ЛЕДОКОЛ
как символ географического положения России
|
Вице-адмирал С.О. Макаров —
инициатор создания
ледокольного флота России
По фото 1889 г. |
Россия, имеющая самую протяженную в мире
границу с морями Ледовитого океана, исторически
была заинтересована в освоении Северного
морского пути. Эта идея издавна волновала умы
ученых и прогрессивных людей своего времени.
Адмирал С.О. Макаров назвал Россию зданием,
обращенным своим фасадом к Ледовитому океану, и
ходатайствовал перед Морским министерством о
быстрейшем изучении и начале эксплуатации этого
кратчайшего и безопасного в военном отношении
пути в Тихий океан.
Идею Макарова горячо поддерживал великий
русский ученый Д.И. Менделеев1,
который был консультантом Морского
министерства.
В качестве надежного средства исследования и
освоения Северного морского пути С.О.Макаров
предложил использовать ледоколы.
В комиссию по разработке технического задания на
проектирование ледокола, которую возглавил С.О.
Макаров, вошел Д.И. Менделеев. Был объявлен
международный конкурс на лучший проект ледокола,
в наибольшей степени отвечающий условиям
технического задания. Такой проект выполнила
английская фирма «Армстронг», которой и поручили
постройку судна.
Спуск ледокола на воду состоялся в октябре 1898 г.
на верфи Армстронга в английском городе
Ньюкасл-апон-Тайн, а в начале 1899 г. «Ермак» вышел в
свое первое плавание. Через десять дней, 4 марта
(по старому стилю) «Ермака» торжественно —
салютами, музыкой и огромным стечением народа —
встретил Кронштадт. Журналы писали: «Новый
пароход-ледокол не столько прорезает, сколько
продавливает лед: он наскакивает быстрым ходом
на ледяную поверхность и продавливает ее своей
колоссальной тяжестью, разбрасывая из-под бортов
глыбы льда. Кроме того, на “Ермаке” имеется
масса приспособлений для ломки льда, и одними из
полезнейших оказались особые якоря для
зацепления льда снизу и перекачивание воды с
одной стороны парохода на другую, то есть
искусственное расшевеливание его для более
успешной ломки льда». Николай II дал телеграмму
Макарову: «Поздравляю с приходом в Кронштадт в
это время года». Задумаемся: всего сто лет назад
прибытие корабля ранней весной в Финский залив
было событием! Как долго льды сковывали свободу
страны, какие усилия от страны потребовались для
высвобождения из этих климато-географических
оков! Сколько усилий еще будет затрачено!
Через пять дней после прибытия в Кронштадт
«Ермак» отправился выполнять свою службу — на
освобождение из тисков льда кораблей, стоявших
на Кронштадтском рейде, в Ревеле (Таллине) и в
Петербургском порту. Затем он спасает броненосец
«Генерал-адмирал Апраксин», наскочивший на камни
около острова Гогланд в Финском заливе. Во время
этих спасательных работ впервые был применен
беспроволочный телеграф, изобретенный
преподавателем минных классов А.С. Поповым.
Летом 1900 г. «Ермак» совершает свой первый
арктический рейс, окончившийся неудачно в районе
архипелага Шпицберген из-за слабости носовой
части ледокола. Поэтому его отправляют на завод в
Ньюкасл для достройки новой носовой части. В
январе 1901 г. достройка была закончена, и уже в мае
«Ермак» снова уходит в арктическую экспедицию.
Однако у северной части Новой Земли ледокол
зажали сплошные торосистые льды, что сделало его
дальнейшее плавание невозможным.
С позиций сегодняшнего дня арктические походы
«Ермака» в те годы и не могли быть успешными,
поскольку совершались вслепую, без знания
ледовой обстановки. Даже мощные современные
атомные ледоколы на всем пути следования
пользуются исчерпывающей информацией о движении
и состоянии льдов, собираемой на основании
данных авиаразведки. Во времена же «Ермака»
такой службы просто не существовало, и это не
могло не отразиться на результатах его
арктического плавания.
Адмиралу Макарову не разрешили продолжать опыты
в Арктике, и ледокол вернули на Балтику.
С предложениями о дальнейших испытаниях
ледокола в Арктике неоднократно обращался в
разные инстанции Д.И. Менделеев, но и ему было
отказано. Этот отказ нанес огромный ущерб делу
освоения Арктики и отработки такой конструкции
ледокола, которая обеспечила бы ему эффективное
безопасное плавание в полярных водах. В
частности, исход войны с Японией, по мнению
специалистов, мог бы оказаться иным, война была
бы менее кровопролитной для России, если бы к
началу этой войны Северный морской путь был
освоен. Не случайно Д.И. Менделеев впоследствии с
горечью говорил, что, если бы хоть десятая часть
того, что потеряно при Цусиме, была потрачена на
исследования в Арктике, наша эскадра пришла бы во
Владивосток! Она прошла бы туда, минуя Цусиму,
Северным морским путем2.
В 1918 г. ледокол прославил себя спасением
русских кораблей во время знаменитого ледового
похода балтийской эскадры из Гельсингфорса
(Хельсинки), отошедшего тогда к Финляндии, в наш
Кронштадт. «Ермак» был единственным сильным
ледоколом у Советской власти. Не будь его, судьба
русской эскадры сложилась бы трагически. Моряки
ледокола в этом походе проявили беззаветный
героизм и самоотверженность. Они семь суток без
сна и отдыха обеспечивали проводку кораблей, и в
том, что флот не пропал, а сохранился для
Советской власти, их заслуга бесспорна. За
участие в ледовом походе «Ермак» был награжден
почетным революционным Красным знаменем ВЦИК.
Когда в 1932 г. был открыт Северный морской путь,
ледокол после 30-летнего перерыва вновь попал в
Арктику.
В 1938 г. «Ермак» под командованием капитана В.И.
Воронина участвовал в работах по эвакуации
станции «Северный полюс-1» (1938) и освободил из
ледового плена несколько десятков судов, в их
числе и зажатые во льду ледоколы «Малыгин»,
«Георгий Седов» и «Садко». В этом же году он
дважды за одну навигацию прошел Северный морской
путь3.
В годы Великой Отечественной войны ледокол
осуществлял проводку судов на Балтике.
В день своего пятидесятилетия в 1949 г. ледокол был
награжден орденом Ленина. После этого он
прослужил на севере еще 15 лет и в 1964 г. был списан
на слом.
Есть глубокий смысл в том, что первое крупное
ледокольное судно России получило имя Ермака.
Как Ермак Тимофеевич в XVI в. начинал прокладывать
России путь к Тихому океану (через холодный
Камень), так и «Ермак» был среди тех, кто
приоткрыл путь на Дальний Восток (через Лёд).
Территория нашей страны, пробившаяся на восток,
расклинив вечные снега горного пояса Азиатского
материка и вечные льды Северного океана, —
словно гигантский ледокол, совершивший
героическое полукругосветное плавание в высоких
широтах, не страшась и сибирской вечной мерзлоты.
С 1974 г. имя «Ермака» носит новый мощный
семипалубный ледокол.
1 См. об этом, в частности:
«География», № 6/2002, с. 15.
2 Поражение в русско-японской
войне заставило правительство изменить точку
зрения на ледокольный флот, и вскоре были
построены новые ледоколы — «Таймыр» и «Вайгач».
Та же война заставила и форсировать работы по
завершению Транссиба, в частности, построить
Кругобайкальскую железную дорогу и начать
строительство Амурской дороги (об этих дорогах
читайте в ближайших номерах «Географии»).
Северный морской путь и Транссиб — две жизненно
важные для страны нити, связующие ее стесненный
Атлантический и широкий Тихоокеанский фасады. В
годы, которые по недоразумению называют «эпохой
застоя», появилась третья жизненно важная для
нас нить — Байкало-Амурская магистраль.
3 См., в частности: «География», №
6/2002, с. 21.
Использованы материалы
С. АШИТКОВА
|