В кольце трагической изотермы(влияние географического положения России на климат и людей) Интегрированный урок географии и
музыки*
|
Герб города Коломны,
|
С тех пор как появилась газета, не
представляю своей жизни без ее материалов —
настолько они созвучны моему восприятию
предмета. Стараюсь применять материалы газеты на
своих уроках. Сердце разрывается от
невозможности использовать все, что хотелось бы.
Стремлюсь к тому, чтобы ребята воспринимали
природу всеми органами чувств, поэтому придаю
большое значение культурологическому аспекту.
Вместе с учителем музыки О.Н. Баваровой мы
провели урок по теме: «Распределение температур
на территории России». Урок построен целиком на
материалах газеты «География». Как
представляется, нам удалось достичь интеграции
знаний по географии и музыке, а главное,
сформировать климатологический образ — образ
российской зимы.
С пожеланием творческих успехов всем коллегам
Е.И. Третьякова,
учитель географии
муниципального лицея
№ 4 г. Коломны
Московская обл.
* Урок был проведен совместно с учителем
музыки О.Н. Баваровой.
** Аналогичный урок может быть поставлен и в
7-м, и в 9-м классах.
ЗАДАЧИ УРОКА
1. Сформировать знания о разнообразии
климатических условий на территории России и их
влиянии на жизнь и хозяйственную деятельность
людей.
2. Продолжать учить пользованию различными
источниками информации.
3. Способствовать пониманию образа русской зимы
при помощи музыки, осознанию опыта внутреннего
переживания, единения с природой.
ОБОРУДОВАНИЕ:
— физическая и климатическая карты России;
— атласы для 7-го и 8-го классов;
— выставка репродукций зимних пейзажей, работ
учащихся, магнитофон, фонограммы симфонии П.И.
Чайковского «Зимние грезы», пьесы «Зимнее утро»,
песен «Степь да степь кругом», «Зимняя сказка»,
«У природы нет плохой погоды».
ХОД УРОКА
1. ВВОДНО-МОТИВАЦИОННЫЙ ЭТАП
Звучит песня А. Петрова «У природы нет плохой
погоды».
Учитель географии. По музыкальной
заставке вы, наверное, догадались, что речь
пойдет о климате. Еще на дворе осень***, но
уже не за горами зима — время года, которое
определяет особое место нашей страны в мировой
истории и географии. Именно разговором о зиме мы
начинаем знакомство с темой «Климат России». Мы
постараемся всесторонне рассмотреть это
явление. Приглашаем вас задуматься над тем, что
значит это явление для нашей страны, для каждого
из нас. Приглашаем поразмышлять об исторической
судьбе народов, населяющих Россию, о некоторых
экономических проблемах, обусловленных
географическим положением России, о нашем
национальном характере, наконец. Создать образ
этого судьбоносного для России времени года нам
поможет замечательная музыка.
*** Урок проводится, как правило, в I четверти.
2. ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ НАСТРОЙ
Учитель музыки. Тема природы —
излюбленная тема русских поэтов и писателей,
художников и музыкантов. Особое место в их
творчестве занимает зима с ее праздничным
великолепием и холодной красою.
Зима для русского человека — радостное время
года. Нет ничего лучше, чем зимним морозным утром
прокатиться на санях, запряженных тройкой
лошадей, подышать зимним морозным воздухом,
полюбоваться ослепительно белым снегом,
искрящимся на солнце.
Учитель географии. Но зима — время
забот и тревог, холодных метелей и вьюг, студеных
ветров. И каждый человек по-своему видит это
время года. Всем вам хорошо известны строки
стихотворения А.С. Пушкина «Зимнее утро»:
...Под голубыми небесами Великолепными коврами, Блестя на солнце, снег лежит. Прозрачный лес один чернеет, И ель сквозь иней зеленеет, И речка подо льдом блестит... |
Учитель музыки. У
великого русского композитора П.И. Чайковского
есть пьеса с таким же названием «Зимнее утро» из
фортепьянного цикла «Детский альбом». Сравним
звучание пьесы со стихотворением А.С. Пушкина.
Созвучны ли эти два произведения?
Звучит пьеса П.И. Чайковского «Зимнее утро».
Учащиеся отвечают на вопрос.
Юлий Юлиевич Клевер. Зима. Ок. 1903 |
Учитель музыки. Важное место в
творчестве П.И. Чайковского занимают
симфонические произведения. Их содержание
глубоко и разнообразно. В них композитор
передает горе и радость человека, его тревоги и
сомнения, надежды и мечты. Он часто воспевает
русскую природу и рисует картины народной жизни.
[1, с. 4]
Ярким примером служит Первая симфония, имеющая
название «Зимние грезы». Что такое симфония?
Учащиеся отвечают на вопрос.
Учитель музыки. Это одно из
выдающихся произведений симфонической музыки.
Эта лирическая симфония написана в 1866 г. в Москве;
в ней раскрыты чувства человека, навеянные
образами природы. В симфонии четыре части. Первая
часть имеет название «Грезы зимней дорогой»,
вторая часть — «Туманный край, угрюмый край».
Учитель географии. Родившаяся из
путевых впечатлений от русской природы, она
воплощает один из излюбленных мотивов русской
национальной поэзии, связанный с лирикой
размышлений о Родине.
...Сквозь волнистые туманы Пробирается луна. На печальные поляны Льет печально свет она. По дороге зимней, скучной Тройка борзая бежит, Колокольчик однозвучный Утомительно гремит. Что-то слышится родное В долгих песнях ямщика: То разгулье удалое, То сердечная тоска... |
Учитель музыки.
Послушайте отрывки из этой симфонии. Подумайте
над вопросами (см. приложение на с. 11). Каков
характер первой и второй частей? Какие
изобразительные средства использует автор?
Учащиеся слушают музыку и
обсуждают впечатления от услышанного.
Учитель музыки. Являясь образцом
монументального жанра, Первая симфония
Чайковского «Зимние грезы» соединяет в себе
черты программного симфонизма с глубоко
национальным характером звучания. Мастер
звуковой палитры и тонкий лирик в изображении
природы, Чайковский писал о ней так: «Я люблю нашу
русскую природу больше всякой другой, и русский
зимний пейзаж имеет для меня ни с чем не
сравнимую прелесть».
3. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
Учитель географии. А вот в стихах
М. Волошина создается совсем другое, тревожное
настроение.
Ученик читает стихотворение М.
Волошина «Северовосток» (см.: «География», № 6/2002).
Учитель географии. Слова: «Не
дойдем и в снежной вьюге сгинем/Иль найдем
поруганный наш храм?» взяты эпиграфом к нашему
уроку. На этот вопрос мы должны ответить в конце
урока. А для этого нам следует накопить
информацию для размышления, то есть подумать
самим. У каждого есть задания для
самостоятельной работы с указанием источников
информации в учебнике (или атласе). Просьба
обратить внимание на необходимость четко
формулировать выводы. Время выполнения —15 минут.
Самостоятельная работа учащихся.
Задание 1 (см. Приложение на с. 11)
предлагается большинству учащихся. Остальные
задания — группе сильных учащихся.
Подведение итогов самостоятельной работы.
Учитель географии. Слушая
выступления своих товарищей, вы должны записать
краткийвывод из каждого выступления.
Итог 1:
Выявление закономерностей распределения
летних и зимних температур на территории России
на основе анализа климатических карт.
Определение «трагической изотермы» –10 градусов.
Константин Алексеевич Васильев.
|
Учитель географии. Как и
всякое удовольствие, тепло не замечается людьми,
если оно в достатке. Посмотрев на карту, вы
убедитесь, что Якутия, где находится «полюс
холода», получает летом почти столько же тепла,
сколько и Париж. Но как разительно меняется
картина зимой! Зимний мороз словно отгораживает
Россию от Западной Европы и Японии забором своих
ледяных изотерм.
В XIX в. польский поэт Сырокомля написал
стихотворение о ямщике, нашедшем в снегу
замерзшей любимую девушку. При средних зимних –5
градусах в Польше такое, конечно, возможно, но как
из ряда вон выходящий несчастный случай.
Стихотворение перевел на русский язык ярославец
Трефолев. И здесь оно пополнило трагический цикл
русских народных песен о замерзающих в пути
людях. [4, № 2, с. 4—5]
Учащиеся поют песню «Степь да
степь кругом».
Итог 2:
Вывод о воздействии климатических особенностей
на людей.
Учитель музыки. Какие эпитеты вы
подобрали бы к словам «зима, снег»?
Ребята называют эпитеты. Среди них
преобладают положительно окрашенные.
Учитель географии. Но человек,
волей судьбы перенесенный в другие, непривычные
природные условия, может воспринимать снег
иначе.
Вот как пишет узник ГУЛАГа, писатель Варлам
Шаламов, о природе колымских лагерей: «бешеная
природа, ненавидящая человека».
Итог 3:
Особые климатические условия нашей страны
определили ее особенное место в мировой истории
и географии. В декабре грезить об открытости
России в мировой рынок — на равных основаниях с
другими, намного более теплыми странами, — может
лишь человек, живущий без географии, то есть
нигде, без ощущения Родины. [3, с. 1]
Задание 2
Ученик рассказывает о том, какие
экономические проблемы обусловлены суровыми
зимами. [3, с. 2]
Итог 4:
За общим евразийским столом мы сидим слишком
далеко от горячих самоваров и дымящихся супниц
южных морей. Климатические блюда, которые подают
на наш край зимние ветры и морские течения,
доходят до нас уже остывшими. Народы издавна
оберегали свои удобные места за столом, отгоняя
более слабых, менее сплоченных. Так, под жестким
натиском германских племен вынуждены были
начать восхождение по ступеням ледяных изотерм
славяне. «Сотни лет мы шли навстречу вьюгам/С юга
вдаль на северо-восток».
Учитель географии. На дальнем
северо-востоке как раз и находится Якутия, где
расположен полюс холода. Однако, заметим, по
ресурсам недр это одна из богатейших территорий
нашей страны.
Ученик рассказывает о проблемах,
связанных с освоением природных ресурсов Якутии.
[6, с. 14—15]
Итог 5:
И, наконец, мы подходим к вопросу о русском
национальном характере, сформировавшемся под
влиянием таких суровых условий.
Ученики дают краткую биографическую справку об И.А. Ильине и рассказывают о его взглядах на роль климатических контрастов в формировании русского национального характера. Климат влияет на национальный характер. [2, с. 14—15]
4. ПОДВЕДЕНИЕ ОБЩИХ ИТОГОВ УРОКА
Константин Алексеевич
|
Ребята обсуждают основной
вопрос урока, высказывают свое мнение об
исторических судьбах России в связи с
природно-климатическими условиями.
Учитель географии делает вывод по
уроку. Да, России выпала историческая судьба жить
в суровых природных условиях. Но под влиянием
этих тяжелых условий у русских сформировался
стойкий, выносливый характер. Русский человек
склонен к самопожертвованию. Максимилиан
Волошин пишет: «Все поймем, все вынесем любя...»
Главное — любить свою страну, надеяться, верить и
трудиться на благо России.
Учитель географии и учитель
музыки объявляют оценки.
5. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
См. Приложение
6. ЗАВЕРШАЮЩИЙ ЭТАП.
НАСТРОЙ НА СВЯЗЬ СОДЕРЖАНИЯ
УРОКА И РЕАЛЬНОСТИ
Учитель географии. И.А. Ильин
считал, что если заглянуть в душу русского
человека, то возникает впечатление, что в ней как
бы слышится внутреннее, безмолвно звучащее
пение. Вот и мы закончим урок песней «Зимняя
сказка».
Ребята и учителя исполняют
песню «Зимняя сказка».
ЛИТЕРАТУРА
1. Пименова Р.А. Географические образы в
музыкальном искусстве//География, 1999, № 37.
2. Пименова Р.А. Географические мотивы в
философских трудах И.А. Ильина//География, 1998, № 21.
3. Преображенский B.C. Зима в хозяйстве
России//География, 1998, № 45.
4. Рогачев С.В. Географическое положение
России//География, 1992, № 1, 2.
5. Рогачев С.В. Географическое положение
России//География, 1993, № 5.
6. Смирнягин Л.В. Якутия//География, 1996, № 40.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Раздаточный материал
Курс: Физическая география России
Тема урока: В КОЛЬЦЕ ТРАГИЧЕСКОЙ ИЗОТЕРМЫ
(Влияние географического положения России на ее
климат)
Ваша задача на уроке: Вам предстоит узнать, как изменяется температура зимы на территории России; как влияет холодная зима на жизнь и хозяйственную деятельность российских жителей, на национальный характер русского человека и живущих в России людей других национальностей; какой образ зимней природы создан в музыкальных произведениях.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА
ЗАДАНИЯ
1. Проанализируйте карту «Средняя
температура воздуха в июле» на с. ... учебника*.
В каком направлении и как изменяется летняя
температура на территории России? Запишите вывод
в тетрадь.
2. Проанализируйте распределение
температур в самый холодный (январь) месяц
(рис. ... на с. ... учебника).
В каком направлении и как изменяется температура
января на территории России?
Где расположены территории с самыми высокими
температурами января? Почему?
Найдите на карте наиболее холодные районы. Где в
нашей стране находится полюс холода северного
полушария?
3. Сопоставьте карту изотерм января с
политической картой Евразии. Какая, на
ваш взгляд, изотерма знаменует собой рубеж
экологической ниши России, то есть в большей
степени совпадает с границами России? Запишите
краткие выводы в тетрадь.
* В формулировке задания нужно указать номер рисунка и страницу в учебнике (или в атласе) в зависимости от того, какой учебник (или атлас) используется в классе.
Вопросы к отрывку из Первой симфонии П.И. Чайковского «Зимние грезы»:
1. Что такое программная музыка?
2. Что такое изобразительные моменты?
3. Что такое симфония?
4. Каков характер 1-й части? Какие средства
музыкальной выразительности использует автор?
5. Каков характер 2-й части?
6. Назовите известные вам произведения
программной музыки.
Домашнее задание
1. (Задается соответствующий параграф
учебника.)
2. Изготовьте книжку-малышку «Времена года».
3. Напишите сочинение-миниатюру на темы урока: «За
забором ледяных изотерм», «По ступеням изотерм».