Требования к знаниям и умениям
представляются необоснованно завышенными
Современная география — единственный учебный
предмет, дающий целостное представление о Земле
как планете людей. В рамках школьной географии
формируются необходимые знания об изменении
окружающей среды, о динамике мировой экономики,
нуждах, потребностях и правах человека. Анализ и
сопоставление природных и
социально-экономических процессов —
характерная особенность географии (комплексной
учебной дисциплины).
В предложенном проекте образовательного
стандарта* в базовом и
профильном уровнях обязательного минимума
содержания не просматривается, на наш взгляд,
сбалансированность природного и общественного
блоков географии. Ощущается явный перекос в
сторону социально-экономической географии. А
ведь к рубежу XXI века резко возросла скорость
изменений в географической оболочке Земли, в
первую очередь под воздействием техногенных
факторов. Судя по имеющейся информации за
последнее десятилетие о стихийных (в том числе
катастрофических) явлениях в географическом
пространстве, рассмотренный проект
образовательного стандарта по географии должен
быть, на наш взгляд, более ориентированным к
личностной ценностно-поведенческой линии
школьника-гражданина в сфере жизнедеятельности.
Представленный для обсуждения проект, к
сожалению, не избежал редакционных погрешностей,
штампов. Например, в качестве цели указано
«воспитание... нетерпимого (курсив мой. — С.Р.)
отношения к ксенофобии, этнофобии». Заметим, что
...фобия — вторая составная часть сложных слов —
обозначает «нетерпимость», «боязнь» чего-либо
(см. Словарь иностранных слов). Вряд ли уместно
употребление термина «масштаб» в переносном
смысле («современные масштабы и типы освоения
Земли», «масштабы использования») в
географическом образовательном стандарте.
Вызывает опасение, что использование в школьной
географии термина «ноосфера» без учета
конфликтов и конфликтности, объективной и
субъективной дестабилизации системы
«общество—природа» будет способствовать
неадекватному восприятию географической
реальности, ожиданию светлого будущего. В этой
связи нельзя не обратить внимание на
«Географический энциклопедический словарь» (М.,
1988. С. 202), в котором отмечено, что «формирование
ноосферы органически связано со становлением
коммунистического общества».
Выдвинутые требования к использованию
приобретенных знаний и умений в практической
деятельности и повседневной жизни для
выпускников школы (базовый уровень)
представляются необоснованно завышенными и,
пожалуй, невыполнимыми (например,
«квалифицированное участие в общественных
экспертизах», «проведение мониторинга
окружающей среды»).
Заключая изложенное, подчеркнем, что содержание
проекта данного стандарта нуждается, на наш
взгляд, прежде всего в отражении приоритетности
изучения окружающей человека среды,
формирования умений и навыков в
субъектно-объектной деятельности
школьников-граждан в пространственно-временной
конкретности. Стандарт географического
образования в условиях России, очевидно, должен
отвечать основополагающему требованию —
формированию подготовленности выпускников
школы быть адекватными разнообразной, быстро
меняющейся окружающей географической
действительности.
С.Г. Розанова,
учитель географии
негосударственного образовательного
учреждения «Лицей Москвич»
* См.: Проект образовательного
стандарта... //География, № 33, 34/2002. |