Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №2/2003

История исследований


ЛЕДОКОЛ
как символ географического положения России

Вице-адмирал С.О. Макаров — инициатор создания ледокольного флота России
Вице-адмирал С.О. Макаров —
инициатор создания
ледокольного флота России

По фото 1889 г.

Россия, имеющая самую протяженную в мире границу с морями Ледовитого океана, исторически была заинтересована в освоении Северного морского пути. Эта идея издавна волновала умы ученых и прогрессивных людей своего времени. Адмирал С.О. Макаров назвал Россию зданием, обращенным своим фасадом к Ледовитому океану, и ходатайствовал перед Морским министерством о быстрейшем изучении и начале эксплуатации этого кратчайшего и безопасного в военном отношении пути в Тихий океан.
Идею Макарова горячо поддерживал великий русский ученый Д.И. Менделеев1, который был консультантом Морского министерства.
В качестве надежного средства исследования и освоения Северного морского пути С.О.Макаров предложил использовать ледоколы.
В комиссию по разработке технического задания на проектирование ледокола, которую возглавил С.О. Макаров, вошел Д.И. Менделеев. Был объявлен международный конкурс на лучший проект ледокола, в наибольшей степени отвечающий условиям технического задания. Такой проект выполнила английская фирма «Армстронг», которой и поручили постройку судна.
Спуск ледокола на воду состоялся в октябре 1898 г. на верфи Армстронга в английском городе Ньюкасл-апон-Тайн, а в начале 1899 г. «Ермак» вышел в свое первое плавание. Через десять дней, 4 марта (по старому стилю) «Ермака» торжественно — салютами, музыкой и огромным стечением народа — встретил Кронштадт. Журналы писали: «Новый пароход-ледокол не столько прорезает, сколько продавливает лед: он наскакивает быстрым ходом на ледяную поверхность и продавливает ее своей колоссальной тяжестью, разбрасывая из-под бортов глыбы льда. Кроме того, на “Ермаке” имеется масса приспособлений для ломки льда, и одними из полезнейших оказались особые якоря для зацепления льда снизу и перекачивание воды с одной стороны парохода на другую, то есть искусственное расшевеливание его для более успешной ломки льда». Николай II дал телеграмму Макарову: «Поздравляю с приходом в Кронштадт в это время года». Задумаемся: всего сто лет назад прибытие корабля ранней весной в Финский залив было событием! Как долго льды сковывали свободу страны, какие усилия от страны потребовались для высвобождения из этих климато-географических оков! Сколько усилий еще будет затрачено!
Через пять дней после прибытия в Кронштадт «Ермак» отправился выполнять свою службу — на освобождение из тисков льда кораблей, стоявших на Кронштадтском рейде, в Ревеле (Таллине) и в Петербургском порту. Затем он спасает броненосец «Генерал-адмирал Апраксин», наскочивший на камни около острова Гогланд в Финском заливе. Во время этих спасательных работ впервые был применен беспроволочный телеграф, изобретенный преподавателем минных классов А.С. Поповым.
Летом 1900 г. «Ермак» совершает свой первый арктический рейс, окончившийся неудачно в районе архипелага Шпицберген из-за слабости носовой части ледокола. Поэтому его отправляют на завод в Ньюкасл для достройки новой носовой части. В январе 1901 г. достройка была закончена, и уже в мае «Ермак» снова уходит в арктическую экспедицию. Однако у северной части Новой Земли ледокол зажали сплошные торосистые льды, что сделало его дальнейшее плавание невозможным.
С позиций сегодняшнего дня арктические походы «Ермака» в те годы и не могли быть успешными, поскольку совершались вслепую, без знания ледовой обстановки. Даже мощные современные атомные ледоколы на всем пути следования пользуются исчерпывающей информацией о движении и состоянии льдов, собираемой на основании данных авиаразведки. Во времена же «Ермака» такой службы просто не существовало, и это не могло не отразиться на результатах его арктического плавания.
Адмиралу Макарову не разрешили продолжать опыты в Арктике, и ледокол вернули на Балтику.
С предложениями о дальнейших испытаниях ледокола в Арктике неоднократно обращался в разные инстанции Д.И. Менделеев, но и ему было отказано. Этот отказ нанес огромный ущерб делу освоения Арктики и отработки такой конструкции ледокола, которая обеспечила бы ему эффективное безопасное плавание в полярных водах. В частности, исход войны с Японией, по мнению специалистов, мог бы оказаться иным, война была бы менее кровопролитной для России, если бы к началу этой войны Северный морской путь был освоен. Не случайно Д.И. Менделеев впоследствии с горечью говорил, что, если бы хоть десятая часть того, что потеряно при Цусиме, была потрачена на исследования в Арктике, наша эскадра пришла бы во Владивосток! Она прошла бы туда, минуя Цусиму, Северным морским путем2.

Мурманск. Памятник ледоколу «Ермак» у здания краеведческого музея
Мурманск.
Памятник ледоколу «Ермак»
у здания краеведческого музея

Фото с сайта
http://photo.murman.ru

 

В 1918 г. ледокол прославил себя спасением русских кораблей во время знаменитого ледового похода балтийской эскадры из Гельсингфорса (Хельсинки), отошедшего тогда к Финляндии, в наш Кронштадт. «Ермак» был единственным сильным ледоколом у Советской власти. Не будь его, судьба русской эскадры сложилась бы трагически. Моряки ледокола в этом походе проявили беззаветный героизм и самоотверженность. Они семь суток без сна и отдыха обеспечивали проводку кораблей, и в том, что флот не пропал, а сохранился для Советской власти, их заслуга бесспорна. За участие в ледовом походе «Ермак» был награжден почетным революционным Красным знаменем ВЦИК.
Когда в 1932 г. был открыт Северный морской путь, ледокол после 30-летнего перерыва вновь попал в Арктику.
В 1938 г. «Ермак» под командованием капитана В.И. Воронина участвовал в работах по эвакуации станции «Северный полюс-1» (1938) и освободил из ледового плена несколько десятков судов, в их числе и зажатые во льду ледоколы «Малыгин», «Георгий Седов» и «Садко». В этом же году он дважды за одну навигацию прошел Северный морской путь3.
В годы Великой Отечественной войны ледокол осуществлял проводку судов на Балтике.
В день своего пятидесятилетия в 1949 г. ледокол был награжден орденом Ленина. После этого он прослужил на севере еще 15 лет и в 1964 г. был списан на слом.
Есть глубокий смысл в том, что первое крупное ледокольное судно России получило имя Ермака. Как Ермак Тимофеевич в XVI в. начинал прокладывать России путь к Тихому океану (через холодный Камень), так и «Ермак» был среди тех, кто приоткрыл путь на Дальний Восток (через Лёд). Территория нашей страны, пробившаяся на восток, расклинив вечные снега горного пояса Азиатского материка и вечные льды Северного океана, — словно гигантский ледокол, совершивший героическое полукругосветное плавание в высоких широтах, не страшась и сибирской вечной мерзлоты.
С 1974 г. имя «Ермака» носит новый мощный семипалубный ледокол.


1 См. об этом, в частности: «География», № 6/2002, с. 15.
2 Поражение в русско-японской войне заставило правительство изменить точку зрения на ледокольный флот, и вскоре были построены новые ледоколы — «Таймыр» и «Вайгач». Та же война заставила и форсировать работы по завершению Транссиба, в частности, построить Кругобайкальскую железную дорогу и начать строительство Амурской дороги (об этих дорогах читайте в ближайших номерах «Географии»). Северный морской путь и Транссиб — две жизненно важные для страны нити, связующие ее стесненный Атлантический и широкий Тихоокеанский фасады. В годы, которые по недоразумению называют «эпохой застоя», появилась третья жизненно важная для нас нить — Байкало-Амурская магистраль.
3 См., в частности: «География», № 6/2002, с. 21.

Использованы материалы
С. АШИТКОВА