Монастырь — посад — городРусские города, возникшие
|
Троице-Сергиева Лавра.
|
Длительное время в наших учебниках
географии ставился едва ли не знак равенства
между понятиями «город» и «промышленный центр».
Школьники изучали города нашей Родины в основном
по экономической карте, и успех изучения
определялся главным образом тем, насколько
хорошо ученику удавалось запомнить цвета
секторов в кружках того или иного промцентра, то
есть запомнить, сколько и какие отрасли
«представлены» в этом пункте. Города казались
почти немыслимыми без промышленных предприятий.
Мало что изменилось в обучении и ныне:
экономическая карта (точнее, промышленная
составляющая ее нагрузки, причем порядком
устаревшая) остается главным источником, с
помощью которого мы формируем у школьников и
студентов представление о городах. Из всех карт
атласа только на экономической карте образы
городов различаются между собой качественно:
«покрашены в разные цвета». На
общегеографической и других картах1
у городов в буквальном смысле вообще нет
никакого колорита, все — одноцветны и
различаются только размером пунсонов.
Между тем в последние годы наши школьники на
собственном опыте (вернее, на опыте своих
родителей) постигли, что промышленное и
городское развитие не всегда тождественны. Есть
города, где закрылись или впали в летаргию
ведущие заводы, но которые остаются городами,
причем некоторые не только не потеряли
население, но и немного подросли. Это заставляет
задуматься о том, что формирование городов
(градообразование) не всегда было и не всегда
будет определяться промышленными предприятиями.
Заставляет задуматься о том, как появились на
свет Божий разные города, что’ дало им жизнь (то
есть каков генезис города), что’ жизнь в них
поддерживает, что’ определяет их специфику — их
наиболее значимые отличия от других городов.
В этой статье мы обратим внимание на небольшую
группу городов, имеющих особое происхождение.
Речь пойдет не о тех городах, что возникли из
княжеских крепостей, из бюрократических центров
управления губерниями и уездами, из торговых сел
в земледельческих районах, из уральских заводов
или волго-клязьминских фабрик, из подмосковных
НИИ и КБ, из черноморских пляжных поселков, то
есть не о тех, что заведомо формировались в
водовороте мирской жизни, в гуще связей. Речь
пойдет о тех городах, что появились из объектов,
которые вроде бы изначально стремились уйти от
мирской суеты, искали уединения (уединение — как
фактор размещения!), изолировались от связей.
Речь о городах, выросших вокруг монастырей или на
их месте2.
Сергиев Посад
Исторический герб Сергиева
Посада
|
Самый известный из российских городов, ядром
кристаллизации которого послужил монастырь, —
несомненно Сергиев Посад, райцентр на
северо-северо-востоке Московской области.
История Троице-Сергиева монастыря известна: он
был основан в конце 30-х — первой половине 40-х
годов XIV в. преподобным Сергием Радонежским.
Сергий — сын ростовского3
боярина, переселившегося в подмосковный город
Радонеж (ныне не существующий)4.
После смерти родителей Сергий ушел в необжитую
местность в 15 км к северу от Радонежа, где
построил келью и деревянную церковь во имя св.
Троицы. Постепенно к Сергию, принявшему
монашеский постриг, стали стекаться
чернецы-сподвижники. Слава об уединенной обители
стала шириться, к слову троицкого игумена стали
прислушиваться не только простые богомольцы, но
и митрополит и великий князь.
В житийной литературе обычно говорится, что
Сергий, основывая Троицкий монастырь, шел «в
пустыню», искал места для уединенной и
сосредоточенной молитвы. В одном из ныне
действующих учебников для 9-го класса можно
прочитать «в глухих лесах (выделено мной. — С.Р.)...
Сергий Радонежский основал Троицкий монастырь».
Это так и не совсем так. Монастырь был основан
всего в нескольких километрах от одной из самых
оживленных дорог того времени —
Москва—Переславль-Залесский—Ростов—Ярославль5, и где-то здесь, поблизости, с
запада должна была примыкать дорога из древнего
Дмитрова. Таким образом, если микроположение
Троицкой обители и было «пустынным», то по
макроположению она попала «в точку», в гущу
передвижений, к артериям пульсирующих
пространственных связей Московской Руси. Да,
первоначально дороги действительно проходили
чуть в стороне от Троицы (тогдашняя трасса
Ярославской дороги шла в двух-трех километрах
восточнее). Но растущий «близ дороги» монастырь
был для путешественников слишком привлекателен
как место для ночлега, защиты, богомолья,
моральной поддержки — и дорога вскоре изменила
траекторию и сдвинулась чуть на запад6,
к Троице.
Герб города Загорска (Сергиева
Посада),
|
Положение монастыря к северо-востоку от Москвы,
то есть в сравнительной безопасности от внешних
вторжений с юга (Орда) и с запада (Литва, Польша и
пр.), естественно придавало ему роль убежища. Он
сравнительно мало пострадал от ордынских
набегов (и, напротив, стал своеобразным символом
антиордынской борьбы: благословение Сергием
Дмитрия Донского на Куликовскую битву; троицкий
инок Пересвет в поединке с
Челубеем—Темир-Мурзой; ободряющее послание
троицкого игумена Вассиана Ивану III в
геополитически переломный момент «Стояния на
Угре»). Он не был взят польско-литовскими шайками
в Смуту (и, напротив, воззвания, рассылаемые
троицким келарем Авраамием Палицыным стали
катализатором организации борьбы с
интервентами). Даже во внутренних смутах здесь
искали опоры московские государи: сюда бежал
Петр от стрелецкого бунта.
Заметим также, что Троицкий монастырь на
удивление удачно вписался в подмосковный
пространственный ритм городов: вокруг Москвы на
расстоянии около 100 км исстари начало
складываться кольцо важных оборонительных
пунктов-городов:
Коломна—Кашира—Серпухов—Боровск—Можайск—Волоколамск—Клин—Дмитров.
В восточной и северо-восточной части, в
135-градусном секторе между лучами
Москва—Коломна и Москва—Дмитров, кольцо это не
было замкнуто, и монастырь Сергия (с XVI в. здесь
появляются каменные стены и башни) стал
очередной жемчужиной в этом крепостном ожерелье7. Но если на передовых (южном и
западном) рубежах Москвы нужны были княжеские
крепости — кремли с профессиональными
дружинами, то здесь, на северо-востоке,
достаточно было и обители чернецов, готовых,
однако, к обороне. В результате неприкрытый тыл
Москвы существенно сузился. А после, мы увидим,
другой основанный Сергием монастырь вообще
почти замкнул кольцо подмосковных оплотов.
С расширением границ Московского государства
оборонительная значимость монастыря сошла на
нет, но в качестве духовного оплота России он
сохранил и сохраняет едва ли не первенствующую
роль. В исконной Великороссии — это единственная
лавра8. Конечно, развитие
Сергиева Посада в новое время определялось уже
не только монастырем. Но монастырь, собиравший
здесь десятки тысяч паломников, создав здесь
обширный рынок сбыта, дал импульс развитию здесь
ремесел. В частности, ориентируясь на
паломнический спрос, в городе и окрестностях
развилось игрушечное дело: знаменитая
сергиево-посадская матрешка, богородская резная
игрушка; в городе ныне работают единственные в
стране НИИ и музей игрушки. В советские годы
город стал мощным промышленным центром: особенно
известен Загорский оптико-механический завод
(ЗОМЗ) — производитель биноклей, прицелов,
приборов ночного видения. Здесь (и поблизости)
разместились различные научно-производственные
предприятия, специализированные военные
городки, испытательные полигоны. Не забудем
однако, что все это разнообразие функций
постепенно, как в снежном коме, напластовывалось
на то изначальное ядро, на тот сердечник, который
вложил в него в XIV в. преподобный Сергий.
Троице-Сергиева лавраПамятная медно-никелевая монета
достоинством 5 рублей, |
Какая, казалось бы, генетическая связь
между монастырем и современной промышленностью?
Но она есть. Монастырь притянул к себе дороги,
создал большое поселение. Одной из первых
протянувшихся от Москвы железных дорог стала
дорога на Сергиев Посад (1862 г.!) — чтобы возить
богомольцев «к Троице», «к Сергию». Железная
дорога (продолженная потом на Ярославль и на
Архангельск) дала городу дополнительный импульс
экономического развития. Вокруг монастыря
издавна группировались представители
творческой интеллигенции. Многие (мыслители
Флоренский и Розанов, писатель Пришвин, художник
Фаворский и др.) здесь жили, причем и в те годы
(1919—1946), когда лавра была закрыта. Так монастырь
прямо или косвенно формировал вокруг себя
транспортную, социальную, интеллектуальную,
профессиональную инфраструктуру — создавал
условия для роста многофункционального
производственного центра.
То, что именно лавра оставалась и остается в
Сергиеве—Загорске градоформирующим,
системообразующим ядром, подчеркивается тем, что
лаврская (Красногорская) площадь воспринимается
загорчанами9 как центр города.
Признанным центром не смогли стать близлежащие
площади и скверы ни перед внушительным Дворцом
культуры имени Гагарина (памятник солидной
сталинской архитектуры, 1954 г.), ни перед светлым
горсоветом (архитектурный выразитель
романтических надежд развитого социализма). Даже
памятник Ленину — своеобразный маркер центра
почти в любом городе — был возведен именно на
лаврской площади.
Памятник
|
Недавно у стен лавры был поставлен
бронзовый памятник преп. Сергию. И теперь два
философских антагониста (диаметрально
по-разному решавшие основной вопрос философии)
находятся в одном архитектурно-планировочном
пространстве. Некоторых это раздражает, других
забавляет. Но если вдуматься, то здесь нет места
для иронии: на площади стоят памятники двум
людям, посвятившим свои жизни укреплению
Московского государства: один — формируя
тыловую поддержку молодой Москве — стоял при
рождении Московской Руси; другой — предложив
стране альтернативу разлагавшемуся режиму,
перенеся столицу из периферийного Питера в
сердце России — положил начало самому мощному из
когда-либо существовавших в истории государств с
центром в Москве — Советскому Союзу.
Развитие монастыря и разрастание слобод, посада
вокруг него с последующим превращением в крупный
город10 следует рассматривать,
конечно, как результат подвижнической и
праведной жизни св. Сергия, притягательности и
обаяния его личности, глубины его веры. Но
несомненным фактором развития стало и удачно
выбранное географическое положение для
основания обители. Было ли оно «просчитано»,
сознательно проанализировано и выбрано Сергием?
Стало ли оно результатом случайного выбора,
трансцендентного наития? Гадать по этому поводу
бесполезно. Впрочем, нижеследующая история с
основанием Киржачского монастыря позволяет
предположить, что пространственное,
географическое мышление Сергию было не чуждо.
Продолжение следует
1 В некоторых учебниках есть еще,
правда, карты последовательности освоения
территории России, и там пунсоны городов
покрашены разными цветами в зависимости от
времени основания. Но это все-таки
количественная, а не качественная
характеристика.
2 Соответствующую задачу в серии
«Властелин колец» см. в № 44/2002, с. 23, 25—26.
3 Местом рождения преп. Сергия
считают Варницкую слободу в Ростове (ныне — по
западную сторону Ярославской железной дороги),
где впоследствии в память о Сергии был построен
Варницкий монастырь, ныне восстанавливаемый.
4 Ныне село Радонеж (а до недавнего
времени — село Городок в 60 км от Москвы, между
Ярославским шоссе и Ярославской железной
дорогой).
5 Это ныне Ярославль — лишь «один
из» более или менее крупных городов России, это
ныне Переславль и Ростов — небольшие райцентры,
пусть и избалованные вниманием туристов. А в
тогдашней Руси — это были крупнейшие центры,
национальной значимости ядра, соответствующие
городам-миллионерам в современном масштабе
России.
6 В 70—80-х годах ХХ в. новая
автострада Москва—Ярославль (ныне —
федеральная трасса «Холмогоры») снова обошла
Загорск (Сергиев Посад) стороной и пролегла
примерно там же, где проходил старейший путь, то
есть в нескольких километрах восточнее города.
Произошло как бы отрицание отрицания. Сначала
монастырь «пригнул» к себе дорогу, искавшую
надежных этапных опор. Потом, благодаря симбиозу
«монастырь + дорога», вырос город, ставший
затруднением для дороги, стеснивший движение.
Дорога же с чрезмерно интенсивным транзитным
движением стала обременительной для города. И
магистральная дорога выпрыгнула из города, от
монастыря на сельский простор, к «старому руслу».
В сущности, это одно из проявлений правила
смещения Вильяма Бунге, о котором «География»
некогда рассказывала; см.: Всеобщая заочная
олимпиада. Задача для будущего
таксиста//География, № 44/95, с. 8.
7 Южные и западные «сторожа»
Москвы, расположенные на наиболее угрожаемых
направлениях, встали от Москвы подальше, чтобы
обеспечивать достаточную — по тем временам —
безопасность рубежей, а Троицкий монастырь,
выросший на укромном векторе, встал поближе к
столице.
8 Лавра — особо почитаемый, особо
заслуженный монастырь. В Русской православной
церкви лавр всего четыре: Киево-Печерская
(древнейший монастырь Руси), Почаевская (оплот
православия в волнах наступающего католицизма и
унии в Тернопольской обл. Украины),
Александро-Невская (официальная, Петровская,
некогда столичная) и Троице-Сергиева.
9 А как их иначе назвать? Не
сергиевопосадцами же…
10 Наслоившиеся на монастырь
слободы в 1782 г. были административно объединены в
единое поселение, названное Сергиевым Посадом,
в сущности — преобразованы в город. В 1919 г. посад
стал официально называться город Сергиев. В
1930—1991 гг. город носил название Загорск (в
честь партийного деятеля В.М. Загорского), и
многие по-прежнему в быту продолжают так
именовать этот город. С 1991 г. это город Сергиев
Посад.