№ 42: «От корки до корки»
Не могу назвать себя давним читателем
газеты «География», но все-таки с огромным
удовольствием читаю ее вот уже три года, причем
обычно «от корки до корки». Нравится и подбор
материала, и стиль изложения. К безусловным
достоинствам газеты можно отнести точный
фактический материал, регулярные публикации
рецензий на учебники — своеобразных гидов в мире
современных учебных пособий, — оригинальных
методических разработок...
№ 42 исключением не явился, но... Первая же заметка
заставила взглянуть на год выпуска газеты! «53-я
годовщина Великого Октября...» Простите, но ее мы
праздновали в 1970 году! А на дворе, между прочим,
конец 2002-го! В общем, ложка дегтя в бочке меда*.
Этот недочет скрасила ставшая уже традиционной
рубрика «Разминка». Ее задания, хотя и не так
сложны, имеют подвохи, рассчитанные в большей
степени на невнимание читателя.
Позабавил материал для размышления «К изучению
темы “Гидросфера”». Я его процитировала
ученикам 10-го класса с одним вопросом: «О каком
химическом веществе идет речь?» То, что ответ
должен быть очень простым, они догадались сразу,
но что именно имелось в виду? Тем больше
веселились, узнав, что ответ — вода.
Центральная статья номера — материал В.Л.
Бабурина «Русская география — особая география»
— живого интереса не вызвала. Любопытны статья
«Европа—Азия: демаркация границы», избранные
фрагменты книги Н.Я. Данилевского «Россия и
Европа».
Мне показалось, что номер несколько перегружен
статьями, затрагивающими серьезные проблемы.
Думаю, статья доктора географических наук Г.М.
Лаппо заслуживает того, чтобы не быть
«затерянной» среди других. Все-таки проблемы
геоурбанистики актуальны в современной
географии. И мы, похоже, в самом деле начинаем
терять города, обезличивая их описаниями,
сделанными по стандартным схемам, или вовсе
забывая про небольшие городки, «сошедшие с
дистанции» и лишенные по тем или иным причинам,
по выражению
Г.М. Лаппо, былой «экономической бойкости». А ведь
именно они, сохранившие на своих улицах дух
прошедших эпох, не в последнюю очередь
способствуют пониманию культуры страны.
Материал С.В. Рогачева «Знать карту. Задачи на
взаиморасположение» затрагивает, пожалуй, самое
больное место нашей географии — понимание
пространственного расположения. Но не слишком ли
автор упрощает ситуацию? Наверное, если
предложить аудитории взрослых людей найти
какой-либо объект, а затем попросить кого-то
одного показать его на карте, то этот человек в
итоге будет рассуждать примерно так: «Нижний
левый угол, середина полуострова». Так звучал бы
в изложении обывателя приведенный в публикации
пример нахождения местоположения Мадрида. Зачем
при поисках конкретного города начинать «от
сотворения мира»? Может быть, будет лучше
тренировка зрительной памяти, чтобы при
произнесении названия перед мысленным взором
ученика вставала карта. В принципе, задания,
предлагаемые автором, на мой взгляд, направлены
именно
на это.
В заключение хочется выразить сожаление, что
такая полезная и интересная газета выходит в
черно-белом варианте.
* Каюсь, на первой полосе прошел
непростительный недосмотр. В другие времена за
то, что вместо 85-й годовщины оказалась 53-я, меня бы
давно сняли с работы. — Редактор,
ответственный за выпуск 42-го номера.
Т.С. ГЛАЗУНОВА,
учитель СШ № 1218
Центрального адм. округа
г. Москва
|