше государство.
З.А. Хусаинов
канд. пед. наук,
учитель-исследователь
татарской гимназии № 4 г. Казани
Принципы создания программ
по экологии и географии
Татарстана
|
Старинный герб
города Казани,
утвержденный в 1781 г.
|
Отбор компонентов содержания образования —
спектр знаний, которыми овладевают учащиеся в
процессе изучения природоведения, экологии и
региональной географии, а также соответствие
этих знаний разнообразным интересам и
способностям школьников национальной школы —
стал интересовать учителей в большей мере, чем
преподавание школьных предметов ради них самих.
При составлении программ по экологии и географии
Татарстана изучался совместный труд десяти
видных географов, членов Комиссии по
географическому образованию при Международном
географическом союзе, использовался
разнообразный зарубежный опыт. Вот хороший
пример, которому не грех и последовать.
В программе «Региональная география мира»,
используемой в Великобритании, на первом году
обучения изучается местный район как своего рода
природная лаборатория, в которой школьники
учатся наблюдать, вести записи наблюдений и
описывать ландшафты, сопровождая это
объяснениями. В большинстве случаев дается общая
описательная характеристика и той страны,
гражданами которой являются учащиеся.
На втором году изучаются отдаленные континенты:
учителя считают, что, хотя они и не представляют
непосредственного практического интереса для
учащихся, они легче для изучения. А на третьем и
четвертом году анализируются наиболее
густонаселенные районы и изучаются проблемы
использования ресурсов. На последнем году
подробно изучается родная страна в сочетании с
повторением региональной географии мира.
При таком подходе в английских школах учебный
курс выглядит следующим образом:
1 год: Местный район и Британские острова.
2 год: Южные континенты — Африка, Австралия и
Южная Америка.
3 год: Северная Америка и Азия.
4 год: Британские острова и повторение географии
мира.
Мнение учащихся и учителей таково: курс
географии должен в большей мере отвечать
потребностям и интересам национальной школы и
усвоение сведений о физической и экономической
географии своего региона и родной страны должно
предшествовать изучению зарубежной географии.
Это в Англии привело к разработке
концентрической программы. Такая программа
предусматривает изучение вначале местного
района, а затем отдельных регионов в пределах
данного материка, а затем и в других частях мира.
Такая разработка соответствует и нашим
принципам: от близкого к далекому, неизвестному,
от родного порога — к другим странам. Продолжая
данную мысль, придем к такой формуле: «От
освоения национальной культуры — к культуре
народов совместного проживания, затем к мировой
культуре».
Один из принципов концепции развития татарского
просвещения и татарской национальной школы —
приобщение подрастающего поколения к
национальной культуре, обычаям и традициям
своего народа, его духовным и
нравственно-этическим ценностям. Разработанные
нами программы имеют соответствующую структуру
и — основываясь на народных знаниях о природе —
способствуют формированию у учащихся
экологической культуры.
КАКИЕ
уроки можно извлечь из этого материала при
построении
учебного процесса |
Отметим
наиболее сильные стороны тех принципов
построения учебного курса, которые изложены в
статье З.А. Хусаинова:
1. Преподаем не ради того, чтобы создать
специалиста, а ради того, чтобы дать знания и
умения, важные для молодого человека, для
гражданина России, для представителя своего
народа. То есть наши цели:
— выпустить не будущего географа, а
образованного и развитого юношу,
— преподать ученикам не науку географию, а дать
те тщательно отобранные географические знания,
которые реально нужны для полноценной жизни в
современном мире.
2. При структурировании материала не нужно идти
слепо по правилам внутренней логики науки.
Правильнее разворачивать материал, следуя
внутренним духовным и интеллектуальным запросам
учащегося, логике нормального человеческого
познания.
3. География в школе должна быть максимально
конкретной: тех малосодержательных абстракций,
которыми наполнен курс 6-го класса, не нужно; во
всяком случае, с них никак нельзя начинать
изучение географии. А вот «свой район как
природная лаборатория» — весьма достойный
зачин. Заслуживает внимания и опора на
«национальную культуру, обычаи и традиции своего
народа».
4. Структурирование материала должно быть
страноведческим; хороша идея
учебно-страноведческих концентров. |
|