Содержание географического образования
и совершенствование механизмов контроля его
качества
В.И. СИРОТИН,
главный специалист
Министерства образования РФ
Начиная с 2000 г. в общеобразовательных
учреждениях Российской Федерации постепенно
реализуется новое содержание школьного
географического образования. Временным научным
коллективом под руководством профессора В.П.
Дронова и академика РАО В.П.Максаковского была
подготовлена новая концепция школьного
географического образования, которая
предусматривала не косметические, а коренные
изменения как в его структуре, так и в содержании.
Основные положения концепции были закреплены на
Всероссийском совещании (г. Ростов-на-Дону, май 2000
г.).
Концепция предусматривает существенную
разгрузку содержания географических знаний в
основной школе, дифференциацию содержания в
средней школе и как следствие — перенос излишне
усложненного учебного материала из основной
школы в старшую школу, в которой
предусматривается профильное обучение.
Разгрузка содержания основной школы постепенно
происходит за счет:
— сокращения количества сложных
физико-географических (геологических,
геоморфологических, климатологических,
гидрологических и т. д.) и
экономико-технологических
(территориально-производственные комплексы,
энергопроизводственные циклы, технологические
особенности производства различной продукции и
т. д.) понятий;
— перехода к комплексному изучению географии
отдельных территорий Земли (географических
районов внутри страны, отдельных стран и крупных
географических регионов мира);
— изменения соотношения между объемом
изучаемых теоретических понятий и формируемых
практических умений и навыков в пользу
последних;
— изменения роли и места ученика в
современном уроке, а именно переход от
пассивного восприятия новых знаний к активному
самопознанию и самообразованию;
— овладения учителем новыми методами и
технологиями обучения учащихся, в основе которых
лежит организация самостоятельной деятельности
учащихся с источниками географических знаний и
создание условий для овладения учащимися всеми
необходимыми для этого процесса умениями и
навыками.
Концепция школьного географического
образования предусматривает не только глубокое
изменение содержания географического
образования, но и новую структуру школьной
географии.
Вместо начального курса физической географии в
6-м классе предполагается введение нового курса
— «Землеведение». Содержание этого курса
развивает те знания и практические умения,
которые закладывались в начальной школе при
изучении курса «Окружающий мир» и в
предшествующем 5-м классе при изучении
пропедевтического курса «Природоведение».
В 7-м классе будет изучаться курс
«Страноведение». Новое содержание данного курса
сформировалось уже в рамках действующего курса
«География материков и океанов». Стараясь учесть
в его старом названии фактически уже новое
содержание, авторы новых программ и учебников
называли этот курс «Материки, океаны: страны и
народы», или «Материки, океаны и страны». Были и
другие варианты названий, подчеркивающие все
увеличивающееся от учебника к учебнику
количество комплексных страноведческих
характеристик и изучаемых конкретных стран.
Курс географии своего отечества уже сложился как
единый курс «География России», комплексно
изучающий географию природы, населения,
хозяйства и отдельные географические районы
Российской Федерации в 8-м и 9-м классах.
Органически связанным с ним по содержанию и
структуре и дополняющим его является курс по
географии своей республики, области, своего края.
Время на изучение регионального курса географии
целесообразно брать из вариативной части
базисного учебного плана, чтобы не сокращать
федеральный компонент содержания.
В соответствии с общей концепцией модернизации
российского образования в старших классах
предусматривается введение профильного
обучения учащихся. В Минобразовании России
подготовлена и утверждена специальная концепция
профильного обучения на старшей ступени общего
образования. Концепция предусматривает наличие
базовых, профильных и элективных курсов, из
которых предполагается создание учебных планов
под каждый определяемый концепцией профиль
(социально-экономический,
естественно-математический, гуманитарный,
технологический и т. д.). При этом в
обязательном порядке остается и
общеобразовательный профиль, который в своей
основе существует в настоящее время.
Именно в этом общеобразовательном профиле
видится место нового курса «География мира»,
который мог бы в своем содержании обобщить на
новом качественном уровне уже имеющиеся у
учащихся знания о географии своей страны и мира в
целом (примерная программа такого курса дана в
новой программе по географии, выпущенной
издательством «Дрофа» в 2000 г.).
В качестве профильных курсов по географии можно
было бы предложить курс «Природопользование»
или «Физическая география» для
естественно-математического, а курс
«Социально-экономическая география» для
социально-экономического профиля. Курс
«География человеческой деятельности» можно
включить в гуманитарный профиль.
В качестве элективных курсов могут выступать
курсы «Коммерческая география», «Основы
геологии», «География религий» и т. д. (см.
«География», № 40/2002, с. 5—6).
В настоящее время продолжается длительная и пока
безрезультатная работа по определению
содержания государственных образовательных
стандартов. При этом для старшей школы
разрабатывается двухуровневый стандарт. Первый
уровень базовый, второй профильный. Чрезвычайно
важным представляется вопрос о трансформации
двухуровневого стандарта в стандарты для разных
профилей, обозначенных в утвержденной
Минобразованием России концепции профильного
обучения.
Можно пойти по пути разработки отдельных модулей
для каждого профиля обучения, опираясь на
стандарт повышенного уровня (то есть профильный),
но что из этого получится — пока не ясно. Нужна
длительная экспериментальная проверка, которую
и предстоит провести в ближайшие три-четыре года.
Не менее важным является вопрос контроля
качества географического образования. Повальное
увлечение тестированием, использование для
оценки качества географического образования
тестовых заданий находится в явном противоречии
с теми образовательными целями, которые лежат в
основе и концепции модернизации российского
образования, и новой концепции содержания и
структуры географического образования.
На наш взгляд, тестовые задания на 80% оценивают
только уровень овладения учащимися
фактологическим материалом и степень развития
их памяти. Трудно, если вообще возможно,
определить с помощью тестов, умеет ли учащийся
отделять причину от следствия, устанавливать
причинно-следственные связи, делать
самостоятельные выводы и умозаключения,
обобщать материалы, полученные как результат
своей работы с источниками географических
знаний и т. д. Особенно важно подчеркнуть, что
тестовые задания не рассчитаны на работу
учащихся с картой, со статистическими
материалами. Они заставляют учащихся
механически зазубривать то, что можно легко
установить с помощью карты из географического
атласа или таблицы из статистического
справочника. Таким образом, деятельностный
подход к обучению, поставленный разработчиками в
основу новых стандартов, находится в явном
противоречии с существующими системами и
инструментами оценки качества знаний и
требованиями к Единому государственному
экзамену, в основе которого лежат те же тесты.
Думается, что в основу текущего и итогового
контроля качества знаний также должен быть
положен деятельностный подход. Нужна система
заданий и упражнений, дающая возможность не
только проверить овладение учащимися
теоретическими понятиями и фактологическими
знаниями, но и оценить практические умения
учащихся получать нужные им знания из различных
источников информации. При этом необходима
систематичность проведения как текущего, так и
итогового контроля в зависимости от времени
изучения материала.
Изменения в содержании географического
образования проходят в тесной связи с теми
изменениями, которые предусмотрены концепцией
модернизации российского образования. В ходе
работы возникает много вопросов, решить которые
возможно только совместно со всеми
заинтересованными людьми. Хотелось бы, чтобы на
страницах газеты «География», в журнале
«География в школе» было больше статей,
касающихся наиболее актуальных проблем,
связанных с изменениями, уже происходящими в
школьном образовании, в том числе и
географическом. Это поможет минимизировать
ошибки, неизбежные при переходе к новому
содержанию и методике обучения учащихся. |